Столетие «Моста Императора Петра Великаго»

1

Мюнхен. Кайзеровский мост — Hackerbrücke. 1894.
Отечественным туристам он напоминает Большеохтинский мост в Петербурге.
2
Просвещенные туристы пишут, что у Мюхенского и Петербургского мостов «очень сходное базовое решение». Я думаю, на художественный уровень Мюнхенский мост даже не поднимается, оставаясь чисто инженерной конструкцией. Петербургский — не то…
3
Петербург. «Мост императора Петра Великаго» в суете наших буден.
Боясь пробок, мы проезжаем, особо не разглядывая мост…
И вдруг - событие исторической важности: мосту исполняется 100 лет. Его чистят, одну из башен открывают. Хотите посмотреть? Вперед...
И вдруг — событие исторической важности: мосту исполняется 100 лет.
Его чистят, одну из башен открывают. Хотите посмотреть? Вперед…

Въезды на мост оформлены в виде металлических порталов, ригели которых выполнены по многоцентровой кривой. На стойках-пилонах с вертикальными прорезями установлены улиткообразные держатели с подвешенными к ним удлинёнными плоскими многогранными фонарями.

Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. Арх.: Зазерский А. И. - представитель модерна.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

Необходимость строительство моста, который бы соединил Петербург с Охтинским пригородом, обсуждалась ещё в 1880-х годах, однако этому всячески препятствовало лобби перевозчиков, не желавших терять доходный бизнес. В 1900 году начались работы по выбору, подготовке места для строительства и разработке задания на проектирование. В этих работах участвовал инженер-мостостроитель В. А. Берс, который вернулся со строительства Транссиба.

Работы по подготовке задания на проектирование заняли около года и в 1901 году был объявлен конкурс на проект моста. Из 16 проектов, половина которых исходила от иностранных фирм, не был выбран ни один из-за несоответствия техническим условиям.

Наиболее подходящим был признан внеконкурсный проект, носивший девиз «Свобода судоходству», который был выполнен профессором Николаевской инженерной академии полковником Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером подполковником В. П. Апышковым. Авторам было предложено доработать свой проект.

В доработке проекта приняли участие инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий. В 1907 он был утверждён, строительство начато 26 июня 1909 года, мост получил название «Мост Императора Петра Великого». Руководителем строительства стал Г. Г. Кривошеин. Подрядчиком работ была назначена малоизвестная варшавская фирма, а изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод.

Петербург. "Мост императора Петра Великаго". 1908 - 1911 годы. Авторы - профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.

Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях находятся механизмы, управляющие разводом моста.

Боковые пролёты — сквозные металлические клёпаные арочные фермы с проезжей частью по нижнему поясу, длиной по 136 метров каждый. Центральный пролёт — разводной поворотный двукрылый, металлический, клёпаный. Длина среднего пролёта — 48 метров. Судопропускной пролёт раскрывается вверх.

Металлоконструкции моста весят 8 920 тонн. Из них масса противовесов разводного пролёта составляет — 1 065 тонн.

7

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.

8

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

9

10

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.

11

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.

12

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.

13

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.

14

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Архитектор: Зазерский Алексей Иванович — представитель модерна.

15

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

На стойках-пилонах с вертикальными прорезями установлены улиткообразные держатели с подвешенными к ним удлинёнными плоскими многогранными фонарями.

16

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

17

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

18 19 20 21 22 23 24 25 26

27

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

28

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

29

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

30

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна. 31

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков.
Арх.: Зазерский А. И. — представитель модерна.

32

33

Петербург. «Мост императора Петра Великаго». 1908 — 1911 годы.
Авторы — профессор Николаевской инженерной академии полковник
Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. 34

Вид на Смольный монастырь
через решетку «Моста императора Петра Великаго». 35

Вид на Смольный монастырь
через решетку «Моста императора Петра Великаго». 36

Смольный монастырь. Это — ни Кривошеин Г. Г., ни Апышков В. П.,
ни Зазерский А. И. Это — граф Франческо Бартоломео Растрелли…
Мост и Монастырь — из различных художественных миров.
Подтверждено: не исключающих друг друга. Почему?..

Leave a Reply