Барабан купола чаще всего имеет в готических храмах восьмигранную форму. Значит, чтобы возвести барабан, нужно иметь восемь опорных точек. Описанная система позволяет осуществить подобную возможность там, где захочет архитектор. Главное, чтобы СВЕТ вливался сверху в храм. Почему главное?
Потому что согласно основному принципу христианской теологии, СВЕТ ЕСТЬ БОГ, являющийся источником всего и вся…
В отличие от романских базилик здесь стрельчатые дуги обширных арок опираются не на массивные столбы, а, якобы, на пилястры, подобные нервюрам. Возникает впечатление, что нет отдельного: опора — арка; есть единая конструктивная система, что поднимается ввысь, перелетает над пролетами, сходится воедино в определенных точках. В общем, конструкция движется, совершая невозможное.
В иллюзии оживающих на глазах сил,
что преодолевают земное притяжение,
таится главная тайна готической архитектуры
Кафедральный собор поет этой тайне славу.
На предыдущей фотографии опорный столп представлен «в фас», чтобы сильнее было впечатление. Здесь тоже опорный столп, но в диагональном ракурсе, позволяющем увидеть, как четыре и четыре колонки-пилястры превращаются в четыре и четыре нервюры главных арок — продольных и поперечных.
Нельзя не полюбоваться резным декором продольной арочной стены, за которой скрываются капеллы. В сопряжении есть все — логика, геометрия, идеально разработанная архитектурная форма…
в готических храмах (в Кафедральном соборе тоже) число, порядок и мера — источник всего творения.Высота готического собора и его лучистые окна могут заставить устремиться вверх взгляд и разум человека, и посредством символов, сияющего света и священных геометрических форм, открыть ему БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.
Законами геометрии пронизана вся структура собора — от маленьких деталей портала и окон до огромных, взметнувшихся вверх, сводов. Это стало возможным, ибо обучение в средневековых школах основывалось на изучении арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Так оно подготавливало разум к восприятию Божественных истин.
Для средневекового архитектора геометрия была средством общения с рабочими. Она обеспечивала точность и целостность их работы. На этом уровне геометрия была практической, относительно понятной и простой наукой, как и ее основные орудия — компас, линейка, измерительный циркуль и бечевка. На более высоком уровне, с помощью геометрии философские и теологические идеи переводились в конкретные формы изящества и красоты.