Мадрид: Площадь Майор для аутодафе, турниров и коррид

Мы не перемещались из музея в музей по мановению ока. Мы совершали длительные, часто круговые, прогулки по Мадриду, стараясь увидеть город, что, несомненно, красив.

Пуэрто дель Соль
Центральная площадь Мадрида Пуэрто дель Соль (Ворота Солнца) — с бывшим зданием Почты и «Нулевой точкой» перед ней для отсчета всех расстояний в Испании…

И совершенно очевидно потому, что его любят мадридцы.

Мадрид
Центральная площадь Мадрида — Пуэрто дель Соль — со зданием бывшей Почты, конным памятником Карлу III и «Медведем с земляничным деревом»…

Позднее мы позволим вам посмотреть в лицо Карлу III из династии Бурбонов, известному, как «лучший король Испании». Медведь с деревом тоже не прост: это — герб Мадрида.Точных сведений нет, по какой причине.

Мадрид
Кроме центральной площади Пуэрто дель Соль в Мадриде есть Главная площадь Пласа-Майор, созданная в правление короля Филиппа III архитектором Хуаном Гомесом де Морой. Строительные работы начались в 1617 году и продолжались два года.

Площадь очень красива… Здания построены в стиле мадридского барокко. На площади находятся 136 зданий с 437 балконами, с которых в прошлом наблюдали за королевскими церемониями, рыцарскими турнирами, корридой и аутодафе. В самом центре площади находится памятник королю Филиппу III из династии Габсбургов.

Пласа-Майор
Главная площадь Пласа-Майор с барочными зданиями по периметру и четырьмя воротами, ведущими на главные улицы.

На площади всегда много народу. Даже в марте, когда мы были в Мадриде, в не туристический сезон уже стоят на посту неожиданно оживающие фигуры и бродят «Микки Маусы» и прочие герои…

Пласа-Майор
Архитектурное решение Пласа-Майор — мадридское барокко. Выделена парадная часть каре с часовыми башнями. Здесь во время церемоний останавливались королевские особы и гранды. Эта часть называлась Каса-де-ла-Панадерия (Булочная). Фото М. Бреслав.

Этот дом был в конце XV века приобретен муниципалитетом для размещения в нём одной из трёх булочных, которые снабжали двор короля. Панадерия не являлась булочной в простом понимании слова. Лишь в нижней части четырёхэтажного дома, по стилю напоминающего дворцы знатных вельмож той эпохи, торговали хлебом и булками

Мадрид
Архитектурное решение Пласа-Майор — мадридское барокко. Каса-де-ла-Панадерия (Булочная), где во время церемоний останавливались королевские особы и испанские гранды. Роспись в декоре непременна на испанский вкус. Фото М. Бреслав.

Во время праздников, казней, коррид нижний балкон неизменно занимала королевская семья, а верхние делили между собой придворные — в зависимости от ранга. Внутри Панадерии на верхних этажах находились роскошные залы, где во время праздников давались пышные приёмы и отдыхали их величества, утомившиеся от зрелищ. Позднее в здании размещалась Академия благородных искусств, а потом Академия истории. С 1880 г. здесь хранится городской архив.

барокко
Архитектурное решение Пласа-Майор — мадридское барокко. Каса-де-ла-Панадерия (Булочная), где во время церемоний останавливались королевские особы и гранды. Королевский герб. Фото М. Бреслав..

Напротив «Булочной», в знак свидетельства соперничества двух цехов, была построена Каса-де-ла-Карнисерия («Мясная лавка»). Балконы этого — противолежащего — дома в дни зрелищ тоже считалась вполне престижными ложами.

скульптура Филиппа III
В центре площади возвышается бронзовая конная скульптура короля Филиппа III. Статуя начата фламандским скульптором Джамболонья, закончена его учеником Пьетро Такка в 1616 году. Подарена королю Испании великим герцогом Тосканским.
Фото М. Бреслав.

Таким хотели видеть Филиппа III его подданные. В первые недели после смерти Филиппа II все почти в один голос нахваливали энергичного, молодого мадридского монарха. На фоне паралича, поразившего государственные дела в последние годы мучительно угасающего отца, его сын, казалось, излучал новую энергию.

Сначала юный король попытал военного счастья в Ирландии и в Алжире, но потерпел неудачу. Прошло совсем немного времени, и блеск нового монарха начал тускнеть. Стали все отчетливее проявляться те характерные черты, которыми наделяли Филиппа III еще до его вступления на трон.

Испания
Лопе де Вега называл Пласа-Майор «Пупом Испании». Значит, король Филипп III из Габсбургов возвышается над Испанией по праву местоположения. На самом деле все не совсем так… Фото М. Бреслав.

О наследнике престола вскоре пошла молва, что он слабоволен и безразличен к государственным делам, падок на забавы и развлечения, главным образом — на охоту и турниры. Говорили, он совершенно не отдает себе отчета в сложном финансовом положении монархии. Фактически за него правил фаворит Ф. Лерма.

В общем, для Филиппа III, вступившего на престол в двадцатилетнем возрасте, сравнение с предками наверняка было совершенно невыгодным и тягостным. О том, что касается развлечений короля, Главная площадь Мадрида дает самую достоверную информацию…

Франсиско Риччи
Аутодафе на Пласа Майор. Картина Франсиско Риччи, 1683 год.
Аутодафе — АКТ ВЕРЫ, финальный этап процесса, который вершит инквизиции. Появилось в XIII веке, распространение получило с конца XV века, приобретя характер массового театрализованного ритуала

Аутодафе — демонстрация власти, представляющая собой величественное и мрачное общественное развлечение. Это торжественная публичная казнь приговорённых еретиков. Самое суровое наказание для них — сожжение на костре.

Мадрид
30 июня 1680 года в Мадриде было проведено аутодафе в присутствии испанского короля Карла II и его юной невесты. Заживо был сожжено 51 человек. Сооружение помоста заняло более месяца Огромные суммы были потрачены на воск для свечей.

Эти масштабные представления длились целый день. Сотни, а иногда и тысячи людей приходили посмотреть, как приговорённых вели через весь город навстречу смерти.

Для обычного испанца, аутодафе представляло собой торжественную церемонию, массовое развлечение. Люди приводили с собой детей, брали еду на целый день и наслаждались невероятно занимательным религиозным зрелищем, да ещё и поучительным. Как говорится: «Двух зайцев одним ударом».

картина
Процессия инквизиторов и жертв, идущая на аутодафе в Гоа, португальской колонии в Индии.

Приговорённых сначала проводили по всему городу одетыми в костюмы, на которых изображались их прегрешения. Затем их собирали и читали длинные проповеди и молитвы, толпе демонстрировались кающиеся преступники, затем жертв сжигали на костре со знанием дела.

В ту эпоху людей развлекало зрелища, когда медведей, собак и быков, мучили до смерти. А за обычные преступления — такие, как кражи и убийства, казнили долго и мучительно. Инквизиция пользовалась тем, что людям нравились жестокие зрелища.

картина
Завершение аутодафе в Гоа публичным сожжением приговоренных.

Приговорённых, которые проявляли признаки раскаяния, перед сожжением удушали, а тем, кто упорствовал, предстояло гореть живьём. Чтобы заслужить смертный приговор у Инквизиции, нужно было ещё очень хорошо постараться: наотрез отказаться и отречься от ложных идей, тогда Инквизиторы с терпением, профессионализмом и бесконечной добротой, отправляли человека на смерть.

Святая Инквизиция в течении несколько столетий опустошала Испанию, затем распространилась в Португалии и Мексике. В 1808 инквизиция была отменена императором Бонапартом. Фердинанд VII в 1814 году восстановил ее обратно, окончательно она была упразднена в 1834 году.

Площадь Пласа-Майор — первое постоянное место корриды в Мадриде
Площадь Пласа-Майор — первое постоянное место корриды в Мадриде

Как гласят многие источники, коррида возникла в бронзовом веке. Ее истоки восходят к иберам — предкам современных испанцев, в то время населявших Пиренейский полуостров. Опасные состязания с быками возникли не от безделья или скуки, как это было с тараканьими бегами или петушиными боями, а вследствие ритуальных процессов, в которых бык считался священным животным. С быками сражались рыцари на конях и в доспехах. В конце XV века коррида стала считаться развлечением людей благородных сословий.

Спустя всего столетие без корриды уже не могло обойтись ни одно значимое мероприятие и событие, а в Мадриде под бои была выстроена королевская площадь Пласа-Майор,

Обычно бои устраивались здесь в дни памяти святых покровителей Мадрида. В одной из таких коррид в 1779 году выступали три «самые знаменитые шпаги арены» в истории — Педро Ромеро, Пепе-Ильо и Костильярес, а арена была декорирована Гойей.
Обычно бои устраивались здесь в дни памяти святых покровителей Мадрида. В одной из таких коррид в 1779 году выступали три «самые знаменитые шпаги арены» в истории — Педро Ромеро, Пепе-Ильо и Костильярес, а арена была декорирована Гойей.

С середины XVI века церковь настойчиво добивалась запрета боев, однако влияние первых лиц Испании позволяло продолжать кровавое развлечение. В XVIII веке, из-за неприязни короля Филиппа V, коррида обрела пеший формат и стала праздником людей самых низких классов, которые не имели своих лошадей или не могли рисковать ими в зрелищном состязании.

«Золотым веком» корриды сегодня считаются 1910-1920 годы, так как в этот период времени выступали самые известные тореро, многие из которых считаются лучшими по сегодняшний день.

 
Пласа-Майор
Сумерки на Пласа-Майор, когда молодой монарх уходит в тень и оживают призраки его предков, не только мнивших себя великими, но и бывших ими в делах БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ… Фото А. Вьюгиновой.

Царствование Филиппа II было «Золотым веком» для инквизиции, усиленно преследовавшей еретиков: сначала мавров, евреев, потом протестантов. На аутодафе иногда присутствовал и король, употреблявший все усилия, чтобы самыми бесчеловечными мерами искоренить ересь. Он воспретил испанцам поступать в заграничные учебные заведения, учредил бдительный надзор над теологической литературой, украдкой проникавшей в Испанию, старался совсем отрезать «еретической чуме» доступ в свои владения. С протестантами инквизиция имела больше всего хлопот на севере Испании; на юге Филипп обратил преимущественное внимание на морисков.

Пласа-Майор
Сумерки на Пласа-Майор, когда оживают призраки королей Испании, бывших великими в делах БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ…
Фото А. Вьюгиновой.
Со времени падения Гранады (1492) мавры, чтобы избавиться от насилий и вечной угрозы изгнания, целыми толпами принимали католичество, но, наружно исполняя все церковные обряды, многие из них на деле оставались верны магометанству. Филипп решил положить этому конец. Путём систематических притеснений и предъявления морискам трудноисполнимых требований (вроде запрещения женщинам закрывать лицо на улице, повеления выучиться в три года испанскому языку, устраивать все домашние празднества так, чтобы любой прохожий мог войти в дом, и т. д.) Филипп достиг того, что мавры начали отчаянную вооружённую борьбу. Разразилось страшное восстание, длившееся больше двух лет. После варварского усмирения, сопровождавшегося свирепыми массовыми казнями, очень многие мориски были проданы в рабство; другие переселены в северные провинции Испании. «Победа» над морисками в придворных кругах считалась одним из блестящих дел первой половины царствования Филиппа.
 
Пласа-Майор
Сумерки на Пласа-Майор, когда оживают призраки королей Испании, бывших великими в делах БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ не только на мировой арене, но и в кругу своей семьи…… Фото А. Вьюгиновой.

Отношения Филиппа II с его старшим сыном были столь напряженными, что Дон Карлос решил бежать из Испании. Король собрал совет богословов для решения вопроса, как поступить с преступным инфантом, хотя решение, как всегда, у него уже заранее было приготовлено. В ту же ночь, когда инфант спал, король в сопровождении светских и духовных сановников вошел в его спальню. У Карлоса было отнято оружие, ящик с секретными бумагами; приняты меры, чтобы не дать ему возможности лишить себя жизни, у дверей поставлена стража, которой велено было не допускать никаких сношений с арестованным принцем.

Весть об аресте Карлоса произвела подавляющее впечатление и на испанское общество, и на европейские дворы. Несколько дней спустя Филипп поручил государственному совету составление обвинительного акта против сына. Акты по делу инфанта исчезли.

Пласа-Майор
Сумерки сгущаются. На Пласа-Майор наступает самое фантастическое — «режимное» — время. В обеих лавках — «Булочной» и «Мясной» — активизируется современная ресторанная жизнь,
несмотря на запредельные цены.

Призраки уходят? Нет, появляются самые кровавые персонажи. Например — Мария Тюдор Католичка…

Летом 1554 года Мария вышла замуж за Филиппа — сына Карла V. Он был на двенадцать лет моложе своей жены. По брачному договору, Филипп не имел права вмешиваться в управление государством; дети, рождённые от этого брака, становились наследниками английского трона. В случае преждевременной смерти королевы, Филипп должен был вернуться назад в Испанию.

С февраля 1555 года в Англии запылали костры. Всего было сожжено около трехсот человек. Было приказано не щадить даже тех, кто, оказавшись перед костром, соглашался принять католичество. Впоследствии в правление Елизаветы I было придумано прозвище её сестре — Мария Кровавая.

арена Лас-Вентас
Я спросила подруг: «Если ресторан не по карману, посмотрим корриду в новом здании — арене Лас-Вентас — самой большой арене Испании, построенной 1929-31 году?». «Нет, нет и нет!!!» — ответили они, в чем я не сомневалась.

Гражданская война 1936-1939 года внесла существенные коррективы в привычный уклад жизни испанцев, ужесточив его. После нее на аренах появились матадоры совершенно нового уровня и мастерства, а также возникли организации противников корриды. Вследствие давления защитников животных, с 2012 года в Каталонии развлечение оказалось вне закона и остается запрещенным по сегодняшний день. В Мадриде кровавые бои продолжаются…

 

Трилогия «Эль Эскориал»: I — Легенды…—>

Leave a Reply