РИЖСКИЙ МОДЕРН — АРХИТЕКТУРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ: ТРЕТИЙ АКТ…

В двухмерном пространстве очередной стены разыгрывается очередной Спектакль. Хотела написать — на мифическую тему. Пожалуй, это неверно… Главная героиня — Медуза горгона в четырех лицах, а Спектакль — современный. Причина в том, что Идея Спектакля сводится к ответу на вечный вопрос: как спасти Мир от грядущего Хаоса. Убив в самом себе Медузу горгону — отвечает архитектор-постановщик. Жестко?..

Третий акт Спектакля в постановке архитектора Эйзенштейна.
На занавесе представлены все участники действия: Медуза горгона
в четырех лицах (еще два ее лика у краев фасада), орлы молчащие,
львы хрипящие, орун вопящий, павлины трепещущие. Все

В двухмерном пространстве очередной фасадной стены, как на «скене», сейчас будет разыгран Третий акт Спектакля… Хотела написать — на мифическую тему. Пожалуй, это неверно… Главная героиня Спектакля по-прежнему она — Медуза горгона в четырех лицах, а Спектакль — современный. Чтобы объяснить, каким образом происходит во Времени перемещение, придется изложить содержание представления, поэтому…

Вводное слово произносить прекращаю —
открываем занавес…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Фото Марины Бреслав

Да, волшебное. Дивное свечение свойственно фасаду, возникающее из сочетания трех цветов: белого — дневного, серого — сумеречного, синего — небесного. Синий цвет привносит глазурованный кирпич. Весь декор от тончайших орнаментов до гигантских ликов — стукковый: из особой, чрезвычайно качественной штукатурки выполнен.

На фасаде по-прежнему царит Зеркальная симметрия. Центральный ризалит — с въездными воротами, эркером и аттиком — занимает срединное место. Окраинные части превращаются в два крыла на четыре окна — правое и левое. По высоте здания три этажа — в бело-серой по цвету декорировке, два верхних — в сине-белой. Центральный аттик (с ликами Медузы) поднят над карнизом на полтора этажа.

Восхитительно не всеми улавливаемое композиционное решение фасада. Еще раз вглядитесь в фасад и постарайтесь различить противостояние разнонаправленных по вертикали арок. Центральная арка пронизывает весь фасад — от аттика до цоколя. В обратном направлении идут стукковые арки на синей поверхности стены. Возникающие благодаря перевернутым аркам взлеты и падения захватывающи и содержательно чрезвычайно важны.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Аттик центрального ризалита на полтора этажа, кроме художественного смысла не имеющий никакого другого назначения.
Фото Марины Бреслав

Вы можете себе представить — полтора этажа на пятиэтажном здании надстроены во имя художественной цели! Позавидуешь… Нынешних архитекторов, особенно недавнего времени, во всем винят, а они свои художественные вымыслы в узкие щели протискивали и протискивают.

Избыточность средств утверждает: здесь, именно здесь сосредоточена главная Художественная идея Спектакля. И запечатлена она в контрасте между шумом и тишиной.

Орун в чепчике кричит оглушающе и бесконечно долго: такую челюсть не закрыть — она запала навечно. Павлин — герой из отряда куриных — издает отвратительные и громкие звуки, как положено символу двойственности человеческой натуры. Медуза горгона от земных реалий отстранена. Похоже, она разговаривает с Вечностью…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Еще два лика Медузы горгоны, установленные на концах аттика
справа и слева от центрального ризалита с другими Медузами —
сурово и напряженно молчащими

Эти Медузы горгоны имеют просветленное выражение лиц. Змей нет. На головы надвинуты не то шлемы, не то шапочки. Нет, пожалуй, все же шлемы. Медузе не светит домашний уют. У нее и впереди — борьба с расколотостью человеческой личности. Она сгармонизировалась в самой себе. Это — лишь начало нравственно-оздоровительного процесса, в котором не должно быть крайних.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Орун в чепчике в самом высоком месте на Оси центральной,
что определяет композицию Дома, что определяет Мироустройство.
Фото Марины Бреслав

Орун в чепчике стар, значит, он не бессмертен. Придет его срок и он умрет. Вот тогда-то его крик и прекратится. Стоп, миф вспоминайте: Медуза горгона тоже смертная…

Красоте Медузы позавидовала богиня Афина. Сначала она ее оговорила: по всему свету разнесла весть, что горгона не чудо, а чудовище. А может быть, действительно превратила в змей ее золотые волосы. Затем богиня Афина всю свою ненависть обратила на взгляд Медузы, всем сообщив, что горгона своим взглядом все живое убивает. Для подтверждения она разыграла целый спектакль, подослав к горгоне Персея, чтобы он убил несчастную, смотря на отражение своей жертвы в щите, отполированном до зеркального состояния, что он и сделал.

Ну, убил — кого только не убивали. Так ведь нет: Медуза оказалась «живее всех живых». Где тот Персей? Где та Афина? С Медузой, много тысячелетий спустя, люди ответы на Вечные вопросы соразмерять продолжают.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Лико Медузы на центральном аттике.
Фото Марины Бреслав

Медуза была. И ее убивали. А вот были ли змеи?

Скажете, что за вопрос: и сейчас змеи ползают. Правда. Тогда повторяю вопрос в более точной формулировке: в змей превратились волосы Медузы или они из ее собственного подсознания вылезли и в волосах расположились?

Представьте себе, возможно ли существование в клубке непрерывно шевелящихся, шипящих и кусающихся змей ядовитых? Умрешь, не родившись. А Медуза с ними не расстается всю свою долгую жизнь после смерти.

Судя по сосредоточенному, углубленному в самое себя
взгляду Медузы, змеи рождены глубинами ее подсознания…
Эта Медуза уж точно всю Вечность тратит на борьбу с собою.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Лико Медузы на центральном аттике.
Фото Марины Бреслав

Следите за выражением лица…

Медуза жалеет себя…
Как же, жила в раю Рипейском. Всеми любима была.
Столь красива была, что все герои руки ее искали.
Сам бог морей Посейдон преследовал ее своей страстью и…
погубил, потому что страсть его была Бездной, Пучиной,
ненасытной, неукротимой, жадной.
А-а-а…

Но страшнее всего так и не пережитое ею одиночество.
Все боятся взгляда Медузы. Всех, увидевших ее,
Страх — Страх обращает в мертвый камень. Она одна…
Она всегда одна, и только змеи ее развлекают:
что-то нашептывают, в чем-то убеждают.
О-о-о…

Такие мысли раскалывают все и вся на две крайности…
Одна половина ее рвется к Свету, Добру, Красоте.
Другая — ужасная — жаждет мстить за то,
что была принесена каким-то страстям в Жертву.
Жертва хочет стать Палачом —
Палачом чаще всего и становится Жертва.

Берегитесь Медузы внутри себя — обиды прощайте.
Не могу — не хочу — не буду: пусть рушится Мир —
только этого он и стоит… Спасайтесь!!!

При расколотом сознании не спасется никто.
Грядущее неотвратимо. За порогом стоит:
еще несколько лет и от Старого мира
лишь воспоминания останутся…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Центральный риазалит во всей своей высоте.
Фото Марины Бреслав

Эта и остальные — высокохудожественные — реставрации в городе выполнены специальной мастерской при Рижском политехническом институте на основе изучения методики и материалов стуккового орнаментирования и исполнения скульптур на металлическом каркасе.

То, что ты — друг мой дорогой — вспоминаешь добрым словом поляков, говорит о том, что ты не видел, как они изуродовали новопостроенные павильоны в Царицыно. Они виноградные листья «топором рубали». Лишить бы их за такие художества лицензии.

К теме возвращаемся…

Перечисляю всех существ на фасаде, которых мы не рассмотрели, а они нужны для уточнения общей картины… На верхнем — мансардном — этаже можно разглядеть львов рыкающих. Ниже на голубой плоскости стены и эркерах расположились орлы, сурово молчащие. В нижних точках стукковых арок и в центре эркера лебеди устроились, шеи печально выгнувшие. Внизу под фигурной консолью эркера — какое-то женское существо прячется. На первом этаже — женские профили в медальонах. Пока мне кажется, что это — простое украшение…

План рассмотрения декора готов.
К его выполнению приступаем…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Павлин в уровне аттика.
Фото Марины Бреслав

Павлин — пренеприятнейшее существо: внешне красивое, и очень, но… Хвост распустит павлин, самку соблазнит своей красотой, а потом она одна, без участия его, детишек воспитывает. Из-за этого свойства своего павлин стал символом человеческого двуединства. Если так, самое место ему в хоре состоять Третьего акта Архитектурно-скульптурного спектакля о Медузе горгоне — титаниде, «знакомой с горем».

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Декор центрального ризалита на уровне мансардного этажа.
Фото Марины Бреслав

Небо голубое — красивое такое…

В голубом небе, как положено, плывут модели Идеального мироздания: Круг в пересечении двух координат — Вертикальной и Горизонтальной. Звучат круги — Мироздание приводят в гармоническое состояние. На фасаде очень много Кругов, занятых гармонизацией.

Появление воинов в шлемах в Спектакле, провозглашающем необходимость борьбы с расколом личности, непременно.

Девичьи головки с бубенцами на фасаде трудно найти: понятно — простые хористки. При несложности требований такими исполнительницами могут стать почти все гражданки, не обиженные природой и получившие надлежащее «мусическое» воспитание.

Мысль пришла — спешу ее высказать: орун в чепчике, по-видимому, — корифей в хоре. Он — тот самый, что ведет основную партию и даже участвует в диалогах.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Лебедь в центре эркера в уровне второго главного этажа.
Фото Марины Бреслав
Лебедь тоже участвует в Спектакле…

Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Его участие в борьбе против пагубного раскола в душе одного и целого Мироздания непременно, обязательно…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Правое крыло фасада. Левое крыло точно такое же, только перевернутое зеркально относительно Главной оси симметрии.
Фото Марины Бреслав

Дивное свечение исходит от бело-серо-голубого фасада.
В фасаде ощутимо и музыкально-озвученное напряжение.
Именно это ощущение заставило меня ввести понятие «хор», в характерном для древнегреческих трагедий смысле.

Хор истолковывает и озвучивает происходящее. Корифей — запевала — организует хористов и ведет основную партию. У хористов — свои темы, от которых требуется лишь одно: чтобы они были созвучны целому.

Смотрим на боковое крыло фасада и видим: в «архитектурном хоре» участвуют львы, орлы, лебеди, да, еще и совы — очень своеобразные…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Львиные маски в уровне мансардного этажа.
Фото Марины Бреслав

Я за льва оскорблена: как же этои он — царь зверей — в простого хориста превращен! Интуиция подсказывает: лев свое возьмет в другом акте Спектакля…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Крайняя в ряду львиная маска и декор вертикального устоя арки
в центральном ризалите.
Фото Марины Бреслав

Судя по декору, хор, участвующий в Спектакле, играет большую роль, как было принято в древнегреческих трагедиях. Тогда и там он следил за происходящим и комментировал все действия. Здесь и сейчас — в Архитектурном спектакле на стене — весь декор, в том числе и хор, направлен на гармонизацию отношений, представлений, состояний. Весь Акт музыкально озвучен, как предыдущий и, по-видимому, последующий, но этот, видится мне, особенно.

Убеждают в том органные композиции на устоях. Органные трубы нисходят вниз — из небесных высот на землю. В них вьются мелодии — прорастают цветами, дубовыми ветвями, что украшают победителей, в данном случае над собою.

Все предвещает победу?
Все победу предвещает…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Образы «архитектурных хористов» — львов и лебедей

Лебедь раздавлен Колесом судьбы? Вряд ли…

Лебедь, столь печально изогнувший шею, опустив голову долу. исполняет знаменитую «лебединую песню»? Да-да, именно она должна звучать в этом Спектакле. Лебедь, наделенный пророческим даром птицы, знающей, что она скоро умрет, не может не издавать удивительные звуки там, где все ждут исхода борьбы за спасение Мира.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Маски орлов в уровне главного — арочного — этажа.
Фото Марины Бреслав

Внемлите, люди, музыку архитектуры слушайте…

Органные мелодии льются, нисходя на Землю с Неба, восходя от Земли к Небу.Восхождение и нисхождение запечатлено не только в направлении органных труб, но и в абрисе арок, позволяющих взлетать и низвергаться — низвергаться и взлетать.

Орлы молчат. А может быть, звучат в басовом регистре: У-у-у… Чувствуете, какое напряжение начинает сразу же исходить от фасада. Не только дивное свечение, создаваемое трехцветием. Но и звучание небесных мелодий и земных — в единении…

Волшебное зрелище, делающее возможным невозможное.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Угол сопряжения перевернутых арок с устоем арки
центрального ризалита и эркером, показанный в том месте,
где проходит карниз, перерезающий устой.
Фото Марины Бреслав
Я прописала угол сопряжения не для того, чтобы предложить разобраться в сочетании архитектурных частей. Цель — в другом. Я хочу показать, что сложность — не простота…

В сложных сочленениях (мыслях тоже) всегда появляются тени, а в тенях заводится всякая нечисть — кривда и зло. На фасаде нет змей: они заняты Медузой или Медуза ими занята, а тут — смотрите — завелись. Ничего, с ними расправится орел…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Фото Марины Бреслав

Орел — солярный символ, являющийся атрибутом солнечных богов. Он обозначает высоту вознесения, освобождение от тяжких уз, отвагу, победу, гордость, апофеоз, величие, царственное происхождение, власть, силу… Несть достоинствам орла числа.

Поединок орла со змеей отражает победу духа и интеллекта над материей, низшими силами, инстинктами. В этой схватке орел олицетворяет силы Добра, а змей — силы Зла. Появление орла в Спектакле, где показана именно такого рода борьба, непременно, обязательно.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Маски орла на переломе граней центрального эркера.
Фото Марины Бреслав
У орла множество самых различных свойств…

Орел означает Солнце, духовную силу, царственность и удачу. Поскольку орел, по повериям, летает выше, чем любая другая птица, греки его рассматривали как выражение божественного величия. Римляне считали орла символом победы, называя его «Птицей Юпитера».

Фасадные орлы держат в клювах Круги, что свидетельствует о том, что Орлы — Властители Мироздания. Борьба идет, на чьей стороне будет победа — им решать.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Маски орла на изломах граней центрального эркера.
Фото Марины Бреслав

Есть у орла еще одно значение или назначение…

Орел — Свет неявленный, тогда как Змей — неявленная Тьма. Они нераздельны, так как составляют космическое целое, заключающееся в соединение духа и материи. Поэтому на фасаде так много орлов.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Нижние этажи здания.
Фото Марины Бреслав

Все имеет начало, все имеет и конец — перед нами нижние этажи здания или нижние уровни фасада…

Все просто до невероятия, будто все пережито, все изжито. Медальоны с женскими профилями ритм членения фасада поддерживают. И все?

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Медальоны с женскими профилями в нижнем уровне фасада.
Фото Марины Бреслав

Выражение лиц в медальонах умиротворенное. Будто все мучительное в прошлое отошло — изжило себя.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Медальоны с женскими профилями в нижнем уровне фасада.
Фото Марины Бреслав

Выражение лиц в медальонах просветленное, будто впереди ничего мучительного никого не ждет. Хорошо, если бы, действительно, все было бы так.

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Вход в Дом. Не один — согласно требованиям Главной оси симметрии
их два: справа и слева от центрального ризалита.
Фото Марины Бреслав

Над входом — сова: символ мудрости. К сожалению, не только…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Десюдепорт в виде совы над входом в Дом.
Фото Марины Бреслав

Сова — птица мудрости, но также мрака и смерти…

Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову, у них мудрый проницательный взгляд. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связали со смертью.

Как ночная птица сова — символ грусти, ностальгии и одиночества. Кроме того, она олицетворяет опустошение и несчастье, темноту, ночь, дождь. Во многих традициях совы несут угрозу, пророчат беду.

Значит, снова борьба?!
Покой сове лишь снится?

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Центральный проезд во внутренний двор.
Фото Марины Бреслав

Очень интересные маски завершают рассказ: два воина и Дева. Рассмотрим внимательно…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Одна из масок воинов справа и слева от въездных ворот в Дом.
Фото Марины Бреслав

Маска интересна по рисовке, свойственной архитектору Дома. В ней нет ничего живого, взаправдашнего, как, собственно. и в сове. Здесь технические исходные элементы каким-то чудом становятся художественным образом. Меня это преображение потрясает всегда.

Появление воинов свидетельствует о продолжении борьбы,
которой лишь положено начало? Я уже о том говорила…

Рига. Доходные дома. Улица Элизабетес, 10б. Арх. Эйзенштейн. 1903.
Лико Девы в фигурной консоли центрального эркера

Подними личико, Дева, посмотри нам в глаза… Подняла…

Дева, появившаяся там, где обычно напрягается тьма,
лучи Света источает. Значит, победа непременна.
А когда это случится, никто не знает, даже мудрая сова.
Верим? Не верим? Кто как хочет или может.

Это все. Заканчивается Второй акт,
в котором для времени его постановки
было немало оптимизма. Спасибо…

Оставить комментарий: