Смотрю на церковь — и сердце радуется… Если бы я не пережила опыт общения с церковкой в Обераммергау, если бы я не погрузилась в созерцание эстетических тайн жемчужины «Страны Монахов» — церкви в Роттенбухе, если бы я не разглядела со всем пристрастием Фрауэнкирхе, что стоит напротив, я никогда и ни за что не получила бы тех «архитектурных ключей», что позволили бы увидеть, как Время Баварской истории вихрями кружит вокруг «Старого Петера»…
Вихрь рождается в XII веке, чтобы запечатлеть себя в Романской базилике… Вихрь делает первый мощный круг, чтобы в XIII веке преобразить суровую Романскую базилику в Готическую.
Вдруг преображенная Романская базилика становится жертвой городского пожара 1327 года. Сохраняются от неё лишь подвальные этажи западных башен, но… Весь XIV век церковь делает всё, чтобы противостоять утратам. В 1379 — 1386 годы воздвигается западная часть церкви с двумя башнями и высокой Колокольней. Церковь всем своим образом бросает вызов Времени и Пространству…
Дрожи, Цугшпитце!
90 метров высоты еще раз взяты
Мюнхенской готикой!
Но… Вихрь угасает — становится чуть слышным пространственным вибрированием в городе безжизненном, почти мертвом… Силы городов истощает брань государей Священной Римской империи, выдуманной во зло целой Европе…
Два столетия в Мюнхене почти ничего не строится — ни в XV, ни в XVI. Лишь в XVII веке начинается кардинальная реконструкция здания. Есть имя её автора — Исаак Падер.
В 1630 — 1636 года появилось на Колокольне эффектное завершие: купол с часами в виде люнетов, просветный барабан с колоколами, куполок поменьше и высокий шпиль, сужающийся кверху. Это — Барокко?!
Основная реконструкция задела клиросную — восточную — часть здания, По замыслу Падера, появились три граненные апсиды, «снаружи смотревшиеся очень скромно, даже сурово, потому что были выполнены из неоштукатуренного кирпича». Так по сю пору путеводители по городу твердят.
Вглядитесь в восточный вид церкви со стороны трех граненых апсид. Они высоки, явно перекрыты готическими нервюрными сводами, спрятанными под шатрами, распор от которых передается на башни, выполняющие роль контрфорсов. Кирпичные панели, усиленные пилястрами, как во Фрауэнкирхе, позволяют стены сделать большеоконными, получив внутри небывалый световой эффект. Это — свободно трактованный Готический принцип?! Это — гениальный объемно-планировочный, архитектурно-конструктивный прием. Внешне неприглядный! Раньше мне тоже так казалось. Теперь меня завораживает этот приём. Я вижу…
Вихрь Времени пошел на второй круг в XVII веке,
чтобы в XVIII превратить «Старину Петера»
в настоящую ХИМЕРУ, что тех, кто ценит фантазии,
и архитектурные, никогда не перестанет удивлять.
Ох, уж эти Виттельсбахи,
везде-то им грезятся вершины,
которые непременно нужно взять!
Мюнхен должен стать «Немецким Римом»!!!
Вспомните, все правители Земель,
входящих в «Священную Римскую империи»
того же хотят себе и друг другу во зло.
Есть же такие Идеи…
Самое страшное в них — самовоспроизводство
на Планете, что для всех Одна.
Устала говорить о серьезном. Давайте пошутим… Пока посетители поднимаются с трудом на видовую площадку Колокольни церкви Св. Петра, мы взбежим на видовую площадку Фрауэнкирхе и посмотрим на эту же церковь, но с противоположной стороны.
Перемещаемся в Пространстве,
но не во Времени…
Мюнхен — город на реке Изар на юге Германии.
То — столица Баварии с населением около 1, 5 млн. человек.
Он — крупнейший город Баварии и третий город Германии,
после Берлина и Гамбурга. Это — современный счет.
И у него такая крошечная Главная площадь? Да.
Как ни хотели того Виттельсбахи, по своему масштабу
имперским городом даже нынешний Мюнхен не стал.
Лишь Папский купол над Земной сферой
тает в воздушном мареве, в недостижимой вышине…
Видите-слышите, как обвевают
«Старину Петера» временные вихри?
Вихрь рождается в XII веке, чтобы запечатлеть себя в Романской базилике… Вихрь делает первый мощный круг, чтобы в XIII, XIV веках преобразить суровую Романскую базилику в Готическую…
Затем… Затем вихрь угасает на целых два столетия — становится чуть слышным пространственным вибрированием в городе безжизненном, почти мертвом, пустом…
И вдруг в XVII, XVIII веках вихрь оживает и, придя в восторг от возможностей, открывшихся перед ним, преображает церковь внутри по всем правилам Немецкого барокко. А вовне в знак произошедшего преображения водружает фантастическое завершие на колокольне.
Ура-а-а! Экстаз Немецкого барокко требует
Аллилуйя-я-я кричать. Слава Господу Богу!
Если бы в следующем экстатическом воспарении
Германского народа, Бог не отвернулся от мюнхенцев…
Если бы, да кабы.
Не могу о своем не сказать…
В городе на Неве в 1703 году разворачивается «первейшая из главных» работ по возведению фортеции «Санкт-Питер-Бурх». В 1712 году начинается строительство каменного Кафедрального собора, названного именем покровителей города Св. апостолов Петра и Павла. Возведение собора завершится в 1733 году после того, как уйдут в мир иной и царь Петр (1725 год), и его враг «король швецкий» — Карл XII из рода Виттельсбахов (1709 год).
В 1724 году Колокольня Петропавловского собора поднимется на высоту в 111,5 метров (до изменения конструкции шпиля), чтобы царь Петр, поднявшись на уровень первого просветного барабана, мог возопить зычным голосом: «Парадиз! Истинный Парадиз!».
Это был самообман, рожденный красотой
пустынной дельты Невы — миражной…
Планета одна. Истории у различных народов
в чем-то близки, в чем-то различаются,
потому что национальный характер
не может полностью совпадать и не совпадает…
Присутствие Романской базилики в истории церкви очевидно. О нём рассказывает мерный и четкий ход массивных пилонов с арками в уровне первого этажа. Изящество воздвигнутого над ним второго этажа также подчинено сдержанности Романского стиля.
Свод покрытия — продольный, держащийся на «парусах»: арочных поперечных сводах, нагрузки от которого передаются на вертикальные опоры стен. Это — по-готически более легкая каркасная конструкция, но без нервюр (выявленных ребер).
Цветной и золотой декор, в который одета достаточно строгая архитектура, относится к XVII — XVIII векам, когда в Баварии воцарилось Немецкое барокко…
И еще, хотя бы один раз я должна сказать… Церковь Св. Петра не миновала участь многих разрушенных во Вторую Мировую войну памятников архитектуры Германии. Церковь была восстановлена по единственным сохранившимся чертежам только к 2000 году.
Сохранить чистоту Романского стиля хотя бы здесь — в боковых нефах — декораторы XVII — XVIII веков не могли. Они были обязаны противопоставлять религиозный фанатизм католиков деловитому усердию лютеран. На примере двух других барочных Мюнхенских церквей мне придется рассказать о религиозном расколе. Здесь достаточно других — многовековых — проблем…
Автор алтаря — известнейший мастер Мюнхенского барокко Гедике Азмус, с именем которого мы еще встретимся. Он создал величественную многоколонную арку на подиуме, наполненную цветом. Это — театральная декорация из коринфских колонн, бархатного занавеса, позолоченного орнамента, в которой идет какое-то действо…
Рассмотрим укрупненный фрагмент алтаря…
В центре барочной композиции восседает монументальная фигура в папской тиаре. Это — Святой Пётр, служащий для мюнхенцев олицетворением папской власти. Существует традиция, когда в Риме умирает папа Римский, с головы скульптуры Святого Петра снимают тиару и в знак траура в Мюнхене приспускают все флаги. Когда в Риме заканчиваются выборы нового Папы Римского, коронация происходит не только в Риме, но и в Мюнхене. Во время торжественной церемонии на голову скульптуры Святого Петра снова водружают тиару.
Идеология, проработанная до деталей, в действии…
Обращаю ваше внимание: церковь Св. Петра — приходская. Роль Кафедрального собора в Мюнхене выполняет Фрауэнкирхе (Собор Св. Богородицы). Кафедры равнозначно изукрашены, ибо у Барокко главная цель — воплощение восторга перед величием Бога. И здесь, и везде, и в Обераммергау, как помните, тоже…
Слева изображена Св. великомученица Екатерина, атрибуты которой — корона и меч. Справа — военачальник Порфирий, обращённый Екатериной в христианство.
Скульптуры придают экстатическому созерцанию религиозное содержание. Из какого материала они выполнены, интересно лишь тем, для кого Вера абстрактна или не значима.
Кому кого нужно жалеть?
Собираем разрозненные впечатления воедино с помощью показа, насколько можно полно, глубинной перспективы зала…
Молитвенный зал храма напоминает залитый светом проспект. Свет льётся сверху через ряд больших оконных проемов, точно отвечающих структуре самого храма…
На первом этаже: пилон — арка — пилон…
На втором: простенок — круглое окно — простенок…
В уровне покрытия: над арками и круглыми окнами
паруса полукруглых очертаний, на которых парит
продольный — глубинный — свод…
Арка — символ Неба.
Круг — символ Совершенства:
Солнца, Земли, Небесного рая, Космоса…
Значит, в основу пространственного решения храма
положена Гармония Абсолютного Совершенства,
а не чувственный экстаз. Он есть, но в деталях.
В целом в Молельном зале Свет царит…
Выставляю плафон как загадку, на которую нужно найти ответ. Искала — не нашла. Может быть, нужно подождать? Уж очень интересна живопись — воздушная, в пастельной гамме, великолепная по композиции. передающей восхождение вверх.
Ангелочки, херувимчики раздергивают занавес, чтобы показать, что восхождение совершается (и должно совершаться) туда, где царит Дух Святой, в коем являет себя Божественное Триединство. Что за женская фигура находится на самой высоте? Вся в светлом. Со светящимся нимбом? Это — Дева Мария?
Если фигура аллегорическая, то значит, плафон написан художником другой эпохи — не Барокко, а Просвещения. О том же говорят крылатые латинские фразы в картушах, украшающих обрамление плафона.
На плафоне изображена сцена Распятия в той живописности, что свойственна пейзанским сюжетам. Как можно, в одном и том же «Небе» столь различные образные ходы?
Всё так и должно быть. Если церковь ХИМЕРА —
фантастическое сочетание разнородного —
точности в воздушном пространстве тают.
Химере точность ни к чему.
Напугала? Ничего не поделать и этот ковчег хранится в «Старом Петере»…
Санкт Munditia (Mundita) почитается как христианский мученик. Мощи представляют собою скелет, украшенный драгоценными камнями, завернутый в сетку с золотой каймой.
Мощи были перевезены в Мюнхен из Рима в 1675 году из катакомб в Cyriaca. Согласно подлинным римским документам, мученик был «обезглавлен с топором «, а может быть, то была мученица. Другое достовернее: замучен он (она) были в консульство Андроника и Проба то есть в 310 году нашей эры. Ну, и что из того? В 1883 году восстановился интерес к мощам. Возник культ с поминальной мессой и процессией со свечами.
Господи, какие идеи и чувства
одурманивают человеческое сознание?!
Больше про «Старого Петера» в Мюнхене
мне нечего сказать…
<— МЮНХЕНСКОЕ БАРОККО — АЗАМКИРХЕ В ГОРЕНИИ СТРАСТЕЙ..
МЮНХЕН — ЭТО БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ИГРА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ… —>