Славились и славятся жители Обераммергау резьбой по дереву, росписями по штукатурке, называемой «люфтмалерай» (Luftlmalerei), и Мистериями — театрализованными представлениями «Страстей Господних». Мистерии, изображающие страдания и последующее воскресение Христа, в той или иной форме разыгрывались в Европе примерно с XIII в. Однако здесь представление имело особый смысл…
В начале 30-х годов XVII века, как уже не раз бывало начиная с 1348 года, в Европе свирепствовала чума. В Обераммергау болезнь занес Каспар Шислер — житель деревни, работавший в близлежащем Эшенлоэ. Согласно церковной книге, за несколько месяцев скончалось по меньшей мере 84 взрослых. Умершие дети не учитывались, но и данные о взрослых жертвах чумы не точны: два священника, в чьи обязанности входило ведение церковной книги, умерли одними из первых.
Представьте, идёт Тридцатилетняя война (1618-1648). Солдаты шведского короля рыщут по Баварии, разрушают монастыри, несчастная судьба ждёт и Обераммергау – деревня разграблена, церковь осквернена, ее алтарь взорван. И главное, вместе с чужими солдатами приходит самая страшная беда – ЧУМА…
И тогда 27 октября 1633 года собирается Совет деревни
и перед распятием просит Бога о прекращении бедствия
и торжественно клянется в ответ отныне и всегда
разыгрывать на сцене особый спектакль — Мистерию,
воссоздающую последние дни земной жизни Христа.
Подобное решение могло возникнуть при Вере,
что Прошлое Божественного и человеческого родов,
Настоящее ныне живущих на земле людей
и Будущее тех, кто идёт за ними, неразрывно связаны.
Отсутствие Веры в неразрывность Времён
подобно одиночеству Безверия,
муке Безнадежности и уходу в Небытие…
Anno Domini — «год века Господня», или Начало Новой эры.
Anno Domini 1633 — год, когда жители деревни дали Клятву
помнить о Страстях Христа, и вернулась жизнь,
которую нельзя не назвать счастливой, потому что…
Ставя на своей земле Крест, на котором был распят Иисус Христос, баварцы соотносят это событие со своей каждодневной жизнью, что иначе была бы лишена высокого смысла…
Стремление наполнить свою жизнь Высоким смыслом —
Путь, которым люди идут к Счастью…
На стенах дома запечатлена Вера жителей Обераммергау,
что Слово, данное Богу, должно исполняться как Заповедь,
что связывает неразрывными узами Бога и людей.
И что же? С 1633 года прошло около четырех столетий,
а жизнь поселян неизменно… Счастлива?
Неужели вы можете сомневаться в том?
На Троицу 1634 года жители Обераммергау выполнили обещание в первый раз. Инсценировка прошла у кладбища на сцене, поставленной над могилами умерших от чумы. И, действительно, говорит легенда, с того дня от чумы в деревне не умер ни один человек. И всё потому, верю и я, что через каждые десять лет жители деревни «представляли страдания, смерть и воскресение из мёртвых нашего Господа Иисуса Христа».
В острые исторические моменты представления отменялись или переносились еа лучшие времена. Так было в 1920 и 1940 годах. В 1934 году устроили внеочередной спектакль, на который прибыл сам Гитлер. Постановка, говорят, ему понравилась.
Следующий спектакль произойдёт в 2020 году.
Успейте заранее заказать билеты:
они раскупаются за полгода вперёд.
Театр представлял собой грандиозное сооружение из дерева и железа, воздвигнутое по последним правилам инженерного искусства. Сцена была устроена под открытым небом, что позволяло включить в декорации самые настоящие горы. Это не соответствовало исторической правде, зато составляло определённый художественный эффект.
В 1933, через три года после завершения строительства здания, Гитлер захватит власть в Германии, положив конец самостоятельной государственности Баварии. В 1934 году Гитлер приедет посмотреть «Страсти Господни». Спектакль не будет запрещён. Фюрер был верующим? Может быть, позднее мы выйдем на причину…
«Въезд Христа на осляти в Иерусалим» — одна из очень важных сцен в представляемой Мистерии и, пожалуй, самый неопределенный сюжет в четырёх Евангелиях. Здесь дана ещё одна трактовка: Христос, прежде чем въехать в Иерусалим, заглянул в Обераммергау. Так взял и выехал из-за угла, чтобы, исполнившись сил, отправиться проживать предначертанную для Него историю.
В Обераммергау всё наивно, чистосердечно,
потому что здесь нераздельны Боги и люди.
В Евангелие рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Толпа людей приветствует Спасителя у ворот Иерусалима, возглашая хвалу и устилая дорогу срезанными с деревьев пальмовыми ветвями. В шествовании Господа верхом на осляти исполнилось ветхозаветное пророчество о Царе Израиля…
«Ликуй от радости, дщерь Сиона,
торжествуй, дщерь Иерусалима:
се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий,
кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле,
сыне подъярёмной».
В других Евангелиях ослица исчезла, остался, как здесь — в Обераммергау, лишь молодой осёл. В Мистерии сцена въезда Христа в Иерусалим играет большое значение, в ней видится триумф Христа, приветствуемого своим народом, что забрасывает дорогу перед ним пальмовыми ветвями, срезанными с деревьев. Здесь нет пальм. Что поделаешь, другого символа Благоденствия тоже нет…
Как Гитлеру мог понравиться триумф
кого-нибудь, кроме него самого?
Адольф Гитлер родился на границе двух областей, население которых традиционно исповедовало католицизм. Он был крещён и конфирмован, однако впоследствии католическая религия не занимала большого места в его жизни. Вместе с тем он не стал атеистом, но продолжал называть себя христианином и во многих выступлениях высказывался в поддержку религии и христианства в частности. Пример: «Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение — христианское» (Речь в Пассау, 27 октября 1928).
И самое главное — Гитлер «отредактировал»
Десять библейских заповедей, доведя их число до 12.
Он безжалостно изъял такие «устаревшие» призывы,
как «не убий» и «не укради».
Первая заповедь зазвучала так:
УВАЖАЙ СВОЕГО ФЮРЕРА И БОГА.
Судя по печальному виду осляти,
он сохранил привязанность лишь к Богу.
Пусть я не знаю даты установки фигурного заполнения тимпана, пусть… Вокруг стоят домики расписные, и каждый из них утверждает: баварцы живут в гармоничном единстве с Богами, Природой и сами с собой — в политические игры они не играют.
Мы видели, на домах укреплены Баварские флаги,
подтверждающие значимость в жизни поселян
Баварской государственности, её незыблемости.
Мы видели в росписях Баварские гербы со львами,
Радушные баварцы в традиционных костюмах
нас не только в росписях встречали.
Если какой-то морок и наплывал на их жизнь,
то растаял он бесследно, потому что в 1633 году
они дали Клятву помнить о Прошлом
всего человечества и своего народа…
Разглядываю деревянные крашеные плашки
и повторяю только-что сказанное,
веря в искренность каждого поворота фигур,
каждого жеста. Такие не обманывают…
Приходят на ум слова Марка Аврелия,
может быть, к месту, а может быть, и нет,
в любом случае произношу их:
«ЖИЗНЬ — ЭТО ТО, ЧТО МЫ ДУМАЕМ О НЕЙ».
И добавляю, ЖИЗНЬ — ЭТО ТО,
ЧТО МЫ ЧУВСТВУЕМ СЕРДЦЕМ…
Молчу, не мешая вам причаститься к Светлой Вере…
Успеха вам. Он будет, потому что за вас само Время.
Известно, Мистерии — жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего Средневековья. Наибольшее развитие в свое время они получили во Франции. Мистерии ставились на библейские сюжеты, при этом в них постоянно сталкивались религиозная мистика и житейский реализм, сцены религиозного характера чередовались с комедийно-бытовыми эпизодами. Авторами таких постановок чаще всего были церковнослужители, ученые-богословы, а исполнителями – простые горожане-любители.
Усиление реалистических и комедийных элементов в Мистериях постепенно стало вызывать резкое недовольство духовных и светских властей, и в результате в XVI веке подобные представления были запрещены. В XIX – первой половине XX века Мистерии ставились лишь в Обераммергау, а также в Париже перед собором Нотр-Дам.
Видите, Он въехал в Иерусалим на осляти.
И Двенадцать апостолов Его сопровождали.
И встречали Его дети, пальмовыми ветвями путь устилали.
Фарисеи в стороне стояли. Стражей ещё не вызвали.
Не спешите, всё развивается так, как должно:
Путь Страданий идёт от Триумфа к Распятию…
Энтузиазм и упорство жителей баварской деревни, устраивавших спектакль каждые десять лет и участвовавших в нём всей деревней — от мала до велика, привлекли к себе всеобщее внимание в Западной Европе. В XIX веке в Обераммергау стали приезжать паломники со всего мира.
В 6-часовом спектакле «Страсти Господни» насчитывается более 130 «разговорных» ролей, из которых заглавными являются — Иисус, Дева Мария, Мария Магдалина, Иоанн и Иуда. Роль Иисуса в этом сезоне исполнял 30-летний Фредерик Майет, психолог по образованию.
Общая прибыль общинной кассы Обераммергау
по завершении 3 октября всех 109 представлений
составила 25,7 миллионов евро.
Эти деньги сверху упали, потому что цель была в другом —
исполнение Высшего долга перед предками и потомками.
Евангелие от Матфея… «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня».
Богословы видят в словах гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что он имел две воли:
божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую
(полученную в связи с его вочеловечеванием).
В «Страстях Господних» 16 актов, в перерывах между которыми звучат хоры в оркестровом сопровождении. Либретто Мистерии неоднократно переписывалось в соответствии с переменами, происходившими в обществе. В течение нескольких лет до завершения десятилетия вся деревня включилась в подготовительную работу. Когда до спектакля оставался год, подбирались актеры, обновлялись костюмы и декорации, мужчины начинали отращивать волосы и бороды.
За всё время в постановках участвовало несколько поколений жителей деревни. Многие начинали еще детьми, а затем играли взрослые роли. До 1970 года выйти на сцену могли лишь родившиеся в деревне или прожившие в ней не меньше 20 лет, а на главные женские роли брали только незамужних. От актеров эти представления требовали огромного напряжения: говорили, у некоторых из тех, кому выпадало играть Иуду, не выдерживали нервы.
По́нтий Пила́т — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник. Историки Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором.
«Суд Пилата» — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число «Страстей Христовых».
«Крестный путь» — составная часть «Страстей Христовых», включающая в себя Несение креста, с кульминацией — Распятием.
По дороге Христос увидел плачущих женщин… «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?»
«И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него»…
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий».
В 1898 году в Америке был снят фильм, что рассказывал о массовом представлении страстей Господних в баварской деревне Обераммергау. Американский режиссер воссоздал это действо. Большая часть фильма снималась в Нью-Йорке по эскизам, сделанным в Обераммергау во время представления библейской драмы. Но несколько кадров сняты в 1900 году непосредственно в Обераммергау, например, прибытие поезда со зрителями, открытие дверей театра, в котором разыгрывается мистерия, уличная сцена, дом Антона Ланга, игравшего роль Иисуса Христа.
Так деревушка в предгорьях Баварских Альп
обрела мировую славу, став центром паломничества.
Просто фотографии, а ответная реакция — сострадания —
захлёстывает. Вот, что значит Искренность…
У меня, как всегда вопрос…
Каким образом деревушка, пусть даже крошка-городок,
может подняться на представление «Страстей Христовых»,
заслуженно получающее мировой резонанс?
Ответ все тот же…
Деревушка Обераммергау расположена в непосредственной близости от гор. 5 тысяч её жителей находятся под приглядом самой Вечности, в которой ничто не исчезает — всё хранится: каждое слово, тем более клятвы.
Баварцы — особый народ. Это несомненно.
1871 году состоялось представление специально для Баварского короля Людвига II. Оно произвело на него огромное впечатление, и в награду Обераммергау получила мраморное Распятье.
Тем самым Король, предпочитавший всему на свете одиночество, оценил подлинную искренность массового действа, что свидетельствовало о высоких достоинствах его народа