Ужас, из тьмы античной выползающий, по имени Гекатонхейры

 

Титан
Рисунок современный, в Древнегреческом искусстве образов гекатонхейров я не нашла.

Думаете, никого страшнее Медузы нет в древнегреческих мифах? Есть! Слово Гесиоду… «Так­же дру­гие еще роди­ли­ся у Геи с Ура­ном трое огром­ных и мощ­ных сынов, неска­зан­но ужас­ных, — Котт, Бри­а­рей креп­ко­душ­ный и Гиес — над­мен­ные чада. Целою сотней чудо­вищ­ных рук раз­ма­хи­вал каж­дый око­ло плеч мно­го­мощ­ных, меж плеч же у тех вели­ка­нов по пять­де­сят под­ни­ма­лось голов из туло­вищ креп­ких. В древнегреческом мифе силой они непод­ступ­ной и ростом боль­шим обла­да­ли».

ТитанПо-моему, можно сделать  определение самого ужасного с виду зла. Это — то, чего и ВООБРАЗИТЬ-ТО НЕЛЬЗЯ, ОБРАЗНО НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ, можно лишь в слове описать, лучше имя дать и стараться никогда не произносить его вслух.

Рисунок опять современный, характерный для нас, живущих так «хорошо», что естественным становится при любом случае страшиться.

древнегреческие герои

Хотите прогнать страх? Нужно посмеяться… В книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» дети Неба-Урана и Геи-Земли работают грузчиками в НИИ ЧАВО: Научно Исследовательском Институте Чародейства и Волшебства. Они довольно тупенькие ребята. Двое работают, третий — Бриарий — ленится, оправдываясь тем, что сломал один из 500 пальцев. Заметив, что братья не видят, что он не участвует в работе, Бриарий начинает отдавать им распоряжения, которых они не слышат. Шума много — дело кипит.

 

 

УранаТеперь всерьез…

Есть литературное описание гекатонхейров в книге Г.Л. Олди «Герой должен быть один». «Я не хотел бы увидеть их снова. Мне не нравится чувствовать себя пылинкой, глядящей на вихрь. Первенцы Земли-Геи и Неба-Урана — это мощь. Первозданная, беспредельная мощь, суть нашего мироздания, соль Земли… Все, что запомнилось от встречи — ощущение гигантской, невыразимой мощи, не нуждающейся ни в чем, даже в проявлении самой себя. Первенцы — что для них власть, слава, обида, гнев?.. Ничего. Меньше, чем ничего».

чудовище

Недавно братья Турусовы взяли на себя смелость описать гекатонхейров более подробно, сделав соответствующие рисунки. Размышляя о гекатонхейрах, они пришли к выводу, что каждое из трех чудищ представляло собой древовидную колонию, ствол которой образован сомкнутыми ногами, так что передвигаться по земле гекатонхейры могли, но только очень медленно.

Схема древовидного строения колонии гекатонхейра
(из: Иванова, 2001).

 

чудище
Часть древовидной колонии при большом увеличении (из: Иванова, 2001).

Предполагается также, что у гекатонхейров не только каждая голова имела свой мозг, но существовал также некий координирующий нервный центр, расположенный в области таза. Из-за сложности переработки информации, принятие определенных решений требовало некоторого времени; поэтому гекатонхейры отличались замедленной реакцией. Имея 50 рук, гекатонхейр мог, конечно, вцепиться в огромную скалу, но для того, чтобы сдвинуть ее с места, одна пара ног не давала достаточной опоры.

 

чудищеПредставление гекатонхейров  в виде колонии деревьев  пришло на смену различным чудовищным образам. Я их не показывала, так как, на мой взгляд, они просто отвратительны, а значит, к сути столь странного и сложного явления никакого отношения не имеют. Меня же мучило ощущение, что в образе этом есть смысл — глубокий, мифо-поэтический, многое в сознании древних греков объясняющий. И вдруг…

 

Три оливы

И вдруг я увидела фотографии, хочется сказать портреты, трех старых олив, каждая из которых имела имя. Судя по подписям, одна олива представляла собой портрет Эгеона — Бриарея, другая — портрет Котта, третья — Гиеса. Я сразу поверила великолепному фото-художнику Рофе: в оливах, действительно, запечатлен образ сторуких детей Неба и Земли. Это — они, несомненно…

Седые оливы

Тут же вспомнилась роща седых олив, которую мы видели по пути из Афин в Дельфы, и, конечно же, зазвучал миф, рассказывающий о споре Посейдона и Афины. Бог Посейдон ударил о землю трезубцем — и появился источник воды… Увы, морской!  А от удара копья Афины о землю появилось оливковое дерево, покрытое плодами. И обозначало это, что народ Аттики будет сильным и могучим, благодаря земледелию. Обещания Афины свершились, и дерево стало священным… Ах, Афина. Ах, чудесные оливы — основа благосостояния народов.

СВЕТ Olive-Tree-in-Salento копия

Помню, прогуливаясь по роще, я думала: и почему же стволы олив так некрасивы. Потом узнала еще одну версию рождения оливы… Первое дерево посадила богиня Афина за 3800 лет до нашей эры. Ухаживать за этими деревьями могли только девственные юноши. Оливе посвящались трактаты и стихи древнегреческих поэтов. И есть тому основания…  Олива имеет особое строение. Ее листья всегда повернуты к солнцу своей наружной стороной. Она словно впитывает солнечную энергию и преобразует ее в удивительной красоты плоды. Из плодов получается «жидкое золото», как называл оливковое масло Гомер.

уникальное дерево

Да, конечно, для эллинов дар Богов был священным, а потому  о таком предмете чего-то дурного даже помыслить было нельзя. Я уже не боюсь гнева Афины и  говорю: стволы олив столь ужасны по своему виду, что напоминают туловища гекатонхейров — самых страшных мифических чудищ. С годами  деревянная плоть олив разрушается и  превращается в человеческие лица, искаженные от боли, зверьи морды, пытающиеся ожить и все уничтожить, всех убить, в груды тел, у которых нет будущего — только уход в землю, из которой они вышли, чтобы тянуться к небу — жить. Не выйдет: они — нежить.

Старая олива

На Крите плодоносящее дерево оливы является  объектом гордости местных жителей. Здесь растет самое старое оливковое дерево. Доказанный возраст этого чуда природы составляет более 3 тысяч лет! Оно начало расти в До-Минойский период (1100-800 гг. до н.э.) и видело расцвет Минойской культуры.

Средний возраст оливы — 500-600 лет. Если за ней ухаживать, то она сможет плодоносить 1000 лет и более. А потому, ее называют ВЕЧНО РАСТУЩИМ ДЕРЕВОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Человек платит за 100 лет жизни старческим внешним видом. Олива платит за ВЕЧНОСТЬ такими же внешними изменениями. ВЕЧНОСТЬ связывает ее с тем временем, когда Земля еще не умела создавать существ, достойных Неба.

Значит, древнегреческие Боги создали ЖИВУЮ КРАСОТУ, обреченную на старение — умирание сообразно отведенному ей сроку жизни. Человеку — 100 лет. Дереву — 1000. Другим живым существам — свои сроки. В сущностном смысле все соразмерено — гармонично. Мир живет через постоянное обновление. Понятно, но зачем, зачем перед смертью терпеть такие потери? Неужели нельзя иначе: уснул и не проснулся? КРАСОТА — ДАР БОГОВ, ЕЕ ЦЕННОСТЬ ОЩУТИТЬ МОЖНО ЛИШЬ ЧЕРЕЗ УТРАТУ…

Гринвичский парк
Лондон. Гринвичский парк в ноябрьском тумане.

И гекатонхейры тут не причём? Думаю, самое большее, что объединяет чудищ из Праистории Земли и похожие на них деревья, — это МОЩЬ, что помогает им пройти через тысячелетия старения. Созданиям мифов — умозрительно. Созданиям Природы — реально…

Люди идут. Это — не мы.  Мы идем за ними следом. .

Древнегреческие мифы
Деревья — сателлиты (одиночки) в живописном парке.

 

 

Помню, помню: такими деревьями, что растут в чисто английских живописных парках, гордится Великобритания.

Старое дерево
Лондон. Гринвичский парк в ноябрьском тумане. Деревья — сателлиты (одиночки) в живописном парке..

Боже мой, Боже! Но это же гекатонхейры, что из Средиземноморья  на Север Европы пришли и застыли в виде напоминаний о том, как СТРАШНА ВЕЧНОСТЬ… Все, хватит — думаем только о хорошем!

 

 

 

 

.Господи, какие странные стволы у деревьев!

оливки

Думаем о том, как прекрасны плоды оливы — настоящий дар Богов!

Афины Греция

Думаем о том, как древние греки деревьям другую вечность подарили,
запечатлев ее в непреходящей красоте колонн

<— Богу вечности — Эону — посвящается…

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ЧУДИЩА — ГИГАНТЫ, КИКЛОПЫ, ГЕКАТОНХЕЙРЫ —>

Leave a Reply