ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ТОЧКА!

Тема — архитектурно-композиционная:
ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ТОЧКА!

Цели занятий:
раскрыть космогонический смысл, заключенный в понятиях,
исходных для представлений о МИРОЗДАНИИ
и для проектирования ЗДАНИЙ.

Средства осуществления целей:
— изложение сводно-свободного мифа о рождении МИРОЗДАНИЯ,
что позволяет увидеть в ТОЧКЕ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЕ ПЕРВОНАЧАЛО;
— игра на развитие пространственного воображения —
«поиск Точек во Вселенной».

Для осознания смыслов, заключённых в мифе, детям стоит предложить выполнять параллельно рассказу графическую композицию на листе бумаги, подготовленном заранее. Верх и низ листа оставляются белыми. Вверху делается надпись: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ТОЧКА». Внизу:»ПЕРВИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ». Оставшееся поле заклеивается черной бумагой или закрашивается черной гуашью. Лучше закрашивается: цвет получается глубоким и таинственным.

Я тоже выполняю графическую композицию, но не  листе бумаги, а на классной доске, и не гуашью, а цветными мелками. Периодически (в требующих того местах) я прерываю изложение мифа рисованием, чтобы, в творческих усилиях активизируя воображение детей, позволить им сопереживать тому, что произошло однажды во Вселенной…

ДРЕВНЕЙШИЙ КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ,
ВОСПРОИЗВЕДЕННЫЙ В «КРАЮ СЕВЕРА УБОГОМ»,
ГДЕ, КАК НИГДЕ, ОБНАЖЕНЫ ВСЕЛЕНСКИЕ СУТИ
Начало…

Все события начинаются одинаково:
«Жили-были на свете белом…»
И только этот миф начинается совсем иначе!
Не было ничего. Даже света белого не было.
В безмерности, в безбрежности, в безжизненности
темного, холодного и беззвучного МИРОВОГО ОКЕАНА
царила она — ПУСТЫНЯ-ПУСТОТА,мертвым сном спящая..

Вглядитесь  во Тьму черного листа.

Царила давно — целую ВЕЧНОСТЬ, что не ведет счета Времени.
Ни в часах. Ни в днях. Ни в годах. Ни в веках…
Даже в тысячелетиях не измеряет Вечность сроков Бытия.
Какой счет, когда считать-то нечего!
Совсем нечего. В Мировом океане кроме нее —
Пустыни-Пустоты нет ничего и не было Никогда.
И Всегда так будет?..

Вглядитесь во Тьму черного листа.
Вы что-нибудь видите во Тьме?!
Нет? Но чувствуете, конечно,
как Тьма напрягается, грозя чем-то стать?!

Вдруг… Пустыня-Пустота проснулась! И разнервничалась:
сколько же можно спать, нужно же что-то делать!
От напряжения стала Пустыня-Пустота распадаться
на что-то безвидное, неуловимое, но явно живое —
полное движения. ХАОТИЧЕСКОГО: безостановочного,
разнонаправленного, бесцельно-бессмысленного…
Преисполнившись движения, Пустыня-Пустота взревела
от восторга и-и-и… превратилась в БЕЗДНУ МОРЯ.

(Музыка: бушующее море 
Римского-Корсакова или Чюрлениса).

Слышите, как шумит разбушевавшееся Море?
А как оно выглядит, вы знаете?
Где ваши кисти, где нужный цвет гуаши?
Покажите, как буйствуют громады волн на чёрном фоне
черного листа бумаги или в безбрежности Мирового океана!

Воплотившись в буйстве волн, вознамерилась Бездна Моря
осуществить все-все, что пожелает.
Сразу же! Здесь и сейчас.Например?!
Например, разнести в щепы Мировой океан!
Поискала Бездна Моря, поискала и убедилась:
в щепы разносить нечего, нет границ у Мирового океана.
И вообще ничего в нем нет, кроме ее собственных волн,
метущихся и страшно ревущих во Тьме кромешной.

 

Музыка меняет тональность:
становится раздумчивой…

Призадумалась Пустыня-Пустота, ставшая Бездной Моря,
что дальше делать. Не метаться же ей —
одинокой, неприютной, в ярости безмерной целую Вечность?!
А призадумавшись, Пустыня-Пустота распалась
на ДВЕ БЕЗДНЫ без-донные: МОРЯ и НЕБА.

Покажите с помощью красок и кистей, что случилось.
Для этого верхнюю половину черного листа бумаги
или безбрежного Мирового океана закрасьте тем же —
черным цветом с синим отливом,
но ровно закрасьте, без вихревых движений.

БЕЗДНА МОРЯ продолжала метаться в неистовой жажде
уничтожить все и вся, чтобы и памяти о нем не осталось.

Музыка меняет тональность:
становится отстраненно-спокойной…

БЕЗДНА НЕБА была величественно-спокойна, холодно-чиста,
полна таинственных, только ей известных, воспоминаний
о том, что было до того, когда не было ничего,
кроме Пустыни-Пустоты, царящей в Вечности. И вдруг…

Уроните, уроните скорее с кисти
золотую каплю гуаши в центр поля,
между Бездной Неба и бездной Моря.
Не  правда ли, похоже,
что в Мировом океане загорелась Звезда,
а значит, началось рождение Солнечного мира?

 

Светло-радостная, как восход Солнца, музыка
подтверждает живописное впечатление…

Да, однажды во Вселенной на границе двух стихий
РОДИЛАСЬ ТОЧКА! ТОЧКА-А! ТОЧКА-А-А!
Будто крошечная звездочка упала с Неба в Воды.
Будто пятнышко Света задержалось на поверхности Вод.
Вы думаете, точечка-звездочка или пятнышко света,
так испугалась, что умерла от страха? Ничего подобного!
Эта светящаяся точечка-звездочка, едва заметная,
чуть живая, начала разгораться. Все ярче, ярче, ярче…
Пока не превратилась в Звезду сверкающую.
Думаете, Точка-Звезда посверкала-посверкала и погасла,
и снова кромешная Тьма охватила Мировой океан?
Нет, до того печального ПОСЛЕДНЕГО СОБЫТИЯ,
что завершит историю Точки, и сегодня далеко.
Почему?..

Звучание музыки прекращается,
так как дальнейший рассказ,

в первую очередь, требует логической работы ума.

Потому что рождение Точки — ПЕРВОЕ СОБЫТИЕ,
после которого во Вселенной не может не появиться
всё-всё-всё, что быть в ней должно. Почему?..
Древние мудрецы* и современные учение тоже, считают, что…

ТОЧКА ВО ВСЕЛЕННОЙ — ПЕРВО-ТОЛЧОК,
запустивший в Вечности «часы Мирового времени».
Вечность видит сны. И, как сновидениям положено,
временной последовательности в них нет:
все перемешано — БУДУЩЕЕ, НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ.
Время появляется, когда за Первым событием
бежит-спешит второе, за ним — другое и так далее:
был бы тот Первый, за кем можно бежать,
возникая в БУДУЩЕМ («Бом!»),
становясь НАСТОЯЩИМ («Бом!»)
и уходя в ПРОШЛОЕ («Бо-о-ом!»).

ТОЧКА ВО ВСЕЛЕННОЙ — ЦЕНТР МИРОЗДАНИЯ,
ведь кроме нее — только что родившейся Точки,
в Мировом океане еще нет совсем ничего
и не с кем спорить за лучшее место в Мире.

ТОЧКА ВО ВСЕЛЕННОЙ — ПЕРВО-НАЧАЛО,
в котором сжата до нульмерной величины (точки)
божественная, лучше сверхъестественная, энергия!
Такая Точка, возникнув, не может не совершить
всего того, что должно совершиться!

Нарисуем вокруг Точки «солнечную корону»?
А теперь, поздравим Ее Величество Точку
со столь замечательным возникновением?
Нет, не будем спешить с поздравлениями…
В том, что Точке предстоит пережить,
в том, что точке предстоит совершить,
Счастья и Горя будет немало…

О ПРЕДСТОЯЩЕЙ МИРОЗДАНИЮ СУДЬБЕ
ВЕДЕТ РЕЧЬ ГРАД ПРЕКРАСНЫЙ НА НЕВЕ,
ЧТО БЫЛ «НАД БЕЗДНОЙ ВОЗНЕСЕН»,
ЧТОБЫ, УСМИРИВ «БЕЗДНУ МОРЯ»,
ПОКОРИТЬ «БЕЗДНУ НЕБА».

«И усмирил? И покорил?» — хотите спросить. Мы все узнаем,
потому что тайну эту хранит Петербурговедение,
что состоит из сведений о тайном, скрытом, сокровенном,
о сказочном, волшебном, необыкновенном. К тому же…

Ее Величество Точка постоянно напоминает нам о себе.
Напоминает, что она — самое главное и самое замечательное
во всем, что есть во Вселенной…

Игра на развитие пространственного воображения —
«поиск Точек во Вселенной».

Вначале предлагаю детям поискать точки в книжном тексте.
Причем, самые разные: одну, двуточие, трехточие, запятую,
точку с запятой, вопросительный знак, восклицательный.
Для этого лучше всего воспользоваться текстом моих книжек
для детей, где очень богата пунктуация. Дети находят точки.
В совместных усилиях отрабатываем их определения…

О чем рассказывает, что доказывает книжный текст?
ОДНА ТОЧКА в конце предложения подводит итог:
мысль высказана полностью — все состоялось, господа.
ДВЕ ТОЧКИ указывают и настойчиво:
не расслабляйтесь — сейчас последует уточнение.
ТРИ ТОЧКИ утверждают: мысль будет развита в дальнейшем
или застынет в незаконченном состоянии, чтобы читающий
мог сам додумать то, что осталось недосказанным.
ЗАПЯТАЯ (точка с «хвостиком») требует
сделать смысловую остановку, а потом — разобравшись,
зачем это нужно, читать дальше.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ делит целое предложение на относительно
самостоятельные части, что еще чуть-чуть и могли бы
существовать независимо друг от друга.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (точка с «ушком») предлагает
поискать ответ на вопрос, поставленный в предложении.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (точка с «вертикальным боем»)
заставляет восхититься тем, о чем вам только что сообщили.

СОГЛАСИТЕСЬ, ТОЧКА КОМАНДУЕТ СЛОВАМИ.

ЗНАЧИТ, ТОЧКА ПРИВОДИТ В ПОРЯДОК НАШИ МЫСЛИ.

ЕСЛИ ТАК, РОЛЬ ТОЧКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА.

— Не так ли?
— Несомненно!
— Дайте подумать: а что, если…

Такого рода упражнения можно назвать «логической разминкой»,
что «разогревает» воображение, позволяя воспарить в любые выси.
Например, те, куда предлагаю воспарить я…

Давайте взлетим над Землей. Мысленно, конечно. Взлетим
высоко, чтобы Земля стала похожей на карту, где прорисованы горы,
моря, реки и озера… На что станут похожи города?

На точку, конечно. Большую, среднюю, маленькую точку,
в зависимости от того, какова численность горожан,
а значит, и какова территория города по размерам своим.

Значит, можно сказать, что Точка — символ целого,
в котором не уточняются детали, а просто сообщается,
например, что это — город такой-то величины?

Тот, кто согласен со мной, тоже мысленно, меняет отметку,
на которую он взлетел над Землей. Снижайте, снижайте высоту,
чтобы получше разглядеть целое, или «город-точку»!

Видите Неву и острова? А теперь что видите?..

(Начинает звучать концерт Глиэра для трубы с оркестром. Тихо-тихо, чуть слышно.
Мелодия оживляет давнишнее впечатление-потрясение от «полета над Невой».
Зрительная память детей проясняется. Они «видят» город ясно-ясно, судя по
количеству перечисляемых ими объектов: зданий, дворцов, проспектов. Я говорю
детям: снижаясь над Землей, вы убедились в том со всей очевидностью…)

ТОЧКА НЕИСЧЕРПАЕМА ПО СОДЕРЖАНИЮ СВОЕМУ,
КАК ЛЮБОЕ ЦЕЛОЕ, ЧТО БЕЗГРАНИЧНО-БЕСКОНЕЧНО,

ЕСЛИ ПРИГЛЯДЫВАТЬСЯ К НЕМУ ВСЕ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ,
СТАРАЯСЬ УВИДЕТЬ ЕГО С САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ УГЛОВ ЗРЕНИЯ,
СТАРАЯСЬ ОПИСАТЬ ЕГО ВО ВСЕХ ДЕТАЛЯХ.

ТОЧКА — ВЕЛИКАЯ, ВСЕЛЕНСКАЯ, АБСТРАКЦИЯ:
ОБОБЩЕНИЕ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ.

Поставьте на белом листе Ее Величество Точку
и посмотрите на нее с уважением или, лучше, с восхищением,
ведь она отмечает в Пространстве место существования
чего-то целого, например, Города на Неве…

Можете представить всех петербуржцев по отдельности?
Нет, конечно. А всех петербуржцев вместе?
Мне они кажутся похожими на огоньки ночного города,
который мне приходилось видеть из иллюминатора самолета.

Некоторые огоньки то разгораются, то гаснут в Пространстве.
Это — люди, связанные с вами мыслями, чувствами, делами.
Они — «точки притяжения». Для каждого — свои.
Меняющиеся во Времени. Перемещающиеся в Пространстве.

СОГЛАСИТЕСЬ,
ТОЧКИ ОРГАНИЗУЮТ НАШ МИР В ПРОСТРАНСТВЕ.

И ВО ВРЕМЕНИ, УВЕРЯЮ ВАС Я,
ОНИ ОРГАНИЗУЮТ НАШ МИР ТОЖЕ.

Среди временных точек есть избранные, исключительные Точки.
Например, та Точка, что разделяет тьму веков на две части:
Старую эру — до Рождества Христова;
Новую эру — после Рождества Христова.
Рождество — событие, определившее содержание Точки,
в которой закончился старый и начался новый счет Времени.

В пору Старой эры, то-есть до принятия христианства,
люди делили Время на части несколько иначе:
соотнося свою жизнь с природными катаклизмами —
катастрофами, не обходившимися без человеческих жертв.
Например… С извержениями вулканов!

С похолоданиями, покрывавшими Землю ледяным панцырем!
С таяниями ледников, что превращались во Всемирные потопы!
Смещениями земной тверди, из-за которых скапливались или
проливались воды, давая жизнь морям, озерам, рекам!

Природные катаклизмы могли длиться тысячелетиями,
но в памяти людей они сводились до нульмерной величины —
Точки, разделяющей жизнь человеческого рода надвое:
ту, что была до какого-то знаменательного события,
и ту, что началась после того, как это событие свершилось.

Хотите расскажу сказку о подобном событии ужасном —
с человеческими жертвами, что произошло в Невских землях?