Глава 2 Сегодня я опять иду в бой и завтра в бой пойду тоже

СЕГОДНЯ Я ОПЯТЬ ИДУ В БОЙ
И ЗАВТРА В БОЙ ПОЙДУ ТОЖЕ

Нет, я — не агрессивный и не склонный к авантюрам человек. Напротив, я — человек, уставший от чувства собственной нереализо­ванное™ и благодарный своим слушателям за любой, пусть ненадолго, потеплевший взгляд. К сожалению, по профессии я — градовед (исто­рик, теоретик), по призванию — преподаватель со стажем, что подбира­ется к трем десяткам лет. Именно они — архитектурная профессия и педагогическая деятельность, неожиданно, вдруг, заставили меня уви­деть ясно-ясно ДЕТЕЙ, которым учителя навязывают какие-то стран­ные, мертвые, представления о ГОРОДЕ. О живом городе, что был, есть и хочет быть живым в дальнейшем. Вместо того, чтобы оставить в покое и детей, и учителей, я стала решать, что нужно сделать, чтобы дошкольники и школьники узнавали о Городе что-то, действительно, очень важное и чтобы узнавание это происходило безболезненно — в соответствии с интересами и силами той и другой стороны…

Сегодня я опять иду в бой, придерживаясь основных установок тщательно разрабатываемой мною в течении последних пяти лет Про­граммы — четырехступенчатой, интегрированной, воспитательно-обра­зовательной, дошкольно-школьной, названной, чтобы отразить сущность программы ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ.

Иду в бой, потому что верю…
Есть в нынешней идее обращения к Петербургу с просьбой
преобразить горожан-россиян что-то очень высокое,
причем, пограничное: будто в последний раз.
Значит, отступиться от этой идеи нельзя.
Значит, необходимо понять, как достичь дели.

Как достичь цели? Я работаю с детьми, как того требуют четыре возрастных ступени на долгом пути «взросления вместе с городом» — «блистательным и трагичным» городом на Неве.

ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОГО КУРСА
ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ

Цель:

становление
МИРОВОЗЗРЕНИЯ,
необходимого для духовной зрелости человека

IV ступень (старшие классы школы)
СОБСТВЕННО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ
(историософский цикл,
позволяющий искать ответы на вопросы —
что, зачем и почему)

III ступень (средние классы школы)
ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД МИРА
(интегративный цикл,
представляющий Петербург как явление,
вобравшее в себя идеи, образы и судьбы Мира)

II ступень (младшие классы школы)
1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА
(освоение города как художественной системы)

I ступень (дети дошкольного возраста)
СТРОИМ «ГОРОД-САД»
(включение в эмоциональный мир детей
первоосновных для градоведения
нравственно-эстетических ценностей)

Средство:
последовательное постижение петербургских проблем
в соответствии со спецификой конкретного возраста
и требованиями межпредметной интеграции.

Модель названа идеальной, не потому что она столь совершен­на. Нет, модель «идеальна» по нескольким причинам. Никто еще не пытался не только осуществить, но даже простроить столь сложного, четырехступенчатого, воспитательно-образовательного процесса. Можно предположить, что у попытки реализации подобной идеи в последова­тельности четырех возрастных ступеней будут на деле немалые слож­ности, так как исходное условие этой реализации — непрерывность и интегративность учебного процесса в целом. Давно начавшиеся призы­вы к интегративности многопредметных учебных программ по сю пору остаются призывами, не выходящими за границы решения частных за­дач. Учебный процесс постоянно разрывается при переходе детей из Детского сада в школу, из Начальной школы — в Среднюю, из Средней — в Старшую.

Логичен вопрос — зачем разрабатывать то, что неосуществимо в реальных условиях существования образовательной системы? Столь же логичен и ответ — чтобы преодолеть недостатки реальной системы в прорисовывании того, чем она должна быть в идеале. В любом слу­чае, чтобы знать, к чему стремиться, необходимо ясно очертить и цель, и средства ее достижения. А потому, я начинаю излагать содержание каждой ступени поочередно, сосредотачиваясь на внутренних возраст­ных проблемах и возможностях.

 

<—Глава 1  Несколько слов о том, что заставляет печалиться

Глава 3  Что за ценности мы постигаем, строя «Город-сад»—>