Глава 5. Как вовлечь родителей в строительство «Города-сада»

КАК ВОВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ
В СТРОИТЕЛЬСТВО «ГОРОДА-САДА»

Начало взросления ребенка, когда он делает первые шаги, — столь важный процесс, что участвовать в нем должны не только воспи­татели, но и родители. Я думаю, вы с этим согласны, как и с противо­положным наблюдением: родители, очень часто, делают все, чтобы отбить у ребенка охоту задавать вопросы. Причина? Немногие из роди­телей способны дать ответы на «детские вопросы», так как нынешние взрослые, в большинстве своем, заучивали догмы, не размышляя о сущ­ности вещей. Значит…

ЧТОБЫ ОСЛАБИТЬ ОСТРОТУ РАСКОЛА
В ОТНОШЕНИЯХ ПОКОЛЕНИЙ,
К ПОИСКУ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ «ПОЧЕМУ?!»
СТОИТ ПРИВЛЕЧЬ И РОДИТЕЛЕЙ.

Привлечь занятых серьезными делами мам, а тем более — пап, к «детским проблемам» трудно, но можно. Правда, лишь при определен­ном условии: если взрослым (как детям) будет интересно. Предлагаю программу вовлечения родителей в происходящее с их детьми. Про­грамму всем известную и непременную для исполнения…

При первой же встрече с родителями посвятить их в развитие учебно-воспитательного процесса, предъявив общий план занятий с детьми; раскрыв содержание основных этапов; отметив своебразие куль­минационных моментов — экскурсий, спектаклей; показав, какова воз­можная и желаемая форма родительского участия.

Сразу же предупредить родителей, что режиссура занятий будет строиться так, чтобы, задев душу ребенка, включить долговременную эмоциональную память. При орентации занятий на эмоциональное вос­приятие, дети не смогут не делиться со взрослыми опытом своих пере­живаний. Значит, если родители не будут внимательно выслушивать рассказы детей, разрывы в их отношениях начнутся непременно. При затронутых чувствах бесполезно объяснять свое равнодушие ссылкой на занятость и прочие обстоятельства. Жажда ребенка поделиться от­крытиями должна быть удовлетворена, иначе дома он почувствует себя в духовной пустоте. Объяснять родителям самое важное для воспита­тельно-образовательной методики положение нужно настойчиво, дово­дя его содержание до полной ясности на примерах, что не заставят себя ждать.

Сразу же необходимо предупредить родителей и о том, что посе­щение программных экскурсий — семейное дело. Так как экскурсии готовятся заранее, а впечатления от них развиваются в дальнейшем, родители оказываются включенными в учебно-воспитательный процесс на всем его протяжении, причем, внешне неназойливым образом. Опыт показал, что организация семейных экскурсий — самый действенный способ вовлечения родителей в учебный процесс.

Некоторые домашние задания невыполнимы без прямого учас­тия родителей. Так им придется читать своим детям в определенной занятиями последовательности сюжеты из «Уроков Эстетики для ежи­ков». Я видела, воспитатели и даже учителя начальных классов пред­лагают детям раскрасить прочитанные сюжеты. Мне это очень нравит­ся: раскрашивая страницы книги, дети становятся ее «соавторами». Постепенно, за два года занятий, вся книжка расцветится и превратит­ся в личное воспоминание о том, как однажды начался разговор по душам и много-много замечательных тайн раскрылось.

Подобное, постоянное, включение родителей в воспитательно-­образовательный процесс позволяет им делать многое из того, что де­тям чуждо, например, вести систематизацию детских работ. Родители подписывают детские работы, собирают в папки, перебирают дома, приносят в Сад, когда все дети вместе с воспитателями решат, что пора вспомнить то, что было пережито ими в предыдущие встречи.

Есть у родителей и особое задание — участие в Спектакле, очень важном для цикла занятий, подготавливающих ребенка к восприятию собственно петербурговедеческих тем. Сообщить о том, что родителям предстоит решить очень ответственую творческую задачу, нужно уже в первую встречу. В сказочной формулировке задача эта выглядит сле­дующим образом: «пойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что». Родителям предстоит найти сюжеты, в которых, во всей красе своей несказанной, была бы запечатлена Древняя Русь. Да не простые сюжеты, а именно те, которые хотелось бы превратить в «живые кар­тины», разыгрываемые детьми, или как-то иначе использовать в тот замечательный момент, когда грянет спектакль по Древней Руси — предшественнице того, что позднее, объединившись с Европой, стало Петербургом.

Предупреждение — не сигнал к действию, а информация, что не может не пройти через достаточно долгий период внутреннего вызре­вания. Главное, к чему должны привести разговоры взрослых со взрос­лыми о жизни подвластных им (!) детей, — воспитание уверенности в том, что…

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ЗАХОТЯТ УЧАСТВОВАТЬ
В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ,
РЕБЕНОК, ОСТАВШИСЬ ВНЕ ДУХОВНОГО КОНТАКТА С НИМИ,
МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ДУШЕВНУЮ ТРАВМУ.

НЕ ОТСТУПАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА,
УВАЖАЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ!

РОДИТЕЛИ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ,
ПРИХОДЯЩИЕ В ДЕТСКИЙ САД ИЛИ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ,
В ДУШЕ СВОЕЙ — ТЕ ЖЕ ДЕТИ:
ВЫ ДЛЯ НИХ, ПО-ПРЕЖНЕМУ, — АВТОРИТЕТ.