Глава 6. ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА «ГОРОДА-САДА»:

ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА «ГОРОДА-САДА»:
темы блоков занятий
Первой воспитательно-образовательной ступени
Петербурговедческого курса
ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ

Я понимаю, обучение-воспитание должно обеспечивать «желае­мый результат». При всем при том, нельзя не знать, что даже самый лучший план — мнимо-прямой путь к цели, на деле всегда оказываю­щийся иным. Все понимая, я не жалею усилий на то, чтобы отладить план занятий, превращаемый в тщательно простроенную СИСТЕМУ, состоящую из частей и частиц (подразделений целого), что, по мере освоения содержащегося в них учебного материала, позволяют осуще­ствить цель, поставленную перед учебным процессом в целом.

Воспитательно-образовательный процесс «взосления вместе с городом» представляет собой четырехступенчатую систему, развиваю­щуюся во времени и пространстве по «спиралевидной траектории». Одна ступень — накопление опыта последовательных осознаний-пости­жений, необходимых для перехода на следующую, качественно иную, ступень. Согласно «спиралевидной» траектории, с какой «точки», по содержанию своему, начинался учебный процесс, той же «точкой», по содержанию своему, он должен завершиться, но, на качественно более высоком уровне развития. Ученики должны придти из точки «а» в точ­ку «А», в которой «замкнутся круги бытия» в достижении ожидаемого результата — становления мировоззрения, необходимого, чтобы начать взрослую жизнь, имея представление о том, что такое Мир и каково место человека в нем.

Ученики, действительно, придут из точки «а» в точку «А», если учебный процесс будет иметь определенный стимул развития — соот­ветствие внутренней природе душевно-духовного мира детей, что про­является вовне как «возрастная особенность».

Такова цель, поставленная перед Первой ступенью «взросления вместе с городом», — включение в эмоциональный мир детей первоос­новной для жизни социума триады: МИР — ГОРОД — ЧЕЛОВЕК, рассмат­риваемой с точки зрения запечатленных в ней представлений об ИСТИ­НЕ — ДОБРЕ — КРАСОТЕ, непрерывно-изменяющихся в ПРОСТРАНСТВЕ- ВРЕМЕНИ.

Средство осуществления данной цели — проведение «блоков за­нятий», в каждый из которых входят мировоззренческо-эстетические, градоведческие и художественно-практические занятия, связанные в неотрывное друг от друга целое.

Проблема — как определить содержание конкретного блока за­нятий Первой воспитательно-образовательной ступени. Научно-стро­гий ответ получить не трудно: блок занятий подчинен законам (логи­ке) существования целого или развивающе-развивающейся системы, что в пространственно-временном измерении имеет «спиралевидную» форму.

Значит, при определении содержания первого блока занятий решающими оказываются три обстоятельства. То, что именно он, этот блок, является первым, начинающимся в точке «а». То, что именно он, этот блок, определяет, по закону спиралевидного развития учебного процесса, содержание последнего блока занятий Первой ступени: за* вершающегося точкой «А1». То, что именно они, первый и последний блоки, определяют содержание всех остальных блоков занятий, проте­кающих во времени между точками «а» и «А1». Значит…

Первый блок занятий, должен определить
ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕЛОМ,
в котором будет происходить
постижение градоведческой тематики.

У пространства этого есть внутренняя граница, определенная понятием ЧЕЛОВЕК. Это — именно граница, а не центральная точка, потому что «человек» рассматривается здесь не во всей полноте, а лишь в тех сущностях, что определяют градостроительную задачу.

Внешняя граница этого пространтсва теряется в дали бесконеч­ной, потому что описать ее можно лишь через такие понятия как Мир, или Вселенная, или Космос (упорядоченная Вселенная), или, как гово­рили наши далекие предки, — НЕБО и ЗЕМЛЯ.

Между внутренней и внешней границами лежит СОБСТВЕННО ГРАДОВЕДЕНИЕ. Это — неисчислимая система взаимосвязей между ЧЕЛОВЕКОМ — НЕБОМ и ЗЕМЛЕЙ. Связей жестких — материализуе­мых в сети дорог. Связей невидимых — душевно-духовных, из которых мы выбираем для учебного процесса Первой воспитательно-образова­тельной ступени главные — нравственно-эстетические.

Обобщив опыт своих поисков содержания первого блока заня­тий, я предлагаю войти в мир градоведения с помощью таких трех тем:

1.1 Люди — дети Неба и Земли.
2.2 «Полет над Невой»
3.3 Лист бумаги как окно в Мир.

В течении первого блока занятий должна родиться в совместных усилиях воспитателей (учителей) и детей первая, исходная, нравствен­но-эстетическая петербурговедческая концепция — город и горожане взаимосвязаны: город определяет жизнь горожан, горожане несут от­ветственность за город.

В конце Первой ступени к этой концепции нужно будет вернуть­ся и что-то иное, глубже спрятанное, постичь. Это «иное» должно бу­дет прорасти в заключительное для Первой воспитательно-образова­тельной ступени убеждение… Город и горожане взаимосвязаны цепью поколений: одни поколения уже были и ушли, оставив своим потомкам город в дар; другие поколния живут в городе сейчас; третьи еще при­дут в мир и мир этот будет таким, как доставшийся им в наследство город. Нынешнее поколение занимает особое место в этой цепи: оно ответственно за город перед теми горожанами, что уже были и еще придут в мир.

Справедлив вопрос — какой опыт нравственно-эстетических пе­реживаний, размышлений необходимо накопить, чтобы возникла зак­лючительная концепция? Ответ найти можно, продолжив структуриро­вание учебного материала, а для этого необходимо, чтобы Простран­ство учебного процесса получило четвертое измерение — временное. Временем называется то, что изменяется. Значит…

Чтобы ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА потекло,
содержание трех пространственных градоведческих подразделений,
МИР — ГОРОД — ЧЕЛОВЕК,
должно начать изменяться — наполняться, проявляться, уточняться,
определяя содержание тех занятий,
что расположены между первым и последним блоками.

Содержание понятия ЧЕЛОВЕК, конечно же, не исчерпано пер­вым определением: ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ. Этому понятию еще предстоит набрать должную для Первой ступени «взросления» глуби­ну, сделав более емким представление детей о Мире и месте человека в нем. Чтобы определить должную глубину, предлагаю воспитателям и учителям провести (не вовлекая детей, пожалуйста) логическую игру: «человек — тот, кто…».

Поиграв сама с собой, я смогла дополнить исходное определение человеческого рода пятью ипостасями человека или главными свой­ствами, воплощенными в определенном качестве, учитывать которые необходимо, пытаясь постичь градоведческую тематику. В вашей влас­ти — изменить мною полученный перечень: чем-то дополнить; что-то убрать; оставить все, как есть, до апробации в ходе занятий…

ЧЕЛОВЕК — тот, кто чувствует Красоту.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто дает и знает имена.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто верит в Счастье.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто наделен даром памяти.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто живет в ряду поколений.

Содержания понятия ГОРОД на первом занятии я не касаюсь, на втором, экскурсионном, — заменяю образным представлением Петер­бурга: Прекрасного града над Водами. Готовясь к третьему занятию, пришлось ответить-таки на вопрос — как раскрыть содержание поня­тия ГОРОД? Мне “ градоведу-преподавателю с большим опытом рабо­ты со студентами-архитекторами и дошкольниками, по силам, успокаи­ваю я себя, дать ответ на этот, весьма непростой, вопрос…

Сначала нужно сжать ГОРОД до самой малой его частицы и
ПОСТРОИТЬ ДОМ, в процессе возведения постигая сущность
потрясающего в жизни человечества изобретения.

Затем нужно наполнить понятие ДОМ, увиденный в сущности
своей, самым разнообразным содержанием, показав ТИПЫ
ДОМОВ, из которых складывается ГОРОД.

Затем нужно поставить детей в ситуацию невозможную,
но необходимую: пусть они представят, что еще никто
и никогда не строил на Земле городов и в первый раз
в жизни человеческого рода предстоит ПОСТРОИТЬ ГОРОД им.
Зачем такое представлять? Чтобы понять, с какой целью люди
строят города.

Обязательно нужно углубить понятие ГОРОД до заключенного
в нем общечеловеческого идеала ~ ГОРОД-САД.

Столь же обязательно познакомить детей с самым поэтичным
представлением о ГОРОДЕ. В русской культуре это —
легендарный КИТЕЖ-ГРАД.

Не менее важно придать понятию ГОРОД временную глубину
и подарить детям замечательную возможность очутиться,
«взаправду», в древнерусском городе или в «ХОРОШЕМ
ГОРОДЕ ИЗ СТРАНЫ ГОРОДОВ».

Лишь после такой подготовки дети смогут увидеть своеобразие
своего родного города — ПЕТЕРБУРГА. Лишь увидев своеобразие
Петербурга, дети смогут понять, что такое «череда
петербургских поколений» и каково их собственное место в ряду
ПЕТЕРБУРЖЦЕВ — горожан, или еще точнее — ДЕТЕЙ ГОРОДА.

Раскрытие заключенного в градоведческой системе пространствен­но-временного, нравственно-эстетического смысла требует разработки нескольких специальных тем, что уточнили бы, ориентируясь на вос­приятие детей данного возраста, содержание основных понятий Про­свещенческой эстетики, где Красота, как и в Древнерусской культуре, неотрывна от Добра и Правды. Возникает ряд тем, «пройти» мимо ко­торых никак нельзя…

Что такое эстетические чувства.
Что такое Эстетика и Антиэстетика.
Красивое — для всех красиво, или нет.
Может ли быть красивым злодей.
Что такое Прекрасное.

Следуя общей установке, все предыдущие понятия, определен­ные в размышлениях и переживаниях, необходимо перевести в зримый образ. На первом году ощущения мы делаем это с помощью живопис­ных композиций на двухмерной плоскости белого листа. На втором году обучения — с помощью архитектурных композиций в трехмерном пространстве.

Художественно-практические занятия первого года обучения
в следующий, живописный, ряд…
РАДУГА В НЕБЕ НАД ПРЕКРАСНОЙ НЕВОЙ (исходное семицветье).
СОЛНЦА СВЕТ И УБЕГАЮЩИЕ ТЕНИ (теплые и холодные цвета).
ЦВЕТ МЕЧТЫ (выразительные свойства цвета).
ПОБЕДА НАД СТРАХОМ (борьба цветов).
РАДОСТНОЕ МНОГОЦВЕТЬЕ (полихромия Древней Руси).

Художественно-практические занятия второго года обучения
выстраиваются в архитектурно-композиционный ряд…

ИЗ ТОЧКИ — ЦЕЛЫЙ МИР
(первичные элементы архитектурной формы).
Я НА КАМУШКЕ СИЖУ, Я НА СОЛНЫШКО ГЛЯЖУ
(средства архитектурной композиции: масштаб — пропорции).
МЫ ВСТАЕМ НАД ВОДАМИ, МЫ В НЕБО УЛЕТАЕМ
(средства архитектурной композиции: метры — ритмы).
НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, ВСЕ СПОКОЙНО, ГОСПОДА
(свойства архитектурной композиции: симметрия — ассиметрия).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА
(свойства архитектурной композиции: статика — динамика).

Все, чтобы Время учебного процесса потекло, пора из перечня занятий составлять блоки…