Глава 7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН БЛОКОВ ЗАНЯТИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН БЛОКОВ ЗАНЯТИЙ
ПЕРВОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ
СТРОИМ «ГОРОД-САД»

Первый год занятий

Первая установочная встреча:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУДЕМ ДРУЗЬЯМИ!

1.1. — ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ
1.2. — ПОЛЕТ НАД НЕВОЙ
1.3. — ЛИСТ БУМАГИ, КАК ОКНО В МИР

2. Экскурсия: ОСТРОВ «ЗАЯЧИЙ» В ПЕТЕРБУРГЕ ЕСТЬ

3.1. — ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ЧУВСТВУЕТ КРАСОТУ
3.2. — КТО ГЛАВНЕЕ — ГОРОД ИЛИ РЕКА?
3.3. — РАДУГА В НЕБЕ НАД ПРЕКРАСНОЙ НЕВОЙ

4. Экскурсия: ЛЕТНИЙ САД В УБОРЕ ЗОЛОТОМ

5.1. — ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
5.2. — ЧТО МНЕ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ!
5.3. — СОЛНЦА СВЕТ И УБЕГАЮЩИЕ ОТ НЕГО ТЕНИ

6.1. — ПУТИ, КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ
6.2. — ЧТО НАМ СТОИТ ГОРОД ПОСТРОИТЬ!
6.3. — НАРИСУЕМ ГОРОД — БУДЕМ ЖИТЬ!

7.1. — В МИР ЭСТЕТИКИ, ПОЖАЛУЙСТА, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ
7.2. — НЕ ЗАБЛУДИТЕСЬ, В ГОРОДЕ ГУЛЯЯ
7.3. — ЦВЕТ МЕЧТЫ

8.1. — ЗАЩИЩАЙТЕСЬ: ТО — АНТИЭСТЕТИКИ МИР!
8.2. — СКАЗКА О «ГОРОДАХ-САДАХ»
8.3. — ПОБЕДА НАД СТРАХОМ

9.1. — ЧЕЛОВЕК ТАКОВ, КАКОВ МИР ЕГО ПАМЯТИ
9.2. — РУСЬ СКАЗОЧНАЯ РЯДОМ С НАМИ
9.3. — РАДОСТНОЕ МНОГОЦВЕТЬЕ (полихромия)

10. Слайд-спектакль: «ХОРОШИЙ ГОРОД» ИЗ «СТРАНЫ ГОРОДОВ»

Завершающее занятие первого года обучения:

ПРАЗДНИК ГОРОДА ТЕПЕРЬ ВСЕГДА МЫ ОТМЕЧАЕМ

Второй год занятий

Первая установочная встреча:
СТРОИМ ПЛАНЫ, О ПРОЙДЕННОМ ПУТИ ВСПОМИНАЯ

11. Экскурсия: В СЕТИ КАНАЛОВ — ВОСПОМИНАНИЕ О РУСИ.

12.1 — КРАСИВОЕ ДЛЯ ВСЕХ КРАСИВО, ИЛИ НЕТ
12.2 — КТО СОЗДАЛ ПЕТЕРБУРГ
12.3 — ИЗ ТОЧКИ — ЦЕЛЫЙ МИР!

13. Экскурсия: КОНКУРС КРАСОТЫ В ЛЕТНЕМ САДУ

14.1 — СКАЗКА О КРАСИВОМ ЗЛОДЕЕ
14.2 — «ВЕЛИКИЕ ПЕТЕРБУРГСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»
14.3 — Я НА КАМУШКЕ СИЖУ, Я НА СОЛНЫШКО ГЛЯЖУ

15. Слайд-спектакль: РУССКАЯ СКАЗКА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

16.1 — ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ВЕРИТ В СЧАСТЬЕ
16.2 — «КИТЕЖ ГРАД» — ГОРОД-ЛЕГЕНДА</li
16.3 — МЫ ВСТАЕМ НАД ВОДАМИ, МЫ В НЕБО УЛЕТАЕМ

17.1 — ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ДАЕТ И ЗНАЕТ ИМЕНА.
17.2 — СИМВОЛЫ ГОРОДА
17.3 — НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, ВСЕ СПОКОЙНО, ГОСПОДА

18. Экскурсия: ПАНТЕОН РЕЧНЫХ БОГОВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

19.1 — ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ЖИВЕТ В РЯДУ ПОКОЛЕНИЙ
19.2 — СКОЛЬКО ЛЕТ «ПАРАДИЗУ НА НЕВЕ»?
19.3 — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБОРАЗ ПЕТЕРБУРГА

Завершающее занятие второго года обучения:

ПРАЗДНИК ГОРОДА ТЕПЕРЬ ВСЕГДА МЫ ОТМЕЧАЕМ

Не могу не подчеркнуть еще раз главное обстоятельство: в пред­ложенном Плане мировоззренческо-эстетических, градоведческих и художественно-практических занятий не стоит видеть чистого перечня уроков. Это ~ именно тематический план блоков занятий. Это — теоре­тический срез, сделанный по содержанию учебного процесса. Состав и продолжительность разработки тем, необходимость повторов-усвоений, возвратов-воспоминаний, дополнений-устранений определяется воспи­тателями и учителями индивидуально в зависимости от собственных творческих установок, от возраста и контингента детей, осваивающих курс Петербурговедения по программе «Взрослеем вместе с городом».

Долго искала я форму, в которой можно уточнить-разъяснить содержание блоков занятий. Помучившись, решила: не буду уповать на силу научно-методических обоснований. Не буду. Поступлю совсем иначе. Опираясь на собственный опыт общения с детьми, раскрою все свои секреты в Книге для воспитателей дошкольных учреждений и для учителей Начальной школы, адаптирующих содержание Первой ступе­ни к следующему возрасту.

То, что я предлагаю, никто и не должен повторять дословно. По пути исканий идут, как велят собственный опыт, сердце и ум. Поверь­те, я хочу, чтобы ищущих СВОЙ ПУТЬ было больше, чем тех, кто слепо следует чужим указаниям или стереотипам! Я прописываю все-все и в деталях и с пояснениями не для того, чтобы заставить других делать то же самое. Я хочу поделиться Счастьем обретения Своего и другим пожелать того же.

Пора начинать: идти к детям в Детский сад и в Начальную шко­лу, имея общий план, приведенный в полную боевую готовность… из­мениться и стать таким, каким он может, а значит, и должен быть в конкретном случае. Несмотря на сложности, обратного пути у меня нет. Пожелаем друг другу успеха…