Глава 1 Постановка проблемы

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Не стоит давать советы, как познакомиться с человеком, чтобы в дальнейшем он стал вашим другом. Это — сугубо личный вопрос, цели­ком определенный состоянием души знакомящихся, причем, сиюми­нутным ее состоянием. И однако, не могу не поделиться собственным опытом…

Я должна была начать работу с группой малышей, которым пред­стояло стать моими друзьями-учениками. Я пыталась подготовиться к событию: читала, размышляла, придумывала, чтобы убедиться… Ничто не приходит на помощь из выученного, подготовленного заранее — все забывается. Особенно, если вас ждет встреча с маленькими детьми — дошкольниками…

В момент первого знакомства с ребенком бездейственно всё:
методики, педагогические технологии, прогрессивный опыт.
В этот момент у нас нет ничего, кроме взгляда, интонации
голоса, необыденной — душевной точности слов, сдержанно-
выразительных жестов рук и теплоты касания.
Лишь они могут вызвать доверие у человека, наделенного
исключительной чуткостью.

Повторяю еще и еще раз…
Занимаясь с маленькими детьми,
я убеждалась в том постоянно:
к ним необходимо приходить безоружной — с открытой душой,
настроенной на то, что они хотят и могут увидеть-услышать.

Скажете, это — заискивание перед детьми? Нет, я думаю.
То — уважение к детям, проявляющееся в стремлении,
действительно, научиться говорить с ними на общем языке.

При всем при том, не подготовиться к встрече никак нельзя. Напротив, необходимо тщательно продумать режиссуру самого важно­го, первого, действа, что должно иметь далеко идущие для Петербурговедческого курса последствия, так как… На первой встрече мало про­сто познакомиться. На первой встрече необходимо рассказать детям о том, что ждет их в дальнейшем. Необходимо обрисовать цель, к осуще­ствлению которой мы все будем стремиться. Как все это выполнить?

Как познакомиться, чтобы сразу же возникло дружеское обще­ние, без которого нельзя вести занятия нравственно-эстетического со­держания? Какой стиль общения следует задать, чтобы он придал Петербурговедению не только содержательное, но и формальное своеоб­разие? Как ввести детей в курс предстоящих занятий? Написать на доске план занятий нельзя: прочесть подобный текст никто не сумеет. Назвать перечень тем тоже нельзя: всем скучно будет. Что делать  — положиться на волю случая?

Предстояло первое в моей жизни знакомство с подгруппой Дет­ского сада. Пришла, посмотрела детям в глаза, наполненные ожидани­ем чего-то интересного, и… Помогла-таки интуиция: рассказала детям сказку-притчу о маленьком ёжике, что вылез из теплой норки, отклик­нувшись на зов звезды, сияющей в Небе, и пошел по пути  «Преодоле­ния Неведения». Позднее я превратила эту сказку в мини-спектакль с участием игрушечных ежиков.

Вопрос — как обрисовать цель, к которой идут ежики по пути «Преодоления Неведения», совпадает по содержанию своему с другим вопросом: как представить детям Петербург — то, о чем они слышат все время, но должны увидеть будто в первый раз? Ответ на второй вопрос, а значит, и на первый, мне известен:
необходимо показать «Полет над Невой»: слайды на белой стене, музыка, чувство парения в душе и эмоциональная память, увековечивающая первое эстетическое потрясение.

Я не показываю маленьким детям видео-фильмы. Проверяла и убедилась, при показе видео-фильмов подобного потрясения не дос­тичь: привычка к просмотру телевизионных программ убивает остроту впечатлений, все «одомашнивает», даже триллеры и киллеров. Про­смотр слайд-фильмов дарит детям много неожиданностей, к которым они (взрослые тоже) так и не привыкают — удивляются каждый раз…

Действует сам по себе большой экран — «школьный». Малень­кий экранчик, криво повешенный на черной доске,  впечатление убива­ет. Если нет большого экрана, лучше проецировать изображение на белую стену. При этом, для эффекта, пусть изображение, в ущерб резкости, будет больше по величине.

Действует сам по себе проектор на высокой тумбе. Что-то такое странное стоит и вдруг, в кромешной темноте, выпускает из себя све­товой конус и превращается в «волшебный фонарь». Так называли про­екторы в пору их изобретения в начале XX века. Так же они восприни­маются и сегодня, не только детьми, но и взрослыми. Проекторы долж­ны быть с автоматической сменой слайдов, чтобы переключать виды города в ритме, заданном
музыкой.

Действует музыка, И не только тем, что неожиданно начинает звучать в тишине. Музыка — чудо: она задает эмоцию, что, кажется, рождается только в твоей душе. А все потому, что музыка действует невидимо: она «сливается с душой» и та не замечает, как музыка на­страивает, направляет, заставляет ее пережить необходимое впечатле­ние. Точно подобранная музыка всесильна

И, однако, главный эффект, даримый слайд-фильмом, возникает в результате появления невозможного: статичная слайд-проекция, объе­динившись с «подвижной мелодией», «оживает». Изображенное на слай­де пространство начинает взмывать ввысь, уходить в глубину, сжи­маться, расширяться. Архитектурная форма начинает двигаться в мет­ро-ритмическом, масштабном и пропорциональном строе, соответству­ющем музыкальному. Всего этого ни ребенок, ни взрослый могут не знать. Не ощущать всего этого они тоже не могут, потому что и Музы­ка, и Архитектура рождены свойственным человечеству чувством еди­ной и
живой Природы.

Хочу поделиться сразу же одним, «режиссерским», наблюдени­ем. Рассказывая сказки-притчи, показывая слайд-фильмы, я убежда­лась в том, что занятия, включающие в себя эти сказки, фильмы требу­ют сначала создать «внутреннюю тишину», затем задать «эмоциональ­ную нагрузку», потом «снять напряжение». Уверяю, это очень важно…

Ведение, в том числе и Петербурго-ведение, требует внутренней сосредоточенности —
погруженности в себя. Это состояние возникает при появлении внутренней тишины,
что позволяет услышать себя — свой внутренний голос. Иначе «ведение» не поднимется выше простого «узнавания».

Как «снимать напряжение»? Чаще всего, необходимо разрешить детям пошуметь. Помучив детей и себя, я поняла: занятия-размышле­ния постоянно требуют чередовать погружение то в тишину, то в шум­ное действо. А потому, хочу дать вам совет: не откладывайте надолго, уже на первых занятиях с детьми начните «сочинять» — разучивать ритмический наговор, который позволял бы вам переключать группу с тишины на шум и наоборот — с шума на тишину.

Исполнение ритмического наговора очень важно согласовывать с движениями. Цели — самые различные: координация собственно дви­жений; свободное самоощущение себя в действии на «чужих глазах»; поиск выразительных жестов, что позволяют усилить смысл сказанно­го и наделить его дополнительными, неречевыми, характеристиками. Координация, раскрепощение, артистизм понадобятся детям в их даль­нейшей жизни. На занятиях координация, раскрепощение, артистизм — те первые этюды, что дадут возможность перейти к исполнению мини-спектаклей, а от мини-спектаклей позволят придти к большим
совместным действам — «взаправдашним» погружениям в Прошлое, столь необходимым для постижения Сущностей человеческого Бытия.

Все? Тогда вперед, преодолевая учительское неведение…

 

Глава 2 Первая встреча-знакомство—>