Глава 3 Адаптация встречи-знакомства применительно к начальной школе

АДАПТАЦИЯ ВСТРЕЧИ-ЗНАКОМСТВА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проводя встречу-знакомство с первоклассниками, я сохраняю все — тему, цель и средства, свойственные первому занятию с дошкольни­ками. Даже все игровые моменты сохраняю. Различия главные — в глубине истолкований происходящего. Различия второстепенные — в некоторых изменениях в режиссуре. Общая режиссура занятия-зна­комства  по-прежнему трехчастна: установочные игры, кульминаци­онно-театрализованное действо, игровое закрепление (вместо рисова­ния «автопортрета»). Все части сведены в один урок в 45 минут.

В первой части занятия установки идут в следующем порядке:

  • УСТАНОВКА НА ПОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ СМЫСЛОВ, СКРЫТЫХ ВО ВНЕШНЕ ВИДИМОМ И В СЛОВЕ (Всеобщее «здравствуйте»);
  • УСТАНОВКА НА САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ С ТЕМ, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ («театр всерьез», где играются все роли — от ежиков до архитектурной вертикали);
  • —   УСТАНОВКА НА ДОЛЖНОЕ В СЕБЕ САМОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ (погружение в смыслы имен);
  • — УСТАНОВКА НА ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ГЛАВНУЮ ФОР­МУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНТАКТОВ (рассказ о «самом-самом»).

В рассказе о встрече с дошкольниками вторую установку я не выделяла, потому что для малышей естественней «театр всерьез», по­добный им предложенному. Маленькие дети могут превратиться в кого- угодно, встретиться с кем-угодно, могут даже «летать наяву». По мере взросления детей прием постижения сущностей, исключительный по первобытной силе своей, несправедливо забивается элементарно-одно­значным запоминанием знаний. Чтобы убедить взрослых в том, что уничтожение природного дара недопустимо, в рассказе о работе с уче­никами Начальной школы я буду выделять действа, требующие само- отождествления, что позднее должно превратиться в развернутые спектакли.

Причина композиционной перестройки первой части занятия — изменение условий общения. Действительно, когда дисциплинарный режим работы в школе становится для первоклассников реальностью, нельзя возвращать их к мягкой текучести занятий в Детском саду. Кроме того, дети приходят с переменки возбужденными, сразу же по­грузить их в тишину нельзя — очень резкий переход непозволителен. Я предпочитаю «аранжировать шум», превращая его в радость, улетаю­щую в Небо и не простую…

В произнесении «всеобщего здравствуйте» отрабатывается «ри­туал», что позволяет запечатлеть в сознании детей особость нового «предмета» в школьной программе. Его нередко называют кружком по Петербурговедению или относят к категории дополнительных — фа­культативных, занятий. С попытками обособить Петербурговедение в Начальной школе стоит только согласиться.

И все же, для первоклассника самое главное во «всеобщем здрав­ствуйте» заключается в другом — в ощущении смысла одного из наибо­лее замечательных в истории человеческого рода слов. Эту часть бесе­ды я развиваю, насколько позволяет время, отведенное для проведения первой части урока.

Я спрашиваю: как вы думаете, дети, какой смысл заключен в слове «здравствуйте»? Ответы разнообразны — пожелание Здоровья, Счастья, Радости, Добра, Веселья, Жизни, Света… Проверьте и убеди­тесь — генетическая память детей хранит категориальный аппарат, в котором человечество описывает законы Мироустройства.

Вы знаете, дети, — продолжаю я свой рассказ: слово это — осо­бенное. Слышите, сколь энергично его звучание: «ЗДРав», как ВЗРыв, а потом… будто сил истечение из эпицентра — «ствуйте-е-е». Так и должно быть, потому что слово это “ древнейшее заклинание, утверж­дающее, что люди должны…

ЗДРАВСТВОВАТЬ — ЖИТЬ В ЗДОРОВЬЕ, ЖИТЬ В РАДОСТИ,
БУДТО ЦАРСТВОВАТЬ.

Мы произносим пожелание и над школой поднимается облачко Света. Оно посильнее, чем над Детским садом, а значит, и улетает подальше, пробивая Темноту. В дальнейшем, дети ждут этого действа, торжественно проходят через процедуру настройки и радостно произ­носят «всеобщее здравствуйте». Я их понимаю: в жизни должны быть ритуалы, что с непреложным постоянством утверждают неизменные ценности.

Более развернут и содержателен разговор с первоклассниками об именах. Начинаю его я сама — со своего имени и отчества.

  • Меня зовут Галиной Сергеевной. Я все знаю о своем имени и очень радуюсь, что меня так назвали. «Галя» — «Гала-тея». То — имя обожествленной стихии морской или нимфы, что всегда спокойна: ясна, чиста, прозрачна и неуловима, так как, что ни говори, нет ничего более переменчивого, чем море. «Сергей» на языке древних викингов обозначает того воина, который не сворачивает со своего пути, всегда идет прямо — к цели. Как велит мое имя, я иду спокойно по своему жизненному пути, преодолевая трудности.
  • Среди вас есть Галины и Сергеи? А какие имена среди вас встречаются чаще всего? Все, кого зовут так-то (класс почти втрое больше подгруппы, необходимо кого-то выделить), вы­ходите вперед. Оставшиеся на месте посмотрите на них с ува­жением: носить такое имя — большая ответственность, вдруг не совпадет смысл имени с тем, каков на самом деле тот чело­век, который это имя носит.
  • Раньше, чтобы избежать несовпадений, человеку давали имя в зависимости от дня его рождения. Мне выбрали имя именно так. Есть в этом что-то очень правильное, жизненным опытом человеческого рода определенное: момент прихода человека в Мир определяет его дальнейшую жизнь. Если согласны, встань­те еще раз и мы все вместе произнесем очень важное заклю­чение…

    ИМЯ ЧЕЛОВЕКА — НЕ ПРОСТОЙ ЗВУК.
    ИМЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

    Просьба рассказать о себе что-нибудь замечательное — очень точный психологический тест, многое во внутреннем мире человека раскрывающий, если человек этот захочет впустить вас в свой мир. Обычно, дети 7 лет еще сохраняют доверительную открытость малы­шей. Более того, те, кому не хватает общения по душам, такой вопрос воспринимают как прорыв в желаемое, вызывающий неиссякающий поток откровений.

    Первоклассники 233 школы Красногвардейского района, в кото­рой я веду эксперимент, о поездках за рубеж не вспоминали. Они делились живыми впечатлениями от встреч с животным миром и вся­кими чудесами. Сколько их — замечательных воспоминаний, мне при­шлось услышать. Например…

    — Я видел семейство медведей — папа, мама и маленький сынок
    (ух ты, какое самоотождествление, изумитесь!).
    — А я — медвежьи следы (познакомьтесь, реалист-рационалист!).
    — Две белки у меня на глазах перелетели с дерева на дерево
    (сколь сильны эстетические задатки, восхититесь!).
    — Я видел, как еж переводил своих детенышей через дорогу
    (что за добрый человек появился на Земле, порадуйтесь!).
    — Лиса бежала впереди, потом оглянулась и посмотрела мне прямо-прямо в глаза
    (поразитесь, такая душевная тонкость встречается не часто, ведь поймать
    подобный взгляд — то же самое, что «заглянуть в душу» Непостижимому!),
    — Я видел звезды, падающие с Неба; если успеешь загадать же­лание, оно сбудется
    (согласитесь, пока романтики не переве­дутся, будет во Вселенной безмерно-безбрежной
    светиться- кружиться Земля).
    — Однажды я видел «летающую тарелку», она летела низко-низ­ко, и «барабашка»
    по ночам в моей комнате постоянно возит­ся (все видят-слышат, я тоже такое могу
    разглядеть — знако­мая хитрость, свойственная не только маленьким детям)…

    В любом случае, фантазировали дети или говорили правду, выда­вали желаемое за действительное или нет, подобные рассказы — блис­тательная возможность понаблюдать, как изменяется содержание их внутреннего мира. Можно сказать, опираясь на достаточные основа­ния…

    ПЕРВОКЛАССНИКИ УЖЕ ОСВОИЛИ
    СВОЕ «БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ».

    ОНИ ГОТОВЯТСЯ ВЫЙТИ В БОЛЕЕ ШИРОКИЙ МИР,
    А ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ СПЕШИТ ИМ НА ПОМОЩЬ,
    ПОДСКАЗЫВАЯ,
    ЧТО ЛЮДИ НЕРАЗДЕЛЬНЫ С ПРИРОДОЙ:
    НЕБОМ, ЗЕМЛЕЙ, ЖИВОТНЫМ МИРОМ.

    Самое удивительное во всем этом то, что…

    ЧУВСТВО НЕРАЗДЕЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
    УДЕРЖИВАЕТ ПАМЯТЬ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
    ИЗ МНОГОМИЛЛИОННОГО ГОРОДА,
    В КОТОРОМ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОРВАНЫ
    ВСЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ.

    Тем печальнее зазвучали признания нескольких человек из слож­ного класса, в котором есть дети с невротическими проявлениями и просто невоспитанные. Эти несколько человек признались, что самое- самое замечательное в их жизни заключается в том, что их очень лю­бит папы и мамы и бабушки тоже. Скажете, ах, как хорошо? Может быть, но мне показалось, что какой-то грустью тайной повеяло от дет­ских признаний. Еще и потому, что говорили об «исключительной люб­ви» дети «невыговоренные», которых, задав даже самый простой — не требующий долгих дискуссий вопрос, трудно остановить.

    Вот так, в сравнении со своими одноклассниками, эти дети за­торможены в развитии: они еще не обжились — не освоились в преды­дущих Пространствах, а уже грядет школьный взрыв пространствен­ных границ. Почему так получилось? Потому что дома им не хватает тепла душевного общения? Или Садик, где они проводили предшеству­ющие годы, был недостаточно Детским? А что случится, если и в шко­ле не достанет тепла душевного общения на долю их разнесчастную? Они превратятся в «упущенных» детей — духовно покалеченных и за травму мстящих? Эх, мы — взрослые: беспечно-равнодушные к Буду­щему люди.

    Чтобы я не отступила, убоявшись трудностей, дополню свой рас­сказ о сложном классе еще одним первоначальным наблюдением — очень трогательным: класс этот не умеет слаженно работать, грозит стать неуправляемым по воле невротиков и вдруг… дает удивительно тонкий, в сравнении с другими, разброс собственных мнений, впечат­лений, прорывающихся ярких образов. Эх, мы — взрослые: беспечно ­равнодушные и к Будущему, и к Настоящему люди.

    Мое предложение рассказать сказку первоклассники встретили мечтательным вздохом, закрыли глаза, чтобы погрузиться во внутрен­нюю тишину, где слышен голос своей собственной души, и… Школь­ный вариант кульминационного действа — театрализованного представ­ления сказки-притчи о ежике, решившемся идти по пути «Преодоле­ния Неведения», ничем не отличается от дошкольного. Ожидаемый результат — тот же: постижение тайны, благодаря знанию которой наш город будет всегда красивым, а мы — дети города или горожане, будем счастливыми.

    Представление о «ведении» плавало в безвоздушном простран­стве, не сцепляясь ни с чем, ранее известным детям. Я не торопилась давать пояснения и вдруг… Поймав раздумчивый взгляд, неожиданно для самой себя спросила: скажите, пожалуйста, дети, чтобы вступить на путь «Преодоления Неведения», нужно выходить из дома? Не нуж­но — сказала девочка по имени Мария, в душе которой живет много­обещающе богатое воображение.

    Наибольшее потрясение от «полета над Невой» испытал слож­ный класс: дети сначала онемели, потом загалдели, поднявшись над партами, потом огорчились, что все так быстро закончилось. Чтобы продолжиться в следующий раз — успокаивала я класс, но не всех возбудившихся от эмоциональных переживаний смогла успокоить. Дети встали в два круга, чтобы в движении повторить пройденное. Несколь­ко мальчишек принялись валтузить друг друга. Остальные этого не замечали — адаптировались, смирившись с незащищенностью коллек­тива от мелкого хулиганства одиночек. Я думаю, урок состоялся и для тех, кто по-своему снимал напряжение, и для тех, кому нужна была моя поддержка. Дети хлопали в ладоши и скандировали, повторяя за мной слова, в которых, как мне кажется, запечатлено главное из всего того, что произошло на первой встрече-знакомстве…

    Хорошо здра-а-авствовать —
    Жить в радости,
    Жить в здоровье,
    Будто ца-а-арствовать!

    Кому хорошо?
    Мне? Тебе?
    Всем нам —
    Разным по именам,
    Что одним путем идут,
    Куда звезды их зовут И города…
    Хорошо?
    Да-а-а…

    Задание на дом первоклассникам то же,
    что и дошкольникам…

    Прочесть введение (стр. 2-3) к «Урокам Эстетики для ежиков», раскрасить титул книжки и рисунки на прочитанных страницах, чтобы ощутить себя «соавторами» этих «Уроков».

    Дошкольникам, еще не способным на равную с первоклассника­ми глубину постижения, достаточно одного блока вводных занятий. Первоклассников не стоит в самом начале пути слишком быстро вести вперед: кое-что из того, что было в первую встречу, я воспроизвожу в изменившихся условиях; самое главное из того, что не могло прозву­чать в первую встречу достаточно действенно, развиваю. Называется все в целом так…

<—Глава 2 Первая встреча-знакомство

Урок второй: Что такое «Петербурговедение»—>