Глава 1 Постановка проблемы

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Тематический план Первой воспитательно-образовательной сту­пени, выросший из анализа моего собственного опыта размышлений и апробаций, утверждает, что содержание Первого блока занятий Пер­вой ступени должно ввести детей в то ПРОСТРАНСТВО, в котором будет протекать учебный процесс в целом, и сделать это оно может с помощью трех сюжетов…

  • ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ
  • «ПОЛЕТ НАД НЕВОЙ»
  • ЛИСТ БУМАГИ, КАК ОКНО В МИР

Задаю вопрос воспитателям и учителям — как раскрыть тему с названием «ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ»? Они советуют: переска­зать древнегреческий миф о Геракле и Антее, показав скульптуру у Горного института. Я этого не делаю никогда по двум причинам…

Первая: чтобы раскрыть содержание понятий
мировоззренческого, нравственно-эстетического плана,
лучше всего избегать появления разнородных сведений,
что не позволят в результате построить целостную картину.

Строя «ГОРОД-САД» с еще очень маленькими детьми,
стоит опираться на картины из жизни Санкт-Петербурга,
взятые в соотнесении с картинами из жизни Древней Руси.
ПЕТЕРБУРГ — та реальность, в которой живут дети.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ — та сказка, на которой воспитываются,
(непременно должны воспитываться) их души.

МИФЫ, ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ
войдут в жизнь детей несколько позже, как ретроспектива,
что позволяет постичь особенность европейских воздействий
на судьбу Прекрасного града на Неве…

На первом году тема Древней Эллады может появиться лишь при крайней необходимости, например, в рассказе о возникновении Эстети­ки — науки о Прекрасном. Обращение к Древней Элладе понадобится, но в следующем году, когда вы будете готовить детей к рассмотрению города как художественной системы. В любом случае, переход к ней стоит сделать плавным, потому что в начале пути «Преодоления Неве­дения» важнее постичь родное — свое.*.

А потому, на первом этапе погружения в проблемы Петербурговедения, помогите детям напитать душу образами и представлениями Древней Руси. Иначе, лишившись «древнерусских корней», Петербург окажется воплощением произвола, или продлением той боли, которой не избыть всей череде поколений петербуржцев.

Вторая причина: при выборе сведений, раскрывающих смысл
мировоззренческих, нравственно-эстетических понятий,
чрезвычайно важно следить за тем, как эти сведения
ложатся в ту систему ценностей, что, по вашему мнению,
должна определить духовный мир воспитываемых вами детей.

В рекомендуемом учительницами мифе, казалось бы, все работа­ет на заявленную в заголовке тему: Титан, оторванный от Матери- Земли, погибает, потому что его сила — в единстве с нею. И все же, будьте бдительны: вы рассказываете миф человеку, которому неизвес­тна древнегреческая история, он, при всей своей любознательности, даже не подозревает об ее существовании. И однако, в чистосердечии своем он может задать «детский» вопрос — зачем, во имя какой-такой благородной цели, Гераклу нужно было погубить Антея, ни в чем перед ним не провинившегося?!

Вы можете объяснить человеку, зачем герою Эллады, богам-олимпийцам подобному по силе своей, нужно убить Антея, последнего, судя по имени («ант» — древний), в роду титанов, что до прихода эллинов счастливо жили на родной земле?! Чтобы увенчать себя и Элладу сла­вой, торжествуя победу над силой Земли?! Разве подобное торжество оправдывает то горе, что испытывает Мать Земля, когда убивают ее детей? Разве за подобное торжество не наступает позднее расплата, как и случилось с эллинами — народом, от которого в реалиях осталось лишь запечатленное в искусстве воспоминание? Разве…

Сможете на все эти сомнения дать ответы (себе, конечно) — используйте миф. Не сможете — лучше не воспитывайте в детях глухо­ту по отношению ко Злу. В древнегреческой мифологии есть всякие мифы. И те, что по мере накопления человеческим родом жизненных страданий стало все труднее и труднее объяснять. Например, мифы о двенадцати подвигах Геракла — слепого исполнителя воли богов-олимпийцев, стремящихся убедиться, сколь велико то повиновение, что мо­жет выдержать мир Земной.

Я провожу свою первую беседу с детьми на мировоззренческую тему на совсем ином материале — том, что для некоторых из них уже стал родным, для других еще должен стать родным и непременно…

 

Глава 2 Тема первая — Мировоззренческая: Люди — дети неба и земли—>