Тема первая — мировоззренческо-эстетическая: ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ЧУВСТВУЕТ КРАСОТУ.

Цель занятия:

включить в эмоциональный мир детей представление
о той великой роли, которую играет в жизни человека КРАСОТА.

Средство осуществления цели:

дать детям возможность испытать восхищение
грандиозностью Мироздания сначала в логике временных мер,
сводящих в целое жизнь ребенка и Вселенной,
потом в образном переживании Первобытности-Первозданности.

О том, сколь грандиозна Вселенная в пространственных мерах своих, речь шла на предыдущем занятии, когда мы рисовали схему Мироздания. «Я» — крошка-точка невидимая, и кружение планет вок­руг Солнца — одной из бесчисленных систем в Мироздании! Такая соотнесенность не может не поразить воображение.

Ощущение грандиозности существования Вселенной во времен­ных мерах тоже нужно пережить. И начинаю я новый цикл рассужде­ний, теперь о Времени. Моя задача — стремительно уйти от житейских временных ощущений в непостижимость временной глубины…

Вы знаете, что Время можно измерять?
Самая малая мера — СЕКУНДА.
«Бом» — и секунда уже прошла, исчезла.
«Бом» — и ей на смену пришла другая секунда.
«Бом» — и третья секунда прошла и так далее, без конца.

Можно Время измерять в МИНУТАХ.
Наше занятие длится целых 20 минут.
А три наших занятия длятся целый ЧАС,

Измеряют люди Время и СУТКАМИ:
утро — день — вечер — ночь; утро — день — вечер — ночь…

Можно измерять Время НЕДЕЛЯМИ, МЕСЯЦАМИ, ГОДАМИ.
Все три меры соотносятся с вращением Земли.
Продолжительность этого Времени легко ощутить.

Если занятие проводится с учениками Начальной школы, парал­лельно с рассказом
я уточняю взаимосвязи между временными микро­мерами в схеме, прописываемой на классной доске…

1 секунда (бом!)…
1 минута (60 секунд)…
1 час (60 минут)…
1сутки (24 часа)…
1неделя (7 дней)…
1 месяц (30 дней)…
1 год (12 месяцев)…

Продолжительность жизни маленьких детей измеряют в ГОДАХ.
Сколько лет прожили вы — 5, 6?            —

Взрослые продолжительность своей жизни измеряют в ДЕСЯТИЛЕТИЯХ.
Я прожила 5 десятилетий. Очень много?
Зато как интересно, ведь я уже немало успела узнать.

Продолжительность жизни городов удобнее измерять в ВЕКАХ или столетиях.
Скоро возраст Петербурга будет равен… Правильно, 3 векам. Много? Для города — мало:
Петербург, в сравнении с другими городами, еще очень молод.

Есть события, после которых прошли ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.
Например, после Рождества Христова, когда началась
Новая эра в истории человечества.

Человеческий род существует несколько МИЛЛИОНОВ ЛЕТ.
Солнечная система существует ПЯТЬ МИЛЛИАРДОВ ЛЕТ.

Вы можете представить, сколько секунд должно истечь,
чтобы чтобы прошел миллиард лет. А минут? А часов?

Сколько лет должно истечь можно представить,
если к единичке приставлять нолик за ноликом
(эту схему я прорисовываю на доске и для дошкольников)…

1 год (мера жизни ребенка).
10 — десять лет (мера жизни человека).
100 — сто лет или век (мера жизни города).
1000 — тысяча лет (мера исторических событий).
1000 000 — миллион лет (мера жизни человечества).
1000 000 000 000 — миллиард лет (мера жизни не чего-нибудь,
а самой Солнечной системы).

Что такое сто лет, тысяча, миллион и миллиард лет
нельзя ощутить, как нельзя все заново пережить.
Поразиться, восхититься временной грандиозностью нужно…
5 лет уже прожили вы!
3 столетия существует Петербург!
2 тысячи лет прошло после Рождества Христова!
10 миллионов лет существует человечество!
5 миллиардов лет существует Солнечная система!
Замечательно! Поразительно! Восхитительно!
А-а-ах!

Все, воображение детей разогрето. Ему не устоять перед логи­кой временных соотношений, что сочетают в одно целое их собствен­ную жизнь и непостижимость сроков существования Вселенной. Пора подключать образное мышление, настроив детей на лад «первобытных ощущений». На это столь горазда музыка. Я говорю…

Хотите переместиться в глубину времен, что отделена от момен­та нашего существования несколькими миллионами лет? Это можно сделать, потому что Земля бережет память о Былом. Так, например, есть на нашей планете заповедные места, в которых сохранилась Пер­возданная природа. Там живут, как жили- когда-то очень-очень давно, дикие существа. Вот послушайте голоса, что звучат в джунглях, просы­пающихся после темной ночи…

Включаю фантастическую композицию
саксофониста Пауля Винтера —
«Молитва о диких существах».

Кричат птицы в ночи. Кто-то передразнивает кого-то или с кем- то переговаривается на своем языке — не то птичьем, не то зверьем. Маралы вступают в брачные игры: трещат рога от ударов как копья. Над ними смеются гигантские лягушки в лесном болоте. Ливень смы­вает все звуки и только в самой дальней дали воют волчьи стаи. На фоне голосов «диких существ» звучит саксофон. Будто Первобытный человек, еще не ощутивший особости своего существования на Земле, разговаривает с Первозданной природой.

Дети внимательно вслушиваются в звуки Природы, узнают, с моей помощью, зверье-птичьи голоса и я вижу, как оживает в детских душах потрясение перед грандиозностью Первозданности-Первобытности, что была до того, когда не было ничего: ни городов, ни детских садов, ни самолетов, ни поездов. Только Земля и Человек, делающий первые шаги на пути, ведущем в Будущее. Воспользовавшись возник­шим эстетическим чувством потрясения, ввожу в действие главного героя — «пещерного человека»…

Первобытные люди жили в пещерах, укрывали свое тело
шкурами звериными, пользовались каменным орудием,
чтобы добыть себе пропитание. Их мучил страх перед
Неизвестной, Неведомой им Землей. Чтобы победить страх,
человек внимательно разглядывал окружающий его Мир.
И вот однажды произошло событие чрезвычайной важности…

Однажды, утром то было, вышел из своего каменного жилища
«пещерный человек» и увидел: восходит Солнце над Землей…

Вторая композиция Пауля Винтера
— «Праздник музыки земли».

Музыка позволяет услышать-увидеть торжественное пробужде­ние сил Земли в лучах восходящего Солнца. После того, как дети уло­вят необходимое настроение, я продолжаю рассказывать сказку-прит­чу о «пещерном человеке», издавшем первый клич восторга. Сказка- притча и музыка сливаются в одно целое, рождая ощущение, что все происходящее происходит лично с тобой…

Щедро лились на Землю потоки солнечного света…
Покорно таяли на свету туманные призраки ночи…
В торжествующем многоцветьи пробуждался лес…

Увидел все это «пещерный человек» и…
издал клич восхищения, восторга — «А-а-ах!Н»
Клич, рожденный красотой далей земных,
залитых солнечным светом, пролетел над лесом,
поднялся высоко в Небо и затих где-то там, за горизонтом.

Никто ничего не увидел. Никто ничего не услышал.
И напрасно, потому что, восхитившись красотой Мироздания,
обитатель пещеры превратился в Человека.

«Какого человека» — спрашиваю детей. Отвечают — «Настояще­го!». «Да», повторяю я: «Того, кто чувствует Красоту». После этого мне остается сделать вывод из произошедшего События, что, действитель­но, было очень важным в жизни человеческого рода…

ТО КРАСОТА ЗЕМЛИ И НЕБА ПРИШЛА НА ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ,
ПОТОМУ ЧТО ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ.

В конце занятия я говорю: все, о чем шла речь, принадлежит… МИРУ ЭСТЕТИКИ — миру красоты и чувств, красотою вызванных, что так и называются — ЭСТЕТИЧЕСКИМИ. На фоне эмоциональной рабо­ты, самостоятельно проделанной детьми, этого заключения достаточно, чтобы начала возникать особая психологическая установка на эстети­ческое восприятие, как непременную составляющую предстоящих заня­тий.

Двадцать минут прошли — нужно сделать передышку: встаем в круг и скандируем в движении ритмический наговор, опять чуть-чуть изменяемый, чтобы дать настрой на следующее занятие…

Я — сын Земли и Неба.
Я — Земли и Неба дочь.
На большой моей планете Живут взрослые и дети.
Города встают из Вод.
Счастлив тот,
Кто в них живет.

Вопросы задаю я — дети отвечают,
заканчивая рифмованную фразу:

      • Города из Вод встают?
      • Встают!
      • В Водах отражаются?
      • Купаются!
      • В Море уплывают?
      • Нет, в Небе застывают!