ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД!!! СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД!!!

ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД!!!

Сначала прошу детей подготовить лист, на котором мы будем «проращивать» из трех «точек-почек» исторический город. Ученики Начальной школы делают надписи и схемы сами. Дошкольники получа­ют подготовленный лист с надписями, на котором они дорабатывают намеченную схему, раскрашивают ее, заполняют поле «точками-цветоч­ками», выросшими из «точек-почек». Обращаюсь к школьникам. Разго­вор с дошкольниками достаточно близок по содержанию к приведенно­му ниже, за исключением ориентации на графические работы…

Разместите лист бумаги вертикально на своем столе.
В верхней зоне напишите два слова — ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД.
В нижней ~ ЦЕНТР, ОКРАИНЫ, КОЛЬЦО. В средней части
листа проведите две оси — Горизонтальную и Вертикальную.
В точке их пересечения нарисуйте ПЕРВЫЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ.

Маленький-маленький, потому что, еще чуть- чуть,
и ему придется начать расти. Кругами расти.
Занимая все большее и большее Про­странство вокруг
Центра.

Почему придется расти? Потому что новая жизнь не
вмещается в старые границы — вырывается за их пределы.

Пока дети рисуют Координаты и Прагород в Центре, я даю уточнения-объяснения…

Жизнь — замечательное явление, потому что она
не стоит на месте, все куда-то течет — изменяется.
Только что ребенок был совсем маленьким. Где он? Вырос.
Только что жителей в городе было несколько тысяч.
Вдруг уже на сотни тысяч ведется счет, а потом на миллионы.
Только что городок был пешеходным. Где он, уютный городок?
Уже разросся — за день не объехать, за неделю не обойти.

Так происходит согласно ЗАКОНУ ЖИЗНИ ЗЕМНОЙ.
Все, что появилось однажды на Белом свете,
должно развиться до полного Совершенства, а потом уйти,
уступив свое место новому явлению, выросшему из него.

Так должна сложиться ваша жизнь.
Так сложилась жизнь Храма, Хором, Башен.
В каждом из этих зданий было много зародышей нового.
Недаром мы их назвали «точками-почками».

Первый город не исчез. Он стал Кремлем:
кромом — камнем, положенным в основание всего того,
чем стали следующие за ним Города.
Нарисовали Первый город и «точки-почки» в нем?

Теперь работу построим так…
Я вспоминаю о том, что происходило в Первом городе;
вы рассказываете, чем все это стало потом, когда
Первый город превратился в Санкт-Петербург, для нас
уже старый — еще не наш — не современный.

Правильный ответ — цветной кружок,
повторенный четыре раза (показываю на 4 сектора) —
чтобы весь город обеспечить новыми зданиями.
Сначала «точки-цветочки» заполнят первый круг у Центра,
потом следующий за ним и так далее.
Не захватывайте много территории: в Городе она дорогая.
Начали (привожу ответы первоклассников)…

    • Раньше воспитание, образование, знания люди получали в Храмах и Хоромах, а потом где?..
    • В Детских садах, школах, колледжах, лицеях, институтах, академиях, университетах…
    • Раньше людей лечили на дому знахари, а потом где?
    • В больницах, поликлиниках, аптеках, санаториях…
    • Раньше суд и управу чинили в Храме и на дому, а потом где?
  • Появились Суды и много самого разного…
      • Раньше торговали в лавках на торговой площади, а потом где?
      • Везде. На каждом перекрестке есть лавки, ларьки, магазины. Есть рынки и универсамы. Есть банки и сберкассы…
      • Раньше развлекались пением и хороводами, а потом?
      • Изобрели театры, кинотеатры, музеи, дискотеки, казино, «дисней-ленды», игровые автоматы…
      • Раньше все делалось на дому: и питались, и мылись, и наряды шили, и посуду изготовляли, и сапоги точали, а потом?
      • Обслуживать жителей города стали мастерские: всякие ателье, парикмахерские, прачечные, ларьки ремонта обуви… Появились бани, бассейны, спортивные залы, стадионы… Появились столовые, кафе, рестораны…
      • Производством горожане тоже перестали заниматься дома, а придумали фабрики и заводы.
      • Ездить из города в город стали поездами, автобусами, летать самолетами, вертолетами. А потому, появились шоссе, желез­ные дороги, всякие вокзалы и таможни.
      • За порядком в городе стали следить милиция, ГАИ, «амон», «киллеры», «ФСБ». Тюрьмы появились, казармы, склады ору­жия и магазины…

Когда дети доходят до перечисления фабрик и заводов, железных дорог, тюрем, хозяйственно-складских зон, вместо «точек-цветочков» радостных я начинаю рисовать вокруг нового города ВНЕШНИЙ КРУГ. Сплошной. Темный. Агрессивный. Почему новый круг такой страшный — спрашивают дети…

Потому что он безразличен к ЭСТЕТИКЕ (красоте),
а также и к комфорту (удобствам).
Здесь главное — польза и выгода.
Здесь царит АНТИЭСТЕТИКА.

Действуя предложенным образом, мы с детьми «самостоятельно» получили планировку типичного исторического города, окольцованно­го фабричными окраинами, рабочими кварталами, складскими района­ми и железнодорожной сетью. Остается, хочется вам это делать или нет, довести оборачивание Города-Рая его противоположностью Горо­дом-Адом до полного негатива…

Скажите, пожалуйста, как развиваться городу дальше —
после появления СТРАШНОГО КОЛЬЦА НА ОКРАИНЕ?
Начать уплотняться, как Петербургу?
Снаружи — красивый фасад. Внутри — двор-колодец!
НАЧАТЬ ЗАДЫХАТЬСЯ, ПОПАВ В СМЕРТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО —
СТРАШНОЕ, БЕЗОБРАЗНОЕ, БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ,
потому что появление АНТИЭСТЕТИКИ губительно для Целого?
АНТИЭСТЕТИКА безнравственна и властолюбива —
возникнув, она постарается воцариться везде…

Что делать городу?! Ведь он гибнет вместе с горожанами,
которыми трудно, плохо, невозможно жить в таком Аду?!

Смотрите, Город гибнет…
Гибнет на наших глазах:
«точки-цветочки» становятся
сплошной темной массой!
Смотрите, ГОРОД-ЧУДО
превращается в ГОРОД-ЧУДОВИЩЕ…
Смотрите, ГОРОД-САД
превращается в ГОРОД-АД…

Что делать?!
Помогите городу!
Помогите скорее…

Перед маленькими детьми поставлена очень сложная нравствен­но-эстетическая задача, которую решало современное градостроитель­ство. Им самим нужно найти выход из тех болевых проблем, что пре­вратили ГОРОД-ЧУДО в ГОРОД-ЧУДОВИЩЕ или ГОРОД-САД в ГОРОД- АД. К моей радости и удивлению дети находят решение. Находят само­стоятельно…

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД!!!

Ответ возникает мгновенно — ВЗОРВАТЬ КОЛЬЦО!
Правильно — восхищаюсь я, не задавая лишних вопросов.
«Взорвем кольцо» мостами и тоннелями и уйдем в лес
новыми районами. Из белых жилых домов. Открытых
Солнцу и чистому воздуху. Озелененных.
С детскими садами и школами поблизости.
Где есть все для счастливой жизни и взрослых, и детей.

Рисую «звездчатую систему» современного города со «спальными районами». Дети повторяют мой рисунок, узнавая то, что они видели, или то, где им приходится жить. Получается так…

После того, как очередная схема закончена, показываю очеред­ной «Полет над Невой», где видны «дворы-колодцы» центральной части города и огромные проспекты новостроек, по которым маршируют дома- мастадонты. Что получилось из «звездчатой схемы» на деле — спрашиваю я детей. Дети — жители и центра, и новостроек, говорят то же самое, что и взрослые. Те и другие прощают старому городу все его безобразности…

-Хорошо было бы, если бы новый город был таким же КРАСИ­ВЫМ, как старый…
— Хорошо было бы, если бы новый город был таким же УЮТ­НЫМ, как старый…
— Хорошо было бы, если бы новый город был бы ДОБРЕЕ к нам, как старый…
— Здесь все одно и то же. И очень БОЛЬШОЕ, и дома, и улицы.
— Здесь некуда пойти, а старый город от нас так ДАЛЕКО…

Вот так: новый город БЕСЧЕЛОВЕЧЕН, а старый — ДАЛЕКО.
Житель новостроек — не петербуржец. И не станет им, если…
ему не повезет с учителем Петербурговедения, который поможет
все понять изначально и заронит в душу стремление к созиданию.

Не жалейте усилий на подобные действа.
Без них Петербурговедение мертво.