Глава 4. ГИМН ВООБРАЖЕНИЮ

ГИМН ВООБРАЖЕНИЮ
(анализ первой части сюжета под названием
«Без чего не бывает ничего» из «Уроков Эстетики для ежиков»)

Цель занятия:
определить тот «эстетический ключ»,
что должен позволить маленьким детям постигать
в сказочной форме Историю.

Воображение — не пустое фантазирование,
которому доступно любое нагромождение нелепостей.
Воображение — древнейшая форма познания.
Пользуясь ею, человек идет к Истине,
раскрывающей перед ним тайны Мироздания.
Воображение — высшая форма мышления: и
художественная, и познавательная, одновременно.
Деятельность воображения — рождение
художественных образов и высоких идей,
значит… Гений — это воображение.

Детям ничего подобного я не говорю. Детей я спрашиваю — что самое-самое главное на пути ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ? Предоставив им возможность сделать несколько попыток, сама же и отвечаю…

ВООБРАЖЕНИЕ — источник побед,
одерживаемых людьми на пути ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ.

Беседовать на эту тему необходимо, потому что далеко не все дети наделены воображением, чаще всего, они неудержимо фантазируют. Вы можете убедиться в том сами, попросив детей рассказать короткую историю о Незабываемом. Обязательно кто-то вспомнит свои впечатле­ния о встрече с Морем, поразившим их своей огромностью и тем, что оно «дышит». Кто-нибудь начнет делиться впечатлениями о… загранич­ных поездках, повторяя суждения взрослых, потому что «туристический бизнес» способен лишь оглушить ребенка. Я даю пояснения…

Если повторять сказанное другими, Воображение исчезнет:
оно не может быть чьим-то — только своим собственным.
Воображение оживает, когда ощущает дыхание Тайны.
Оживая, Воображение все превращает в Сказку…
Даже обыденное, будничное, обычное — то, в чем,
на поверхностный взгляд, нет ничего замечательного.

Позднее, пережив историю, произошедшую в петербургском дворе, они убедятся в том сами. Цель беседы — показать, что такое воображение применительно к тем задачам, которые предстоит решать детям, рассматривая петербургские проблемы. Я говорю…

ВООБРАЖЕНИЕ — СПОСОБНОСТЬ ВОЙТИ В ОБРАЗ
И ПЕРЕЖИТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ С КЕМ-ТО ДРУГИМ
КАК СЛУЧИВШЕЕСЯ С НИМ САМИМ.

Например, воображение позволяет… Стать кем-нибудь и не просто так, а уловив сущность выбранного образа. Переместиться во времени и пространстве, приняв, как условие перемещения, требования иного существования. Найти выход из любого положения, разобравшись в сложнейшей ситуации. Сделать открытие необычайное, поверив в собственные возможности.

Я обращаю внимание детей на то, что иметь Воображение и быть «воображалой» — разные вещи. Воображала видит в себе не то, что есть на самом деле. Воображала присваивает себе чужой образ. Это так заметно со стороны. Так стыдно. Так глупо. Главный вывод таков…

НАСТОЯЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ НАДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА
ТВОРЧЕСКОЙ СИЛОЙ —
СПОСОБНОСТЬЮ ЧТО-ТО НОВОЕ СОЗДАТЬ,
ЧТО-ТО НЕИЗВЕСТНОЕ ОТКРЫТЬ
И РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ДРУГИМ В ФОРМЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
НАПРИМЕР, СКАЗКИ…

Чтобы детям был понятен главный вывод, я прошу их объяснить смысл всем известного выражения: «сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Общими усилиями мы приходим к выводу…

СКАЗКА — НЕ ПУСТАЯ ФАНТАЗИЯ, ГДЕ ВСЕ ДОЗВОЛЕНО.
В СКАЗКЕ ПРЯЧЕТСЯ ПОД ВЫМЫСЛОМ ПРАВДА,
КОТОРУЮ НЕПРЕМЕННО НУЖНО ЗНАТЬ ЛЮДЯМ.

После этого мы анализируем содержание «Последней петербург­ской сказки» и «Первой» из тех, что нам пришлось уже сочинить- пережить. Смысл анализа: выделить Ложь и показать, какова та Правда, на которую «намекает» эта Ложь. В совместных усилиях дети опреде­ляют «Формулу сказки», что в дальнейшем поможет им фантазировать со смыслом, то-есть разовьет их творческое воображение…

Вспоминая содержание «Последней петерургской сказки», дети постигают, что… На самом деле «Медный Всадник» не мог ожить, но он ожил в воображении поэта и мы все смогли увидеть, как страшен Мир без Поэзии.
Вспоминая содержание «Первой петербургской сказки», дети постигают, что… На самом деле мы не могли видеть, как рождалась Нева, но увидели и теперь нам известна тайна Великой реки времени, что определяет судьбу — ее собственную и Города над ее водами.

Анализ содержания предыдущих сказок позволяет детям разглядеть принцип, объясняющий появление вымысла…

ЕСТЬ «ФОРМУЛА СКАЗКИ» —
ТО ВОЗМОЖНОСТЬ НЕВОЗМОЖНОГО,
ТО ИСПОЛНЕНИЕ НЕИСПОЛНИМОГО,
ТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НЕОСУЩЕСТВИМОГО
ВО ИМЯ РАСКРЫТИЯ ТАЙНЫХ СМЫСЛОВ
ПРОИСХОДЯЩЕГО В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

Если не направлять по такому руслу фантазии детей,
их воображение угаснет, а вместе с ним уйдут из
их понимания, а значит, и жизни СКАЗКИ-БЫЛИ ОБ
ИСТИНЕ — ДОБРЕ — КРАСОТЕ, в которых запечатлевает
себя история человеческого рода.
Не кровавая история, а подлинная:
рассказывающая об устремлениях человеческого духа в Небо.

Прошу вас, не бойтесь трудностей — дайте детям «эстетические
ключи» к постижению истории Земли, Города, горожан-россиян.
Дети начнут фантазировать осмысленно:
познавая Законы человеческого бытия
с помощью свойственной сказке «формуле познания».

«СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК —
ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК».

Все так просто и ясно — подключай воображение и…
Мир откроет тебе все свои тайны.