Глава 6. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
(анализ сюжета под названием
«Что могут короли?» из «Уроков Эстетики для ежиков»)

Цель занятия:
вместе с детьми 5-6 лет (и старше)
дать определение ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЧУВСТВАМ —
ведущему понятию ЭСТЕТИКИ.

Рассматривая историю ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭСТЕТИКИ, мы опре­делили цель наших дальнейших действий — вступить на путь ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ. Цель была не только определена, но и описана в особости своей. По пути ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ человек идет только сам, ставя перед собой множество неразрешимых вопросов и стараясь ответить на них, не кривя душою. Теперь необходимо поставить первый неразрешимый вопрос. Какой?.. Что такое ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА. Теперь необходимо устроить первый «философский поединок меж ежами-мудрецами». Каким образом устроить? Он и у взрослых представляет собой типичную «игру умов».

С чего начнем «игру»? Мне показался однажды пригодным вопрос, взятый напрокат из печально-шуточной, еще и сегодня известной, песни — «Что могут короли?». Позднее я поняла, что именно повлияло на выбор. Эстетические чувства — романтические (высоко духовные), а потому, при их определении, естественно появление персонажей из романтической поэзии: королей, принцесс, верных рыцарей…

Конечно же, в предлагаемой «игре» должен действовать другой «король» — тот человек, в котором высоко и полно развиты эстетические чувствования. Это, действительно, — человек особый, как говорят, из­бранный, значит, он и есть «король». Конечно же, в предлагаемой «игре» должна действовать другая «принцесса» — Эстетика: воплощение Красоты, свойственной ее царству. И «рыцари», конечно же, здесь долж­ны быть другие — те, которые, поклоняясь, верно служат Ее Величеству Красоте. «Толчок», начинающий «игру умов», — слова песни…

Все могут короли, все могут короли
И судьбы всей земли вершат они порой
Но, что ни говори, жениться ПО ЛЮБВИ
Не может ни один король!

Все дети знают, что такое Любовь. Особенно хорошо знают это те дети, которых не любят. Выбранный «толчок» снимает необходимость объяснять, что чувство — это глубокое душевное переживание. Песня самостоятельно вводит в Мир чувств. Мне остается лишь навести в этом Мире порядок.

Предлагаю убрать из рассмотрения всем известные любовные чувства и попытаться выяснить, что такое ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ. Дети либо молчат, либо говорят слишком много. Давать точные определения трудно и взрослым. Я призываю на помощь Сократа, на языке которого слово эстетика(aistheticos) обозначает чувствующий, чувственный. Значит?.. Дети с восторгом отвечают: «эстетические — чувственные чувства». Мне остается ввести небольшую поправку…

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ — ЧУВСТВА ЧУВСТВ.
КОРОЛЕВСКИЕ!

Дальше — проще: тема раскрывается сама, все в том же — романтическом, ключе и, лучше, в музыкальном сопровождении…

ИСПЫТЫВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА —
ЗНАЧИТ, ВОСХИЩАТЬСЯ
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВОМ КРАСОТОЙ.

Так впервые появляются принцесса Эстетика и поклоняющиеся ей рыцари. Следом за ними возникает естественный вопрос — каковы отношения между принцессой Эстетикой (Ее Величеством Красотой) и рыцарями (верными поклонниками и стражами Красоты)? Ответ…

КРАСОТА ДАРИТ СКАЗОЧНЫЕ ЦАРСТВА
СПОСОБНЫМ ИСПЫТЫВАТЬ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА.

Дальнейшее развитие темы — вопрос: что представляет собой дар принцессы Эстетики или какие СКАЗОЧНЫЕ ЦАРСТВА можно получить от нее. Дети называют то, что они хотели бы иметь: рыцарский замок в лесу, наряды и украшения, путешествия по всему свету. По контрасту или как уточнение весомо звучат заключительные слова…

СПОСОБНОСТЬ ОЩУЩАТЬ КРАСОТУ — ВЫСШИЙ ДАР,
ПОТОМУ ЧТО ДЛЯ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА
ВЕСЬ МИР ПРЕКРАСЕН.

Чтобы снять мыслительное напряжение, переключаю детей на эмоцию, предлагая им выразить словами восхищение чем-то очень красивым, что они не могут забыть. Дети опасаются, что им не хватит слов. Я получаю возможность внести последнее уточнение: громко восхищаться Красотой, стараясь не упустить ни одной из ее черт, не нужно и по многим причинам…

Красоту нельзя описать во всех подробностях.
Нельзя перечислить все свойства Красоты.
Нельзя тщательно изучить со всех точек зрения.
От подобных, грубых для нее, прикосновений
Красота уходит в печали и неслышно умирает.

КРАСОТА МИРА — ТАЙНА НЕПОСТИЖИМАЯ.
ВЫРАЗИТЬ ЧУВСТВО ВОСХИЩЕНИЯ ПЕРЕД НЕЮ
ДОСТУПНО ЛИШЬ ТВОРЧЕСКОМУ ВООБРАЖЕНИЮ,
КОТОРОМУ ОБЯЗАНЫ СВОИМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ
НАУКИ, ИСКУССТВА,
КОТОРОМУ ОБЯЗАНА СВОЕЙ СИЛОЙ
ДАЖЕ САМА КРАСОТА!

КРАСОТА ПРОБУЖДАЕТ ЖАЖДУ ТВОРЧЕСТВА.
В ТВОРЧЕСТВЕ ВОЗРОЖДАЕТСЯ КРАСОТА.

Смотрите — говорю я детям:
как лучи Солнца пронизывают листву!
Переведите свое восхищение этим чудом в чувство к людям,
а через него — в стихи, живопись, музыку, архитектуру, и вы увидите…
МИР ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЦАРСТВО КРАСОТЫ, ДОБРА и ПРАВДЫ.
Это превращение — сказка?

Нет — отвечают дети: это происходит на самом деле.
Услышав от них такой ответ, можете счесть:
дети уловили сущность того, что называется
ЭСТЕТИЧЕСКИМИ ЧУВСТВАМИ.
КОРОЛЕВСКИМИ!
ЧТО ВОЗВЫШАЮТ ДУШУ.
ЧТО ПРЕОБРАЖАЮТ И ЗАЩИЩАЮТ МИР.