Глава 10 Первые люди невской земли

ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НЕВСКОЙ ЗЕМЛИ
(четвертая Петербургская сказка)

Цель занятия:
показать, что человек и окружающий его Мир едины
и взаимосвязь эта извечная: возникшая в тот самый момент,
когда человек появился на Земле.

Принцип построения Сказки — тоже трехчастный:
— в Прологе дается информация об истории завоевания
(освоения) Невских земель людьми;
— в Кульминационный сюжет выделяется поэтическая
информация о, так называемых, «коренных жителях» Севера;
— в Эпилоге характеристика мироощущения «коренных жителей»,
как положено, переносится на поколения «пришельцев»,
появившихся в Невских землях в связи со строительством
Северной столицы России.

Хорошо, если поэтическая информация, взятая из карело-финского эпоса, прозвучит в сопровождении соответствующей музыки и зрительного ряда. Я показываю иллюстрации к «Калевале» и даю послушать музыку Яна Сибелиуса. Благодаря его произведениям, и без слов, можно ощутить сходство пейзажей Финляндии и Русского Севера. Это о многом говорит, но, не будем забегать вперед.

ПРОЛОГ
(по ходу рассказа схема Приневских земель дорабатывается:
появляются «точки-звездочки», отмечающие местоположение
первых крепостей — «Ландскроны» и «Орешка»)

История с географией рассказывают, первыми на Невскую землю пришли карелы, финны, ижорские племена, вепсы, водь… Лишь в IX веке стала эта местность частью Водской пятины Великого Новгорода: по правому берегу Невы — Карельская земля, по левому — Ижорская. Плыли в ту пору по реке ладьи торговых людей и пиратствующих. Вся Европа плыла по реке: с севера на юг — «из варяг в греки», и обратно.В конце XIII века построили шведы в устье реки Охты — притока Невы, крепость и назвали ее «Ландскрона», что значит «Венец Земли». О чем свидетельствует название, как вы думаете? Мне кажется, в нем отражено отношение шведов к Неве — главной реке Севера, владеть которой, что владеть всеми землями, озерами и даже морями.

В начале XIV века новгородцы разрушили шведскую крепость и построили свою — на Ореховом острове в устье Невы. Шведам это не понравилось, они разрушили новгородскую крепость — укрепили свою. Новгородцам это не понравилось, они разрушили шведскую крепость «Ландскрону», а свою — «Орешек», одели камнем. Нравится имя — «Орешек»? Да, оно свидетельствует: «крепкое» сооружение эта крепость — не под силу взять врагу. А взять необходимо, потому что запирает этот самый «Орешек» исток Невы. Значит, кто владеет им, тот владеет и Невой.
Пропустим три печальных для отечественной истории века, когда Русь, отдав шведам «Орешек», потеряла все — и Неву, и выход к Морю. В самом начале XVIII века, в 1703 году, сюда вернулись россияне. Приневскими землями в ту пору владела шведская корона. Вернувшись, они увидели… «Место такое, которое одно всякого бы иного сильно было отвратить от такого предприятия, ибо было оно болотное, непроходимое, пустое и весьма отдаленное для работников, коим строить оный город надлежало».

Подождите, неприязнь — чувство: оно может быть вызвано личными причинами. Например, отрицательным отношением к Великому предприятию и к его Великому вдохновителю. Значит, свидетельства новопришельцев — не самый достоверный источник сведений.

Попробуем разобраться, какие чувства вызывала Невская земля у местных жителей. Знатоки говорят, на языке прибалтийских финнов слово «нева» обозначало «болото». Да-да, так оно и было, судя по именам, которые они давали своим урочищам! «Зыбкая земля», что значит — трясина, постоянно угрожающая человеку: «Погублю — затяну и не выпущу!!!». Есть урочище «Чертовое»…

Значит, от вывода не уйти: как рождалась, так и жила!
Изначально и всегда, «Злой дух» носился
над Невскими водами!

Подождите, используя лишь документальные свидетельства, не понять художественных тайн Города, поднявшегося над Невою… Что делать? Искать поэтические источники сведений, что рассказали бы нам, какие Образы и Мысли могли рождать в душе человека картины Невской земли или шире — Севера…

Равнинного, многоводного, пустынного.
Где не то Небо тонет в Водах,
не то Воды тонут в Небе.
Полного печальной простоты, столь мучительной для души,
что не может забыть о Совершенстве.

Где в молчании тишины явлены они —
Безграничное Пространство и Бесконечное Время…
Где созвучны Вселенским мерностям руны «Калевалы»,
что создавались…

На пространстве этом бедном,
В крае севера убогом.

Наш Великий поэт называл первых жителей Невской земли «убогими чухонцами». «Убогими»… Увечными и слаборазвитыми? Нет, пожалуй, ~ лишенными счастья, даруемого Богами или Богом. Не знаю, как Вам, но, мне кажется, если «убоги» первые люди на Новой земле, то и следующим за ними выпадет та же доля. Раз так…

Кульминация —
ЧИТАЕМ РУНЫ «КАЛЕВАЛЫ»

Руны создавались, потому что…

В той большой стране воздушной,
средь пустынного пространства
нужно знать вещей начало,
глубину деяний вечных…

«Знать вещей начало» — общее правило для тех,
кто живет в Мире, не забывающем о Первых днях творения.
Или лучше — не могущем забыть о них во воле Природы.
Чтобы «знать вещей начало»,
необходимо иметь своих Провидцев,
подобных «старому верному Вяйнямейнену»…

Распевал свои он песни,
Песни мудрости великой…
Пел дела времен минувших,
Пел вещей происхожденье,
Что теперь ни малым детям,
Ни героям не понятно…

Знакомые для всех нас проблемы: взаимоотношения предков и потомков сложны везде и всегда. Интересен другой вопрос: откуда берет известные ему сведения «старый верный Вяйнемейнен»? Руны утверждают, он…

…у моря размышляет,
на краю воды могучей.

Как видите, источник сведений тоже знаком. Море, подобно Вечности, хранит все, что было в Прошлом — уже «ушло под Воду», а значит, хранит оно и все то, что случится в Будущем — еще «поднимется из Вод». Однако, судя по словам самого Вяйнямейнена, действенны и другие способы познания…

Рассказал мороз мне песен,
И нанес мне песен дождик,
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны,
Мне слова сложили птицы,
Речи дали мне деревья…

Рассказанное про «вещей происхожденье» морозом и дождиком, ветром и волнами морскими, птицами и деревьями потрясает воображение…

Мать воды плывет по морю…
По водам, дремотой полным,
По водам морским туманным;
И под ней простерлись воды,
А над ней сияет небо…
Подняла главу из моря
И чело из вод обширных,
Начала творить творенья,
Создавать созданья стала
На хребте прозрачном моря,
На равнинах вод открытых…
Вот уж созданы утесы,
Скалы в море основались,
Уж столбы ветров воздвиглись,
Создались земные страны…

Кто такая «Мать воды»? Сила сотворенная и творящая…

Мать родная, дочь творенья!
Из воды пошли мне силу —
Много сил вода имеет…

Согласитесь, как прост и необычен рассказ «Калевалы» о Северном крае, в который входит и наша Приневская местность…

«Север убогий» — особая Земля:
которой не дано забыть о Первых днях творения.
В нем Воды — безмерны: огромные «равнины вод открытых».
В нем Пространство — пустынно:
«воздушный простор».
В нем ход Времени отмерен «волнами вод широкошумных».
Главные события в нем происходят, как и в Пра-время,
на «хребте прозрачном моря» —
под приглядом Вечности…

Значит, люди, рожденные «Севером убогим»,
носят в душе своей изначальный образ Вселенной.
Эти люди едины с бескрайними далями.
Эти люди дерзновенны в устремленности к созиданию.
Эти люди просты и чисты сердцем…

Почему их ничему не научит болото,
которое везде и всегда утверждает одно и то же:
напрасны все усилия — что предначертано, тому и быть?!

Придут на родную Землю другие люди —
русские, шведы.., назовут ее своею,
будут спорить за право владеть ею,
судить-рядить, проливать кровь человеческую!
«Калевала» рассказывает,
как выходят герои победителями
из страшных напастей

Мне грозили их заклятья
Что завязну я в болоте;
В том болоте, где бродил я,
Я попал уж было в тину,
По колено был в трясине
И по бороду в грязи был;
Но я — муж других не хуже —
И тогда не пал я духом.
Стал я тотчас чародеем,
Сам я начал заклинанья…

Вот, значит, как развиваются события на Севере крайнем: не пасть духом помогает вера в свое человеческое достоинство и знания, накопленные предшествующими поколениями.
Север — особая страна: проверяющая человека на силу духа.

ЭПИЛОГ

Вывод следует…
Река Нева родилась и… «создавать созданья стала»:
Героев, верящих в собственные силы.
Для «Севера убогого», не щедрого на дары своим жителям,
это — единственно возможное начало.

Счастливое, не счастливое — другой вопрос.
Кто-нибудь думает иначе, господа?..
Не заблуждайтесь, Север — особая страна.
Не заблуждайтесь,
Север — особая страна…

ПРОВЕРЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА НА СИЛУ ДУХА.

СТАНОВЯЩАЯСЯ РОДНОЙ ЛИШЬ ДЛЯ ТЕХ,
КОМУ ПО ПЛЕЧУ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ.

НЕ ОТПУСКАЮЩАЯ ОТ СЕБЯ ТЕХ,
ЧЬЕЙ ДУШЕ ДОРОГА КРАСОТА ПРОСТАЯ — БЕЗ ПРИКРАС,
СКВОЗЬ КОТОРУЮ ГЛЯДИТ — ЗА ВСЕМ СЛЕДИТ

САМА ВЕЧНОСТЬ.

НЕ ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ,
СЕВЕР — ОСОБАЯ СТРАНА.

 

 

<—Глава 9 Нева — чудовище чудесное

Глава 11  Русская сказка о добре и зле—>