Адаптация тем применительно к начальной школе.

АДАПТАЦИЯ ТЕМ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Возраст, в котором дети начинают изучать «Историю города» в школах Петербурга, постоянно меняется. И по указаниям свыше, и по решению администрации школ. В каких-то школах изучение начинает­ся в Первом классе, в каких-то — в Третьем, в других — в Пятом. Я уверена, в каком бы возрасте ни приступали школьники к изучению «Истории города», должны прорабатываться темы, позволяющие по­нять, что такое ГОРОД В ВЕЛИКОЙ СУЩНОСТИ СВОЕЙ,

Причина… «История города» — единственный в школьных про­граммах предмет, что может взять на себя воспитательную функцию. Если не затрагивать вопросов, подобных названным, упования на вос­питание детей Городом («воспитание петербуржцев»), останутся пусты­ми намерениями или, еще хуже, лживыми.

Мне приходилось рассказывать о рождении Города во Тьме вре­мен даже в 12 классе одного из Художественных лицеев Петербурга. Адаптация была нужна, но — лишь по переводу игровых и сказочных форм познания в дискуссию. По Пятый класс включительно я сохраня­ла все формы изучения темы. Различия сводились к тому, что, соответ­ственно изменившемуся возрасту, я получала возможность развить фор­мулировки и дополнить рассказ некоторыми «трагическими мотивами». В Начальной школе сложности в изучение изначальных для градоведе- ния тем привносят не ученики, а учителя, то-есть взрослые.

Тема первая —
«ПУТИ, КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ».

Детям всех возрастов я даю представление об исходном, крае­угольном, основополагающем в истории рождения Города понятии — ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА. Сохраняю и средства достижения дан­ной цели. И связь с Домом — первоосновой Города. И рассказ о том, что думали древние мудрецы по поводу путей, которыми идут по жизни люди. И организацию выбора детьми собственного жизненного пути. И проживание особенностей выбранного жизненного пути. И встречу выб­равших различные жизненные пути в «центре Земли»…

Построение уроков, рассказывающих о четырех жизненных пу­тях, — очень трудная задача с позиции учителей, знающих, чем стали эти пути в нынешних реалиях. Если учитель не снимет горечи много- знания и не поймает точную интонацию, в его распоряжении останется лишь назидательность. Та сила, что на самом деле — и не сила вовсе, а бессилие, определенное неумением отстаивать подлинные ценности жизни.

С современной точки зрения ПУТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНИ — повседневный, часто скучный, как серые будни, всегда невидимый, как черная кошка в черной комнате, куда своей безысходностью загнал вас безрадостный быт. Все едино: быть привязанной цепью кандальной к дому или ходить на работу, чтобы получать гроши, не решающие се­мейных проблем.

В последние годы я слушаю типично взрослые разговоры с неко­торой боязнью. Вдруг, наслушавшись стенаний, дети заболеют циниз­мом и скажут что-нибудь «взрослое», например… Ни на какую работу я не пойду: лучше «лежать на печи, есть прогорклые калачи». Или — пойду, куда меня «устроят». Или — пойду, где «хорошо будут платить».

К счастью, мне еще не приходилось встречаться с детским циниз­мом в раннем возрасте. Я не раз задавала дошкольникам провокацион­ные вопросы: люди ходят на работу, чтобы заработать деньги на пропи­тание семьи или еще зачем-то? Малыши первое, обыденное, предполо­жение отвергают сразу же. Им свойственно убеждение, что ходить на работу очень интересно. Когда я вырасту, я буду тем-то, а может быть, этим, ~ говорят они с гордостью от предвкушения безграничности соб­ственных возможностей. Второклассникам этот вопрос я уже предпо­читаю не задавать.

Рассмотрение ПУТИ БОГАТСТВА для нашей темы очень важно. Лишь богатые люди могут позволить себе строить Города. Нищие жи­вут в шалаше… Счастливые тоже — утверждает народная мудрость, для которой ведомы опасности, что поджидают людей, ищущих богатств. Кажется, что плохого в желании разбогатеть? Ничего. Сегодня это ясно даже нынешним старшим поколениям, что докатились до самой унизительной нищеты, давая бой естественному человеческому стрем­лению. Я несколько раз убеждалась в том, что дети, с их непостижи­мым чутьем, сразу же улавливают искушение, возникающее перед чело­веком, решившим вступить на подобную стезю. В чем дело? Дети отве­чают жестко и определенно: цель на таком пути, легче и чаще всего, достигается бесчестным путем: обманул, украл — разбогател.

Подобные разговоры в детском коллективе я не поддерживаю. Тотчас задаю вопрос, ставящий иные акценты на проблеме. Что лучше — «лежать на печи, есть прогорклые калачи» или, хорошенько потру* дившись, получить возможность иметь все-все? Перечислите, пожалуй­ста, что именно хотели бы вы иметь сверх необходимого, — прошу я детей. Уверяю вас, в перечислении желаемого быстро блекнут матери­альные блага и ведущими становятся блага духовные. Опыт показыва­ет, у детей и взрослых предел желаемого — один: видеть Мир.

Представляя путь Богатства, я активно поддерживаю нравствен­но-созидательную для души и Духа установку: Высоких целей не дос­тичь, используя низменные средства. Российские дети конца XX века отвечают: я заработаю много-много денег, обеспечу всем-всем свою се­мью и «буду давать деньги бедным людям на еду, детским домам на игрушки, больницам на лекарства». Замечательно, да? И столь же пе­чально, если задуматься, что сделали со своей страной взрослые.

Говоря о ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ НЕВЕДОМОГО, я даю одно, един­ственное, уточнение: по этому пути идем и мы в надежде узнать, как сделать, чтобы счастливы были петербуржцы — дети Петербурга, обе­щавшего стать Раем или «Парадизом на Неве». Уточнив, задаю один, единственный, вопрос: можно остановиться, встав на путь «Постиже­ния Неведомого»? Нет — кричат дети в восторге от открытия, пробуж­дающего в их душе ощущение собственной значимости.

Сомнения в важности ПУТИ СЛАВЫ И БЕССМЕРТИЯ не возника­ет ни у кого. Жил-жил, умер и все тебя забыли? Нет, нельзя: память о человеке должна сохраняться. Детские рассуждения, каким образом достичь Славы, очень интересны. И однако, есть в них запинка. В советское время в ответах детей на вопрос о бессмертии буквально звенели мировоззренческие стереотипы бабушек и дедушек. Согласно им, источник Славы — «военные подвиги», «борьба за Мир», «борьба за Свободу и Счастье своего народа». Иногда упоминались победы в Олим­пийских играх. Затем — обрыв, будто исчерпан послужной список…

Что в этом плохого — может подумать кто-нибудь. Ничего, кро­ме сути, прячущейся в борьбе, да еще кровопролитной. Согласно ей, бессмертие достигается за счет смерти другого. Убил — себе бессмертие купил. В годы войны счет по формуле «смерть за смерть» неизбежен. В мирное время такой счет — убийство или самоубийство. Оказавшись на краю обрыва, я прошу детей подумать, нельзя ли заслужить Славу мирным путем, без кровопролитий. Мы думаем — рассуждаем и вдруг, все вместе, обнаруживаем, что… СЛАВА ДАРУЕТСЯ ЗА СЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ. К подобным служениям относится, конечно же, обеспе­чение всеми благами Отечества, включая и его защиту, что берут на себя путники, называемые «воинами».
И в Начальной школе я превращаю выбор пути в перемещение в пространстве класса. Для этого сдвигаю парты на периферию и осво­бождаю центральный квадрат, позволяющий разойтись на Север, Юг, Запад, Восток. В условиях школы выбор проходит значительно актив­нее, шумнее: более 20 школьников — не 8 дошкольников. Выход один — работе нужно задать тот темп, что не позволит отвлекаться.

Вторая тема —
«ЧТО НАМ СТОИТ ГОРОД ПОСТРОИТЬ!».

Применительно к первоклассникам тема в адаптации не нуждает­ся. То обстоятельство, что дети уже умеют писать, позволяет ввести задание-уточнение. Школьники, работая в классе, уже закрепили на белом листе бумаги описание, что есть Дом. Выполняя домашнее зада­ние, они дополнили словесное описание Дома его «портретом*. Описа­ние следующего создания людей — Города, требует такого же закрепле­ния. Я воспроизвожу предыдущую композицию на доске, предлагая детям заполнить верх и низ вертикального листа надписями, раскрыва­ющими сущность теперь уже Города. Цветовое решение надписи — то же: в симеричной радужной системе. Надпись ГОРОД выполняется из заглавных печатных букв — для солидности. Цвет надписи — красный, свидетельствующий, что речь идет о КРАСИВОМ ГОРОДЕ, какими долж­ны быть ГОРОДА СЧАСТЬЯ. Раскраска остальных слов продлевает ра­дужный ряд. В сопоставлении определений надписи выглядят так…

В написанном детьми следует акцентировать то обстоятельство, что Город, в отличие от Дома, — общественное явление: организующее жизнь СООБЩЕСТВА ЛЮДЕЙ. Найдите, пожалуйста, слова, в которых вам удастся закрепить это представление в сознании детей.

ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ГОРОД, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫЛ ПОДНЯТЬСЯ
НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ — ОБЩЕСТВЕННЫЙ.

НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ И ТРУДНЕЕ,
ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ ВСЕМ ВМЕСТЕ — СООБЩА.

Третья тема —
«НАРИСУЕМ ГОРОД — БУДЕМ ЖИТЬ!».

Применительно к первоклассникам тема в адаптации не нуждает­ся. То обстоятельство, что жизненный опыт детей стал значительнее, позволяет развить тему в историческом плане. Ученики Начальной, шко­лы должны «построить» (нарисовать, вылепить) ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАС­ТЬЯ на нашей Земле. И обязательно: иначе им не понять устройства исторических и современных городов. Столь же обязательно они долж­ны узнать о том, что память об этом Городе сохранена в словах уста­ревших, но продолжающих жить вопреки воле Времени.

Помимо этого, учеников Начальной школы уже можно и нужно вывести из светлого круга солнечных подобий в мир теней, где прячут­ся темные стороны явления по имени Город. Вопросы возникнут сами, если дети проникнутся Идеей Города Счастья. Все так хорошо и вдруг — «свои» и «чужие» начинают враждовать друг с другом! Почему?! Я даю детям графический ответ, рисуя на доске две проекции древнейше­го Мироздания ввиде двух кругов возникших на пересечении прямоу­гольных координат. Верхний круг изображает «фасад» Земного шара, нижний — «план» Земного шара или вид на Землю сверху.Согласно «плану», ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАСТЬЯ,
что возник на пересечении четырех жизненных путей,
расположен в центре Земного шара.

Центральное местоположение ко многому обязывает,
так как много Благ Городу Счастья обещает в сравнении
с городами обездоленными, несчастными, которым выпала
судьба родиться позднее — родиться на окраине.

Согласно «фасаду», ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАСТЬЯ расположен на
самом верху «шеломени» Земли. Это место наши пра-а-апредки
называли так забавно, на современный слух, — «пупом Земли*.
Это место, уверяли они же, — «лучшее место под Солнцем».

Значит, место это не может принадлежать простым людям —
лишь избранным: родственникам Бога Солнца, как русичи —
внуки Дажьбога», Дарующего людям Вселенские Блага.

Чтобы убеждение получило наглядное подтверждение, я рисую древнейшую модель Мироздания, согласно которой Солнце движется вокруг Земли, оказываясь в «зените» над «пупом Земли». Может слу­читься так, что кто-нибудь из детей увидит, что речь идет о Северном полюсе Земли. Расскажите им, что во Тьме времен климат на Земле был другим и сейчас под северными льдами находят окаменевшие ство­лы деревьев, что ныне растут лишь на Юге. И в целом древнейшая модель Мироздания неверна: Солнце не вращается вокруг Земли. Во Тьме времен это не было известно и…

Как только родились Города, началась кровавая вражда между СВОИМИ —
имеющими право на «лучшее место под Солнцем», и ЧУЖИМИ — права на
«лучшее место» не имеющими. Пустая вражда, бессмысленная, ничем не
оправданная. Знаете, почему?..

Перехожу к кульминационному моменту урока: незаметно-неожиданно-вдруг достаю мячик, показываю его детям и задаю последние вопросы в тревожной надежде получить столь важные для жизни чело­веческой души ответы…

  • Сколько у Земли «пупов» или «лучших мест под Солнцем»?
  • У Земли столько «пупов», сколько Городов, созданных людьми для Счастья (правильный ответ не заставляет себя ждать).
  • Какого Счастья?
  • Общего для всех землян.
  • Почему же люди воюют и превращают Города в пепелища?
  • Нет причины…

Мой ответ на страшные вопросы таков…
Люди забывают о том, что, непременно, нужно помнить, а потому,
повторим еще раз и все вместе, хором…

ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ!
ЧЕМ НЕБО ЩЕДРО?
МЕЧТАМИ
УКРАСИТЬ ЗЕМЛЮ ГОРОДАМИ-САДАМИ.

ЧЕМ ЩЕДРА ЗЕМЛЯ?
ЗЕМЛЯ СТРАДАЕТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЗАБЫВАЕТ,
ЧТО НЕ ТОЛЬКО ОН, И ТЫ, И ОНИ, И ВСЕ МЫ, —
ДЕТИ ЧИСТОГО НЕБА,

ДЕТИ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛИ.

Задание на дом…

Закончить композицию, в которой запечатлена сущность Города Счастья. В оставшееся поле листа с надписями врисовать «портрет* города, увиденного в иллюстрациях к древнерусским сказкам: над вода­ми поднимаются белые стены с шатровыми башнями, за ними — церкви, терема. Обратите внимание детей на то, что все древнерусские города поднимались над водами. И сказочный город должен подняться над водами, как чей-то сон, надежда, мечта, вообщем, как Петербург.

Подготовьтесь к тому, что, пережив столь замечательный опыт «градостроения», дети продолжат сами, без подсказки, лепить из цвет­ного пластилина ГОРОДА СЧАСТЬЯ и приносить в школу, чтобы поде­литься своей радостью с другими.

Желаю вам разделить эту радость, что подтвердит:
Идея Города вошла в сознание и в душу ребенка.
Успехов вам.