«НОСТАЛЬГИЯ» В АКТЁРСКОМ УБРАНСТВЕ…

«НОСТАЛЬГИЯ» — ШЕСТОЙ ФИЛЬМ ТАРКОВСКОГО,
ЧТО, КАК ПОЛОЖЕНО ПРАЧИСЛУ ШЕСТЬ,
ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ…

Год выпуска: 1983
Название фильма: Ностальгия
Страна: СССР, Италия
Режиссер: Андрей Тарковский
Жанр: драма
В ролях: Олег Янковский, Эрланд Юсефсон, Домициана Джордано, Патриция Террено, Лаура де Марчини, Делия Боккардо, Милена Вукотич, Раффаель ди Марио, Ливио Галасси, и другие.

Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет дней жизни музыканта в эмиграции связывают Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга с помощью томика стихов Арсения Тарковского. Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…

Андрей Тарковский во время съемок «Ностальгии».
Как постичь содержание фильма? Послушать режиссера, узнав, что он хотел сказать своим фильмом тем зрителям, что придут его смотреть…

Фильма, описанного в аннотации, нет. Есть нечто иное: действо, завораживающее композиционным совершенством каждого кадра, особым — замедленным — движением неуловимо развивающегося сюжета, явно присущей построению целого закономерностью, нередко «правящей» намерения автора…

Известно, что фильмы Тарковского вводят зрителя в состояние медитации. Если зритель погружается в фильм, забывая обо всём ином — своём, Тарковский преподносит ему ОЧЕРЕДНУЮ ИСТИНУ БЫТИЯ. Это дорогого стоит…

Нужно познакомиться и со сценаристом — замечательным Тонино Гуэрра.
Он относился к Тарковскому с нежностью отца, верящего в своё дитя.
Он показывал русскому ИТАЛИЮ в надежде, что она станет ему родной.
Спасибо Вам от всех от нас…

Тонино Гуэрра (16 марта 1920, Сантарканджело-ди-Романья —  21 марта 2012, там же) — итальянский поэт, писатель и сценарист, автор сценариев фильмов таких выдающихся кинорежиссёров, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Франческо Рози и Тео Ангелопулос. Дружил с Георгием Данелия, Юрием Любимовым, Беллой Ахмадулиной, переводившей на русский язык его стихи.

Тонино Гуэрра умер 21 марта 2012 года в возрасте 92 лет в родной деревне Сантарканджело-ди-Романья, где и похоронен. Урну с его прахом замуровали в самой высокой точке сада, в стене, которая осталась с древних времен и ограждала замок герцога Малатеста.

В нашем рассказе Тонино Гуэрра жив и занят поиском
той ИТАЛИИ, что сможет противостоять РОССИИ,
а «полем боя» будут сердца двух русских людей…
Один из них — писатель Горчаков (сам Тарковский).
Другой — музыкант Сосновский, его исторический двойник.

Концерт «Не отвержи мене во время старости» (ок. 1760) на стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из 70-го псалма написан в итальянском стиле, но в представлении русского православного композитора, и больше похож на лирическую исповедь, чем на итальянский концерт в привычном понимании. Хоровой строй концерта отличается удивительной чистотой и прозрачностью. Проникновенностью мелодии концерт напоминает украинские народные песни, столь близкие композитору, а серьезностью и строгостью мысли эта музыка была бы достойна пера знаменитого современника Березовского, венского классика Глюка. Концерт написан раньше, чем «Реквием» Моцарта, и во многом предвосхитил его.

Как композитор духовной музыки, Березовский, наряду с Веделем, является представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, нимало не заботясь не только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этой-то строгой согласованностью музыки с текстом и замечательны произведения Березовского; ею же объясняется и то умилительное впечатление, какое производит его музыка.

Вместе с тем он разрешил труднейшую задачу соединения простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два произведения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой — «Верую» и классический концерт «Не отвержи мене во время старости». Все они были написаны для больших, правильно организованных хоров и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Березовского, кроме двух поименованных, наибольшей известностью пользуются еще семнадцать концертов.

Актеры фильма «Ностальгия»…

Домициана Джордано родилась 4 сентября 1959 года в Риме, в семье художников и архитекторов. С детства увлекалась изобразительным искусством. Сначала она изучала архитектуру, однако позднее решила полностью перейти на живопись и кинематограф. После окончания Академии драматического искусства в Риме, Джордано переехала в Нью-Йорк и обучалась в New York Film Academy на режиссёрском факультете.

В 1982 году она впервые выступила как актриса, появившись в эпизоде фильма «Мои друзья 2». В следующем году исполнила главную женскую роль в драме Андрея Тарковского «Ностальгия». В США стала популярной благодаря роли вампира Мадлен в картине Нила Джордана «Интервью с вампиром: хроника жизни вампира».

Домициана Джордано
Домициана Джордано
Эрланд Юзефсон (швед. Erland Josephson; 15 июля 1923, Стокгольм — 25 февраля 2012, Стокгольм) — шведский актёр театра и кино, режиссёр, писатель.

Мировую известность Юзефсон получил благодаря главным ролям в фильмах Ингмара Бергмана и Андрея Тарковского.

Эрланд Юзефсон — шведский актёр театра и кино, режиссёр, писатель.

Тарковский рассказывает: «Доменико постоянно ищет смысла жизни, смысла в понятиях свободы и безумия. А с другой стороны, он обладает восприимчивостью ребёнка и необычной чувствительностью. Но у него есть и такие черты характера, которых нет у Горчакова. Последний легко раним и находится в глубоком жизненном кризисе, тогда как итальянец прост, прямо смотрит на вещи и убеждён, что его просвещенное подсознание нашло бы выход из всеобщего состояния болезни общества.

Тонино Гуэрра прочитал о таком человеке в одной газетной статье. Позже мы разработали этот тип, придали ему некоторые черты детского очарования. Его откровенность в общении с окружающим миром напоминает детскую уверенность. Он одержим мыслью совершить обряд — пройти с горящей свечой поперек бассейна, наполненного горячей водой, в гигантской старой римской бане в самом центре тосканской деревни».

Эрланд Юзефсон
Олег Янковский

Янковский в фильме показал своё самое уникальное свойство: он умел отрешенно и сосредоточенно молчать в кадре. Оно у него никогда не пауза, но почти всегда МОМЕНТ ИСТИНЫ. Артист вообще запоминается обычно в динамике — комической или трагической. Янковский запомнился в статике, что соответствовало вдумчивому и неспешному вглядыванию в жизнь, характерному для фильмов Тарковского.

Олег Янковский в роли писателя Горчакова — главного героя фильма.
Эту роль должен был сыграть любимый актёр Андрея Тарковского,
его друг Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в 1982 году. Сценарий писали под Олега Янковского.

Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили — без знания языка, без денег. Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаянии, и тут явился, наконец, Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».

Олег Янковский вспоминал о первой встрече с Тарковским в Риме: «Он не вошёл — ворвался, как обычно, нервный, быстрый, худой. Мы обнялись, долго молчали. В этой паузе было всё. И ушедший Толя, и страх моего несоответствия Андрею, несмотря на переделку сценария, и незнание, чего он от меня ждёт. И радость встречи. Но главное — ощущение силы в этом невысоком поджаром человеке. «Как сценарий?» — «Прекрасный». — «Вот, все русские сразу понимают».

<— МИСТЕРИИ АББАТСТВА САН-ГАЛГАНО…

1- «НОСТАЛЬГИЯ» ПО ТАРКОВСКОМУ: ПУТЬ К ИДЕЕ… —>

Оставить комментарий: