Петербургская Мистерия

Еще несколько минут — и «Петербургская мистерия» начнется…

Получится — не получится…
Нужно это людям — уже не нужно: они другие,
не такие, как мои слушатели былые…
Одни вопросы. Ответы потом…

27

Мистерия – Таинство, от поверхностного взгляда сокрытое…
Мистерия – посвящение в сокровенное знание Сути…
Мистерия – действо, что позволяет Вечность оживить
и в ней хранящиеся события пережить,
как лично с вами случившееся, а тем самым превратить в то,
что определяет строй души и силу духа…

28

Такова же и «Петербургская мистерия» и все потому что…
Петербург – фантастический город и делает его таким явленность Тайны, поднятой из временных глубин
и архитектурными ансамблями на островах застывшей.

29

Петербург родился в эпоху Просвещения,
значит Архитектурный спектакль на Неве должен
строиться по законам Классической трагедии:
Пролог — Три акта каждый длиною в один век — Эпилог.
Так оно и есть…

30

«Повесть временных лет» сообщает: «Волхов впадает в озеро Великое Нево, и устье того озера входит в море Варяжское».
«Повесть» написана в 9 веке Новой эры, событие состоялось 2 тысячи лет до начала эры этой, а люди все вспоминают и вспоминают… о Всемирном потопе… Он начался там, где поныне на острове, вытянутом по направлению движения вод, стоит древнерусская крепость «Орешек»…

31

«Море Варяжское» (Балтийское) не приняло «устья Великого озера Нево» (Ладоги), встало встречной стеной, заставив воды идти против собственного течения. Это верчение кругов и есть подлинная природа Невы, что искала свое русло 2 тысячи лет. Нашла: стала рекой в 74 км длиной, шириной до 1 км с четвертью, в дельте обтекающей 101 остров. Не намывной — материковый.

Библейскую параллель не пропустите…
В Православии счет времени положило Рождество Христово,
здесь — Рождение Невы: Великой реки времени…

32

Нева старается выдать себя за шелковоструйную голубицу — красавицу. Природа берет свое, и Река превращается в Пучину, Хаос, Бездну. Нельзя над Бездной Город возводить: смоет все — вернет к Первоначалу!

Не пропустите еще одной Библейской параллели…
Богочеловек пришел в Мир, чтобы принести себя в жертву — искупить грехи людские. Город родился, чтобы быть или не быть, постоянно находясь на грани жертвоприношения…

33

Первый век Петербургского бытия был Золотым, потому что занят он был воплощением Идеи Всеобщего счастья. В ритме смены поколений, каждому из которых отпущено 20 лет деятельного времени, пять типов Всеобщего счастья было опробовано…

Петровские ворота, ведущие в Петропавловскую фортецию, что никогда не стреляла по врагу, сразу же тюрьмой стала...
Петровские ворота, ведущие в Петропавловскую фортецию,
что никогда не стреляла по врагу, сразу же тюрьмой стала…

Социальные проблемы при царях решились просто — по-русски… При Петре Первом к Великой цели шли (в Петербург — «на каторгу») единым строем — без «пряников», ведомые кнутом и дыбой. Монарх определил минимум материальных благ, необходимых для «блаженства и славы» России, введя понятие «образцовые дома» — то бишь типовые: для «знатных, зажиточных, подлых»… Несмотря на старания самого Великого Петра, мздоимство победило!

35

Не надо думать, что царь Петр был искренен, называя себя «работником на троне». Судя по панегирикам, он не протестовал против обожествления собственной персоны. В барельефах Летнего дворца царя Петра представлены главные герои его царственной жизни: Нептун и Амфитрита, Зевс и Афина. Славословие подобное — свидетельство из временных глубин идущего мировосприятия, согласно которому Провидением избранный человек — что Бог, ему все Божественное доступно… Сам Бог без Бога? А-а-а…

36

При царе Петре для подтверждения того, что Он — как Бог, было достаточно декоративных прокламаций на стене. «Дщерь Петрова» получила своему избранничеству архитектурные подтверждения. «Золотое царство» в золотых дворцах возвел для нее архитектор-мистификатор Растрелли. В царстве этом поклонение Божеству превращено в ритуальный процесс, имеющий глубинные истоки в древнейших цивилизациях.

Встаньте на ось Растреллиевой галереи, сжатой мощными пилонами в обводе колонн. Пройдите через арочное сужение — духа напряжение. Взойдите на трехчастную площадку беломраморной лестницы, над которой мощные колонны держат небесный свод. Обратите лицо свое по направлению к верхней площадке, где вас ждет Божество и… Падайте, падайте скорее на колени. «Ради Славы Всероссийской» творил Растрелли. Новое время — новые умозрения. Чувства — те же…

Большой Петергофский дворец. Павильон под орлом.
Большой Петергофский дворец. Павильон под орлом.

Главки Павильона под орлом рассказывают, как Растрелли останавливает течение Времени и в Петергоф входит Вечность, чтобы сообщить прекрасную весть: «Золотое царство» в золотых дворцах будет вечным, потому что лучше его нельзя вообразить ничего. Ничего.

Кто станет возражать?! Я не смею, хотя и знаю — через 20 лет деятельное время одного поколения истекает….

Царское село. Камеронова галерея или "Минервы росской храм".
Царское село. Камеронова галерея или «Минервы росской храм».

Екатерине II Великой архитектура Растрелли стала казаться «варварской безвкусицей». Ей новая императрица противопоставила произведения своих архитекторов — Ринальди, Камерона, Кваренги, подготовленных Римом к службе в России…

Воплощение Классицистических идеалов в Екатерининский «Золотой век» подарило России «Мир благородной простоты и спокойного величия», что преобразил россиян, превратив лучших из них в граждан мира.

Гатчинский парк - творение Северной природы и итальянца по происхождению архитектора Антонио Ринальди...
Гатчинский парк — творение Северной природы
и итальянца по происхождению архитектора Антонио Ринальди…

Под Петербургом есть шедевр живописного паркостроения, связываемый с именем Павла Петровича, хотя получил он его в подарок от матери после смерти первого владельца Гатчины графа Григория Орлова. В Гатчинском парке Павел мстил Орлову за унижение и в лесах над озерами расстреливал тишину…

Своей красотой Парк обязан Северной природе и архитектору из Италии – Антонио Ринальди, умевшему останавливать течение Времени, позволяя Парку рассказывать о Вечном…

Планиметрия Гатчинского парка – чистейшее воплощение закона «Золотого сечения», используя который, сам Бог творил Мир. Такой Парк нельзя утратить… Как нельзя забыть о Божественном вдохновении, воплощенном в Красоте бытия…

Михайловский замок. Архитекторы: В. И. Баженов (автор проекта), В. Бренна (главный строитель).
Михайловский замок. Архитекторы: В. И. Баженов (автор проекта),
В. Бренна (главный строитель).

Екатерина пробыла на троне вместо положенных 20 лет — 34 года. В 1796 году она преставилась. На трон взошел не внук — сын нелюбимый Павел Петрович. Что он должен был сделать, чтобы жизнь в России стала прекрасной? Подарить новым россиянам Свободу — «естественное следствие просвещения», скажет позднее Александр Сергеевич Пушкин.

Павлово правление всех удивило, напугало и, к сожалению, все дальнейшее определило. Он узурпировал Власть, определяя все — до мельчайших сторон быта. «Я-я-я всему голова», — закружил клич Единовластия над Россией…

Что осталось от Павлова правления? Обращенная к Павлу «Проповедь в камне» Василия Ивановича Баженова, возведенная Винченце Бренна, и только?..

41

Остался в память о пребывании на Земле «бедного Павла» его именем называемый Парк, что создан был не Всевластием-Всеподчинением, а упованиями Камерона, Гонзаго, Бренны на Божественную красоту, присущую естественной природе…

Храм Дружбы Павел I посвятил своей матери Екатерине II.
Зачем, ведь о дружбе на самом деле не могло идти и речи? Чтобы за охранным кругом колонн спрятаться от страшных мыслей – эринний, что сердце рвут на части… О, «бедный Павел» — сердце свое твердит, все безумцу прощая…

42

Содержание Второго акта, или Второго века Петербургского бытия — XIX по общему счету — надвое разделилось. Первая половина его определилась правлением двух «Павловичей» — Александра I и Николая I. Вторая половина была расплатой за деяния предшествующих властителей. Французская трагедия, что в Версале началась, себя повторила, но по-русски — с большим размахом и шлейфом, что по сю пору шевелится, не изжитыми страстями играет…

Главное Адмиралтейство. Арх. А, Д. Захаров
Главное Адмиралтейство. Арх. А, Д. Захаров

Таким обнадеживающим было «дней Александровых прекрасное начало»! Петербург выразил свои упования на Лучшее в двух ансамблях: Главного Адмиралтейства и Стрелки Васильевского острова.

Золотой кораблик парит над дельтой Невы на высоте в 72 метра. 406 метровый главный фасад уравновешен по вертикали и горизонтали с непостижимой простотой. В теле Надвратной башни (под Коробовским шпилем) установлена памятная доска: «Здесь центр Санкт-Петербурга». От Точки-Центра уходят в городскую плоть три проспекта-луча, Света полные… Слава создателям Петербурга! Слава.

44

Лишь через 100 лет усилиями архитекторов Тома де Томона и Адриана Захарова Василеостровская стрелка обрела красоту небывалую. Она превратилась в корабль, течению Невы противостоящий, а на высоком подиуме внутри корабля встал периптеральный храм — многоколонный. Будто истоки эллинских представлений о Красоте ожили и воспроизвели себя в чем-то самом главном здесь — в Северной столице России.

И… Свершилось невозможное, небывалое:
в Петербурге идеал Классической красоты воплотился! Идеальное — не реальное? Это где-то там — не у нас,
а в Петербурге искони «Небываемое бывает»…

И, однако, не воплощение Идеала Классической красоты было в произошедшем самым-самым главным, а преображение Пустыни-Пустоты… Раньше Пустыня-Пустота жаждала все вернуть к Первоначалу, когда не было ничего, кроме нее и Вечности.Теперь — в таком-то дивном архитектурном обрамлении — Пустыня-Пустота в центре Петербурга получила Великую очистительную силу. Она стала защитницей горожан и Города, поднявшегося над водами Невской дельты…

Пантеон речных Богов на Стрелке Васильевского острова
Пантеон речных Богов на Стрелке Васильевского острова
Речные боги уселись у подиумов Ростральных колонн. Их собрание своим присутствием возвеличил Нептун на аттике храмовидной биржы. И это было сделано правильно: Город заручился поддержкой Великих русских рек: Волхова, Днепра, Волги, Невы и Нептуна с державным жестом…
Главный штаб на Дворцовой площади. Архитектор Карл Росси
Главный штаб на Дворцовой площади. Архитектор Карл Росси

В послевоенную половину своего правления Александр I Благословенный стал служить в организованном им Священном союзе «караульным часовым чужих престолов против народов». О России он тоже позаботился… «Кроткий ангел во плоти» сил не жалел, чтобы подвластную ему державу превратить в систему «военных поселений».

Петербург приводил в должный порядок великий Карл Росси…
На Дворцовой площади был им возведен Главный штаб немыслимых художественных достоинств. В центре — чудо Арка… Рассказывающая о том, на какие высоты духа поднялись россияне в Отечественную войну 1812 года?! Пожалуй, нет: римские легионеры влекут «Колесницу Славы»через все пространства-времена, все покоряя — все России подчиняя. Стиль Ампир, что грядет, сам определяет художественные темы.

Арка Главного штаба. Архитектор Карл Росси
Арка Главного штаба. Архитектор Карл Росси

Арка Главного штаба демонстрирует, и делает это с блеском, как можно расправиться с толпою. Сжать своей массой, развернуть куда ей угодно и предложить восхитительный вид, что иллюстрацию к Великой цели. Если к подобной цели идти, все утраты — пена морская: тающая, исчезающая…

И здесь архитектура, обычно считаемая «немым свидетелем былого», продолжает «говорить». Более того, архитектура позволяет услышать ответ на вопрос, почему история России столь трагична…

48

Александр Сергеевич Пушкин увидел в Городе, обретающем не сравнимое ни с чем Совершенство, «багряницу» (царственное облачение), которым «прикрыто зло». Пушкин не любил произведений Росси, хотя именно они позволили Городу говорить «пушкинской строфою».

49

В восприятии Города Пушкиным было много тонкого и точного ощущения скрытых смыслов. Петербург его поры, действительно, переставал быть городом для горожан, он превращался в «Северную Пальмиру», что когда-то была возведена римлянами в песках Аравийской пустыни. Там — пески. Здесь — снега. Там и здесь — арки, аркады, колонны, колоннады, образующие залы, галереи под открытым небом. Залы, в которых следует маршировать, на конях гарцевать, отправляясь Мир покорять и возвращаясь с победой.

А где горожанин? Он — «маленький человек»,
что плачет, подавленный всей этой имперской мощью…

Исаакиевский собор и орел на памятнике Николаю I, что установлен по смерти императора на Исаакиевской площади
Исаакиевский собор и орел на памятнике Николаю I,
что установлен по смерти императора на Исаакиевской площади

Исаакиевский собор в «Петербургской Сахаре» – «Египетский колосс», утверждающий главную имперскую идею: так было, так есть, так будет всегда — ничто не изменится никогда, потому что таково Мира устройство. Вслушайтесь: Собор-колосс поет аллилуйю. Кому? Не нам. Конечно же им — земным царям…

Жизнь россиян во втором веке существования Послепетровской России стала трагедией, холодным блеском славы расцвеченной. Почему? Может быть, именно потому что пришлось россиянам, отстояв независимость своего Отечества, пережить Время прозрений и обманутых надежд? Прозрения россиян догнали, когда они по бульварам покоренного Парижа гуляли. Французы не относятся к своим королям, как к избранникам Божественного провидения, — грянула весть, как гром с неба…

"Медный всадник" - памятник Петру Первому, поставленный Екатериной II на Сенатской площади, что ныне зовется площадью Декабристов
«Медный всадник» — памятник Петру Первому, поставленный Екатериной II на Сенатской площади, что ныне зовется площадью Декабристов

Попали россияне, Петром Великим ведомые, в апокалиптический круг, из которого нет выхода, ибо в создавшейся ситуации не разобраться в отношениях целей и средств. В том — 1825 году — выступили россияне сами против себя. Сами себя на Голгофе распяли… Но, распяли же!!!

А земные цари… Павел I своими приближенными удавлен с попустительства собственного сына. Александр I не то в старцы ушел, не то расправился с ним несчастный случай. Николай I, отправив лучших из новых россиян в Сибирь, на каторгу, стал «искупительной жертвой» падения Севастополя, а может быть утраты веры в самого себя…

Не мы им судьи. Прости всех, Господи:
и тех, кто вел к обманным целям, и тех, кто был ведомым.

52

Время правления Александра II Освободителя, Александра III Миротворца, Николая II в своих высокодержавных целях не состоялось — в Вечность утекло, преломить ситуацию, возникшую в России, не позволив.

Раньше Всадники-цари преследовали одиночек, посмевших возроптать или только помыслить о неподчинении. Теперь одиночки-террористы охотились за власть имущими. Даже лучшего из Российских царей — запоздавшего Освободителя — они преследовали, как зайца в поле, и… убили.

Сына его — Царя Миротворца Александра III — чаще звали «гатчинским затворником», проведшим в этом затворничестве немалую часть своего 13-летнего правления, что могло быть славным.

Что случилось? Преследователи и жертвы -друг от друга неотрывны, а значит, и взаимозаменямы…

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на крови на народные деньги был возведен во имя народа, что должен быть спасен принесением в жертву царя, желавшего своему народу лишь хорошего…

Тема принесенного в жертву Земного царя и Небесного — Христа — в Петербурге утвердилась и среди тех, кто жаждал разрушения Старого мира, и среди тех, кто пытался противостоять разрушению. В тенетах Морока запутались все: и Город, и горожане, и властители, и простые жители…

54

История твердила свое — Бездна поднимется и все поглотит, ибо Хаос грядет. Противостояние этим силам — твердила история — безрезультативно: ни ответный террор, ни запоздавшие реформы уже России не помогут. Так оно и было…

Будто действовало Пророчество Бездны, что забытийствовало в Невской дельте до рождения Града. Будто засыпающий разум порождал чудовищ. Будто «бесовщина», что начала по России кругами ходить, все созидательное в ирреальность превращала.

Грядущее торжество Хаоса неотвратимо — утверждал сам Город, распадающийся в стилизациях, эклектике, играх подсознания невообразимого-неизъяснимого Модерна…
Почему титаны-созидатели не нашли в себе сил противостоять Грядущему Хаосу? Почему? Почему?! А может быть, и нашли, только в России действовали другие Законы — не Событийного, а Бытийного мира?..

Силуэты Исаакиевского собора с фигурой евангелиста Марка на переднем плане
Силуэты Исаакиевского собора с фигурой евангелиста Марка
на переднем плане

Почему титаны-созидатели не нашли в себе сил
противостоять Грядущему Хаосу? Почему? Почему?!
А может быть, и нашли, только в России действовали
другие Законы — не Событийного, а Бытийного мира?..

56

Третий акт, или Третий век Петербургского бытия — XX по общему счету — мифологическое сознание требует назвать «железным»: полным бедствий немыслимых. Нравственные ценности теряют четкость очертаний, размываются, оборачиваются. Люди делятся на тех, кто не может пойти против Света в собственной душе и восходит на Голгофу; и тех, кто, потеряв ориентиры, оказывается способным пасть в самые немыслимые низины человеческого духа. Страшный Морок ползет по Земле, сметая границы между любыми разделениями: странами, городами, семьями. Ослепшие не видят своей вины. Зрячие в толпе бессильны.

Сбываются пророчества Апокалипсиса…

57

Что в этом XX веке — «железном» — случилось?..

Человек остался один-одинешенек на Земле, обнаженный — утративший былую культуру, но с горящим духом. Он жаждет Новое слово сказать вопреки тому, что даже говорить разучился. Он скажет?

Если глубинная память,сохранившись, возродится…

58

Зимние видения на Неве о своем — произошедшем с Городом и горожанами — напоминают…

Апокалипсис послереволюционных лет должен был обратиться Катарсисом — очищением души Прекрасного града. Катарсис не могла не подарить городу и горожанам светящаяся Пустыня-Пустота, наделенная силой Красоты очистительной.

Так оно и было… Снятие Блокады не позволило Петербургу остаться городом мертвых. Более того — Блокада освятила Город, Россию и Мир. Теперь дело за теми, кто пришел на смену выстоявшим в Блокаду…

59

Сегодня мы зависли на мосту над водами Невы — Великой реки Времени. С одной стороны — наше Прошлое, трехвековое с Бесконечностью… С другой стороны — наше Будущее, что грозит быть утраченным в величии своем. Посередине — мы: те которым предстоит в очередной раз довериться Времени и сделать шаг, ведущий в неизвестность.

Мы преодолеем все бедствия?
Если окажемся достойны Прекрасного града на Неве,
пережившего собственную смерть…

Показ "Петербургской мистерии": голос-музыка-зрительный ряд...
Показ «Петербургской мистерии»: голос-музыка-зрительный ряд…
Показ "Петербургской мистерии": голос-музыка-зрительный ряд...
Показ «Петербургской мистерии»: голос-музыка-зрительный ряд…
Показ "Петербургской мистерии": голос-музыка-зрительный ряд...
Показ «Петербургской мистерии»: голос-музыка-зрительный ряд…
Спасибо Ире Флеровой за фотографии...
Спасибо Ире Флеровой за фотографии…
Спасибо Ире Флеровой за фотографии...
Спасибо Ире Флеровой за фотографии…
Спасибо Ире Флеровой за фотографии...
Спасибо Ире Флеровой за фотографии…

66

Все. Спектакль закончился. Если бы только знали вы,
как я устала, потому что всегда вместе с Городом прихожу
из Небытия, в Небытие ухожу и вновь возрождаюсь…