Страсти по-итальянски — заметки на будущее для других

Манарола — небольшой рыбацкий городок в Лигурии, Северная Италия.

Честно признаюсь: я здесь не была и вряд ли буду.
Но такая красота — поразительная.
Бушует море. Разбивает скалы.
Происходящим любуется городок из цветных домиков.
Итальянцы, вы непостижимы…

Это один из пяти крошечных итальянских городов итальянской Ривьеры — Cinque Terre. На западной стороне этого древнего городка расположена удивительно красивая гавань, обрамленная живописными зданиями.

Манарола — небольшой рыбацкий городок в Лигурии, Северная Италия.

Несмотря на то, что здесь нет пляжа, это хорошее место для подводного плавания, исследования пещер и скальных расщелин. Для спуска к воде построена специальная лестница…

Манарола — небольшой рыбацкий городок в Лигурии, Северная Италия.

Великолепную картину формируют живописные разноцветные дома, построенные прямо на склонах скалы над ущельем. Чем-то напоминает всё это красочные необычные строения знаменитого австрийского архитектора и живописца Фриденсрайха Хундертвассера — создателя оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле, что по своей причудливости иногда выглядит «детским».

А русский дух здесь ощущается? В таком-то ХАОСЕ,
ГДЕ НЕПОНЯТНО, КТО КОМУ БРОСАЕТ ВЫЗОВ —
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДЕ ИЛИ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКУ?!
По-моему, русский дух в такой экспрессии может…
лишь устать. Molto belle — во всяком случае, для меня.

Манарола — небольшой рыбацкий городок в Лигурии, Северная Италия.

Солнце садится. Все страсти замирают.
Наступает моё время — слияние с ПОКОЕМ.
Не вечным, хотя бы отпущенным на час…

Интересно, сколько времени я могла бы в таком городке пробыть (не говорю прожить)? Был некий опыт… Мы путешествовали по Крыму — один закат ярче другого; море то гневливо, то ластится; скалы… заберешься вверх — вниз не спустишься. Куда лучше?! Я сказала: всё — едем к берёзам в среднерусскую полосу. И уехали, забрав с собой чёрного котёнка с янтарными глазами, что светились ночью.

Поля цветущих маков в Базиликате —
смежном с Апулией районе Южной Италии.

Я не видела в Апулии полей цветущих маков,
среди которых поднимаются купола труллей.
Маки цветут без меня, когда я здесь — на Севере —
от итальянских красот отдыхаю…

Если серьёзно, есть тому своя причина…

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Мы были в Южной Италии (и Северной тоже) в феврале, когда погода ветреная и переменчивая. В Альберобелло, например, на наших глазах выпал снег и растаял, не дав нам возможности порадоваться зиме.

Хочу рассказать об одной мистификации… Мы ехали из Рима в Лечче уже затемно. Шоссе многополосное было столь гладким, что мы начали волноваться, как бы наши водители не уснули. Они привычно выдержали трудности, нас сморило…

Когда я вдруг открыла глаза, то увидела, что над горизонтом висит большое облако, полное звёзд. Такого не может быть! Через какое-то время появилось ещё одно облако, и тоже полное звёзд.

Мне — петербурженке с двухмерной болотистой плоскости —
было не догадаться, что это скалы, по которым
поднимаются вверх южно-итальянские города.

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Хотите увидеть такое воочию? Смотрите…
Пред вами очередное чудо — Сасси ди Матера.

Сасси, пишут путеводители и туристы, — разветвленный мир известняковых скал, образующих ущелье маленькой речки Гравина. В скалах вырезаны сотни жилых помещений и десятки церквей, относящихся к разным периодам истории человечества.

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Самые смелые предположения ученых приписывают некоторым из этих подземных жилищ возраст 9000 лет, а существование здесь пещерных поселений 2–3 тысячи лет назад никто не подвергает сомнению. Над пещерным городом со временем вырос наземный, но такой же каменный: иные улицы проходят по «крышам» домов-подземелий.

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Дома древнего человека — не самое уютное место для проживания, а потому до недавнего времени пещеры Сасси населяли обычные, и притом беднейшие, итальянцы. Сейчас большинство из них перебралось в новую Матеру, а в Сасси обитают по преимуществу туристы.

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Благодаря фантастическому проекту Le Grotte della Civita в пещерном городе можно провести не только день, но и ночь, а то и недельку. В не связанных между собой домах-пещерах Сасси устроено восемнадцать номеров со всем необходимым, а общественная зона уникального отеля расположена в средневековой церкви.

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Число церквей в этом, в сущности, крошечном городке приближается к двумстам. Как пещерные, так и наземные церкви Сасси интересны не только своей архитектурой, но и фресками, многие из которых относятся к XI–XII векам.

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Хочу сообщить, если вам то неизвестно: в Матере снимался фильм «Евангелие от Матфея», причём многие роли в нём сыграли местные жители. Режиссёр фильма — Пьер Паоло Пазолини.

Википедия сообщает: фильм описывает жизнь Иисуса с марксистско-католической (!!!) точки зрения. Это одна из самых критикуемых и одновременно одна из самых известных исторических кинокартин. Отвечая на вопрос о соответствии экранизации тексту Библии, Пазолини заявлял, что «изображения никогда не смогут достичь поэтических высот текста».

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Для экранизации Пазолини выбрал Евангелие от Матфея, потому что, по его мнению, Евангелие от Иоанна «слишком мистическое», от Марка — «слишком вульгарное», от Луки — «слишком сентиментальное».

В отличие от многих фильмов на библейские темы, в «Евангелии от Матфея» сделан упор на реалистичность. Его герои живут в Матере, очень сходной с местами, где происходили библейские события. Пазолини ездил на Святую землю, но нашёл её непригодной для съёмок и чрезмерно «коммерциализированной», а здесь сердца всех жителей городка тут же вспыхнули библейскими страстями.

Музыки в фильме очень много, и самой разной. Есть и русская. В сценах, где Иисус набирает своих ближайших сподвижников — будущих апостолов — звучит изумительнейшая русская народная песня «Ой ты, степь широкая».

Подходит ли песня к пейзажу итальянской Базиликаты, выдаваемой за Древнюю Иудею? Посмотрите фильм, сами во всём убедитесь, особенно в том, что скальная Матера будто специально создана для воплощения самых разных страстей…

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

В Матере Мел Гибсон снимал «Страсти Христовы» (англ. The Passion of the Christ) — историческую драму, повествующую о событиях, непосредственно предшествующих распятию Иисуса Христа.

Здесь, в Матере, Христа жестоко избивают и надевают терновый венец. Толпа требует распятия. Иисус идет по Пути Скорби к Голгофе — месту казни. Девушка Вероника умывает Его лицо. Иисус не может больше нести крест. Тогда офицер берет из толпы крестьянина Симона, который случайно оказался рядом, и они с Иисусом несут крест вместе. Дойдя до места, солдаты прибивают руки и ноги Христа к кресту и поднимают Его вместе с двумя другими казнимыми. Иисус молится за них. К одному из разбойников подлетает ворон и выклевывает глаз. Когда Иисус умирает, капля воды падает на землю, и начинается дождь. Землетрясение рушит здания. Дьявол кричит в аду.

Фильм Гибсона, утверждают критики, повествует о мучениях и мучителях, а не о Мессии и Его Миссии, то есть страсти Христовы перевешивают самого Христа. Фильм вызывает у некоторых зрителей чувство сострадания к физическим мучениям Спасителя…

Матера — небольшой городок в итальянской Базиликате,
известный своей древней частью — Сасси ди Матера.

Еще одно упустила… Андрей Тарковский ничего и никогда в Матере не снимал и не мог снимать. И вы знаете почему: по-настоящему страдать и сострадать может лишь Россия. Италия может лишь «проявлять жалость». Герой «Соляриса» Крис Кельвин говорит: «Проявляя жалость, мы опустошаемся». И продолжает: «Сострадание придаёт всей нашей жизни мрачный и подозрительный вид».

Да, у Матеры свои страсти — итальянские…

<— АЛЬБЕРОБЕЛЛО — «ХАОС, ПОЛНЫЙ ЖИЗНИ»…

И «НОСТАЛЬГИИ» НЕТ БЕЗ РИМА… —>

Leave a Reply