Честно признаюсь: я здесь не была и вряд ли буду.
Но такая красота — поразительная.
Бушует море. Разбивает скалы.
Происходящим любуется городок из цветных домиков.
Итальянцы, вы непостижимы…
Это один из пяти крошечных итальянских городов итальянской Ривьеры — Cinque Terre. На западной стороне этого древнего городка расположена удивительно красивая гавань, обрамленная живописными зданиями.
Несмотря на то, что здесь нет пляжа, это хорошее место для подводного плавания, исследования пещер и скальных расщелин. Для спуска к воде построена специальная лестница…
Великолепную картину формируют живописные разноцветные дома, построенные прямо на склонах скалы над ущельем. Чем-то напоминает всё это красочные необычные строения знаменитого австрийского архитектора и живописца Фриденсрайха Хундертвассера — создателя оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле, что по своей причудливости иногда выглядит «детским».
А русский дух здесь ощущается? В таком-то ХАОСЕ,
ГДЕ НЕПОНЯТНО, КТО КОМУ БРОСАЕТ ВЫЗОВ —
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДЕ ИЛИ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКУ?!
По-моему, русский дух в такой экспрессии может…
лишь устать. Molto belle — во всяком случае, для меня.
Солнце садится. Все страсти замирают.
Наступает моё время — слияние с ПОКОЕМ.
Не вечным, хотя бы отпущенным на час…
Интересно, сколько времени я могла бы в таком городке пробыть (не говорю прожить)? Был некий опыт… Мы путешествовали по Крыму — один закат ярче другого; море то гневливо, то ластится; скалы… заберешься вверх — вниз не спустишься. Куда лучше?! Я сказала: всё — едем к берёзам в среднерусскую полосу. И уехали, забрав с собой чёрного котёнка с янтарными глазами, что светились ночью.
Я не видела в Апулии полей цветущих маков,
среди которых поднимаются купола труллей.
Маки цветут без меня, когда я здесь — на Севере —
от итальянских красот отдыхаю…
Если серьёзно, есть тому своя причина…
Мы были в Южной Италии (и Северной тоже) в феврале, когда погода ветреная и переменчивая. В Альберобелло, например, на наших глазах выпал снег и растаял, не дав нам возможности порадоваться зиме.
Хочу рассказать об одной мистификации… Мы ехали из Рима в Лечче уже затемно. Шоссе многополосное было столь гладким, что мы начали волноваться, как бы наши водители не уснули. Они привычно выдержали трудности, нас сморило…
Когда я вдруг открыла глаза, то увидела, что над горизонтом висит большое облако, полное звёзд. Такого не может быть! Через какое-то время появилось ещё одно облако, и тоже полное звёзд.
Мне — петербурженке с двухмерной болотистой плоскости —
было не догадаться, что это скалы, по которым
поднимаются вверх южно-итальянские города.
Хотите увидеть такое воочию? Смотрите…
Пред вами очередное чудо — Сасси ди Матера.
Сасси, пишут путеводители и туристы, — разветвленный мир известняковых скал, образующих ущелье маленькой речки Гравина. В скалах вырезаны сотни жилых помещений и десятки церквей, относящихся к разным периодам истории человечества.
Самые смелые предположения ученых приписывают некоторым из этих подземных жилищ возраст 9000 лет, а существование здесь пещерных поселений 2–3 тысячи лет назад никто не подвергает сомнению. Над пещерным городом со временем вырос наземный, но такой же каменный: иные улицы проходят по «крышам» домов-подземелий.
Дома древнего человека — не самое уютное место для проживания, а потому до недавнего времени пещеры Сасси населяли обычные, и притом беднейшие, итальянцы. Сейчас большинство из них перебралось в новую Матеру, а в Сасси обитают по преимуществу туристы.
Благодаря фантастическому проекту Le Grotte della Civita в пещерном городе можно провести не только день, но и ночь, а то и недельку. В не связанных между собой домах-пещерах Сасси устроено восемнадцать номеров со всем необходимым, а общественная зона уникального отеля расположена в средневековой церкви.
Число церквей в этом, в сущности, крошечном городке приближается к двумстам. Как пещерные, так и наземные церкви Сасси интересны не только своей архитектурой, но и фресками, многие из которых относятся к XI–XII векам.
Хочу сообщить, если вам то неизвестно: в Матере снимался фильм «Евангелие от Матфея», причём многие роли в нём сыграли местные жители. Режиссёр фильма — Пьер Паоло Пазолини.
Википедия сообщает: фильм описывает жизнь Иисуса с марксистско-католической (!!!) точки зрения. Это одна из самых критикуемых и одновременно одна из самых известных исторических кинокартин. Отвечая на вопрос о соответствии экранизации тексту Библии, Пазолини заявлял, что «изображения никогда не смогут достичь поэтических высот текста».
Для экранизации Пазолини выбрал Евангелие от Матфея, потому что, по его мнению, Евангелие от Иоанна «слишком мистическое», от Марка — «слишком вульгарное», от Луки — «слишком сентиментальное».
В отличие от многих фильмов на библейские темы, в «Евангелии от Матфея» сделан упор на реалистичность. Его герои живут в Матере, очень сходной с местами, где происходили библейские события. Пазолини ездил на Святую землю, но нашёл её непригодной для съёмок и чрезмерно «коммерциализированной», а здесь сердца всех жителей городка тут же вспыхнули библейскими страстями.
Музыки в фильме очень много, и самой разной. Есть и русская. В сценах, где Иисус набирает своих ближайших сподвижников — будущих апостолов — звучит изумительнейшая русская народная песня «Ой ты, степь широкая».
Подходит ли песня к пейзажу итальянской Базиликаты, выдаваемой за Древнюю Иудею? Посмотрите фильм, сами во всём убедитесь, особенно в том, что скальная Матера будто специально создана для воплощения самых разных страстей…
В Матере Мел Гибсон снимал «Страсти Христовы» (англ. The Passion of the Christ) — историческую драму, повествующую о событиях, непосредственно предшествующих распятию Иисуса Христа.
Здесь, в Матере, Христа жестоко избивают и надевают терновый венец. Толпа требует распятия. Иисус идет по Пути Скорби к Голгофе — месту казни. Девушка Вероника умывает Его лицо. Иисус не может больше нести крест. Тогда офицер берет из толпы крестьянина Симона, который случайно оказался рядом, и они с Иисусом несут крест вместе. Дойдя до места, солдаты прибивают руки и ноги Христа к кресту и поднимают Его вместе с двумя другими казнимыми. Иисус молится за них. К одному из разбойников подлетает ворон и выклевывает глаз. Когда Иисус умирает, капля воды падает на землю, и начинается дождь. Землетрясение рушит здания. Дьявол кричит в аду.
Фильм Гибсона, утверждают критики, повествует о мучениях и мучителях, а не о Мессии и Его Миссии, то есть страсти Христовы перевешивают самого Христа. Фильм вызывает у некоторых зрителей чувство сострадания к физическим мучениям Спасителя…
Еще одно упустила… Андрей Тарковский ничего и никогда в Матере не снимал и не мог снимать. И вы знаете почему: по-настоящему страдать и сострадать может лишь Россия. Италия может лишь «проявлять жалость». Герой «Соляриса» Крис Кельвин говорит: «Проявляя жалость, мы опустошаемся». И продолжает: «Сострадание придаёт всей нашей жизни мрачный и подозрительный вид».
Да, у Матеры свои страсти — итальянские…