Пребывая в Лечче, наша делегация не сидела на месте: изучала окрестности Апулии. Городок с очень красиво звучащим именем — Альберобелло — нам обещали показать непременно. И показали.
Просматривая фильм «Время путешествия», я узнала, что Андрею Тарковскому пейзаж с домиками, называемыми «трулли», «пространственно напоминал Россию». Всё перевернула в своей памяти — ничего общего не нашла. Может быть, чего-то главного не увидела, упустила, не заметила?
Интернет всё на свои места поставить помог. По сведениям исследователей, на сегодня район Апулии насчитывает 20 тысяч труллей, раскиданных по полям. И домики эти — типичное для Южной Италии крестьянское жильё из блоков известняка, собранных с окружающих полей. Блоки грубо обрабатывались и из них методом сухой кладки (без раствора) возводились стены жилищ и купола.
Камень из земли вынимался и превращался в жильё.
Земля от камня освобождалась и становилась пашней.
Кто возражал? Никто…
Увлеклась и упустила правду: история Южной Италии неотделима от испанского владычества. Испанцы вмешивались во всё, запрещая жить свободно — по собственному разумению и своей воле.
В период испанского господства закон запрещал феодалам без королевского одобрения возводить на своей земле капитальные строения. За непослушание взимался немалый налог. С крестьянами королевское чиновничество могло расправиться суровее: заставить расплатиться жизнью.
Землепашцы подчинились? Нет: они придумали трулли…
Трулли, по сути своей, представляют собой
сборно-разборное жилье из камня!!!
Перед визитом королевской «чиновничьей рати» такой дом легко было разобрать. Для этого с помощью трех лошадей, направленных в разные стороны, извлекали камень в основании крыши, на котором держался весь дом (тот самый краеугольный камень!), и взору «налоговых инспекторов» открывалась долина с грудами камней. Когда «рать» отбывала, землепашцы (по-древнерусски — «ратаи») быстро собирали порушенный дом, благо связующего раствора не требовалось, всё решало мастерство.
Равнинный пейзаж, слегка волнистый, с лесом вдали
и маленькими, такими рачительными, домиками
мог напомнить русские поля, леса и перелески…
Мог. Мы просто не увидели в экзотике своего…
Альберобелло (итал. Alberobello) — коммуна в провинции Бари итальянского региона Апулия. Коммуна знаменита уникальными сооружениями — трулли, включёнными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.
Население составляет 11 тысяч человек (на 2004 год).
Покровителями города считаются святые Косма и Дамиан.
Праздник города ежегодно отмечается 27 сентября.
Впервые это место упоминается в XI веке. В дарственной Роберта Дечерано епископу Монополи оно названо «лесом красивых деревьев» (Sylva aut nemur arboris belli).
Название города произошло от росшего здесь когда-то дубового леса — Arboris Belli (красивые деревья), а слово «трулло» — от греческого «купол».
Есть сведения, когда и как возникла столица труллей.
Заслуга превращения домиков землепашцев в городское жилище приписывается графу Аквавиве. В 1481 году он распорядился поселить своих крестьян в Истрии в аналогичные домики, основав город Альберобеллу. Домики ему позволяли, при случае, расправиться со строптивцами: не хочешь подчиниться — жилище станет грудой камней.
Так это или нет, неизвестно, но иначе объяснить возникновение города труллей никто из итальянских исследователей не смог.
Нет-нет, думаю я, должен быть в объединении труллей
какой-то глубинный созидательный импульс.
Может быть, такой?..
Объединившись в одно целое, крестьяне-бедняки
получили возможность противостоять течению времени,
что разрушительно всегда и везде.
Сплотившись — прижавшись друг к другу, встав стеной,
они смогли поддерживать и воссоздавать жилище отцов
или традиционный для этих мест ДОМ.
Очень хочу привести именно здесь стихотворение Тонино Гуэрры, написанное им для Андрея Тарковского перед расставанием после путешествия по Италии:
Я не знаю, что такое ДОМ.
Пальто? Зонт, чтобы укрыться от дождя?
Я наполнил его бутылками, лоскутками ткани,
занавесками, веерами…
Мне кажется, я не хочу из него выходить.
Так значит, это — клетка, и она закрывается за каждым,
кто в неё попадёт? Даже за такой птицей,
как ты — с заснеженными крыльями?
Но то, что мы говорили друг другу, —
слишком лёгкая материя:
она не может оставаться взаперти…
Не открывая двери в ДОМ, постоим перед порогом,
помолчим, благодаря за искренность,
так безрассудно утрачиваемую…
Я была внутри дома, познакомилась с хозяином. Поняв, что я — архитектор, начал мне показывать, какими достоинствами обладает трулло, что может непрерывно меняться согласно изменениям в семье. Только общая гостиная под куполом должна оставаться, как символ единства семьи.
По-итальянски я тогда что-то понимала, но это не было нужно, потому что всё было ясно — запечатлено в объёмно-пространственном решении дома.
ТРУЛЛО — СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ ДОМ ИЗ КАМНЯ,
ПРОТИВОСТОЯЩИЙ ТЕЧЕНИЮ ВРЕМЕНИ,
ТАК КАК СПОСОБЕН ИЗМЕНЯТЬСЯ — РАСТИ, ЖИТЬ.
Вглядываюсь в трулли и вспоминаю Каталонию — провинцию в Испании, подарившую миру архитектора Гауди. Его рождение началось с техники, изобретённой каталонскими мастерами. Возводя своды и купола, они пользовались специальной плиткой, выставляемой над нижним рядом кладки с определенным выносом.
Здесь модуля нет. Здесь живой камень и руки,
чувствующие закон концентрического кружения
и сужения, что должны привести к точке,
в которой будет установлен знак высокого мастерства.
Видите, знаки стоят в высшей точке купола,
возвеличивая мастерство как ту ценность,
которой обязана счастьем человеческая жизнь.
Стены домов в Альберобелло выбелены, каменные купола разрисованы (тоже мелом) религиозными, языческими, в общем — магическими символами. Их значение не установлено. Думаю, и не нужно пытаться устанавливать, потому что это — тайный знак, связывающий купол дома с куполом неба. Конкретный смысл здесь не уловим, как любая «тонкая материя».
На вопрос Тонино Гуэрры, какой ему запомнилась Южная Италия, Андрей Тарковский ответил: «Мне кажется, это страна, что не придумала или ещё не способна воспринимать глубинную перспективу, как будто она ещё не изобретена».
Городок Альберобелло — яркий тому пример:
в вязи его улочек так легко заплутать,
что мы — бестолковые петербуржцы — тут же и сделали…
Итальянцы нерегулярную планировку считают свидетельством древности. У них есть очень интересное определение: «Это было ещё до Данте». Замечательно! Данте для них всё: начало всех начал.
Тарковскому принадлежит очень глубокое определение:
ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ — ЭТО ХАОС, ПОЛНЫЙ ЖИЗНИ.
Какое горе, что исследователи (историки-фактологи) не мыслят высокими категориями, тогда бы они разглядели, что городу труллей нет цены. Или иначе…
Его цена непреходяща во времени как опыт создания
ГОРОДА, ПОЛНОГО ЖИЗНИ, ПОЛНОГО СИЛЫ
НЕИССЯКАЮЩЕЙ ВО ВРЕМЕНИ ВЕЛИКОЙ ТРАДИЦИИ.
Можно победить это преображение, уповая на ДОМ,
который создали люди, и ДОМ, создавший людей?
Или эти упования — наивность чистосердечия? Расскажи, Альберобелло.
Расскажет, но я уже не узнаю о том.
Интернет рассказывает: сейчас — через 30 лет после пребывания Тарковского и Гуэрры в Южной Италии (и несколько позже моего) — сельские трулли разрушаются — исчезают вместе с полями, когда-то зараставшими маками. Город Альберобелло грозит стать скопищем сувенирных лавок, среди которых его жители всё более выглядят чужаками.
Итальянские исследователи утверждают:
первый трулло был построен в 1635 году.
Точно известно, что в 1925 году вышел закон
о прекращении строительства таких домов.
Путеводители по Южной Италии
туристов соблазняют: спешите, посмотрите
уникальный и единственный город сказочных домов.
Путеводителям не скрыть от меня правду… Последний трулло был построен в 1925 году, после этого такие дома строить запретили. Почему, за что, кому помешали трулли? Полицейскому государству, которым стала Италия при Муссолини.
1921 год — год основания Фашистской партии и появления вооруженной фашистской милиции — «чёрнорубашечников», которые подавляли в зародыше всякое сопротивление режиму в городах и провинциях. После 1922 года Муссолини взял под личный контроль министерства внутренних дел, иностранных дел, колоний, корпораций, обороны и общественных работ. Были периоды, когда он возглавлял семь министерств одновременно, а также занимал должность премьер-министра страны.
Между 1925 и 1927 годом Муссолини постепенно ликвидировал практически все конституционные ограничения на свою власть, построив таким образом полицейское государство. Закон, принятый в канун Рождества 1925 года, изменил официальное название должности Муссолини с «председателя совета министров» на «главу правительства». Была упразднена местная автономия, а заодно с ней и всякое проявление свободы.
ТАК ТРУЛЛИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ПАМЯТНИК ТОМУ,
ЧЕМ ОНИ КОГДА-ТО БЫЛИ. СЕЙЧАС, ПОХОЖЕ,
ВСЕ ОБО ВСЁМ ПОЗАБЫЛИ: И О МУССОЛИНИ,
И О БЫЛОЙ СВОБОДЕ, ПОЗВОЛЯВШЕЙ СТРОИТЬ
СВОЙ ДОМ — СВОЙ МИР.