Повторяю в развернутом виде цитату из интервью Рерберга,
в котором он рассказывает о работе над «Зеркалом»:
«Качество фильма зависит от того, в какой эстетике подано, насколько дотошно, грамотно все это сделано, какой культурой обладает группа. И конечно же, единомыслие. Вот мы с Тарковским сказали: ЛЕОНАРДО — и всё стало ясно обоим.
Если вслушаться в мысль Леонардо: «КРАСОТА — ЭТО БОРЬБА СВЕТА С МРАКОМ», — и сделать ее ключевой, то станет ясно, что нужно претворять. И в самой истории, и в изображении».
Два раза рассматривается старинный фолиант с работами Леонардо да Винчи. Один раз это делает Игнат — сын Алексея. В другой раз — сам Алексей. «Скажу, что ты берешь чужие книги», — задирает брата Марина. Что значит «чужие»? Принадлежащие отцу? Нет, пожалуй, — принадлежащие деду по материнской линии, в хуторе которого живет семья.
Перед нами проходят четыре поколения: ДЕД, ОТЕЦ и МАТЬ, их дети — СЫН АЛЕКСЕЙ и ДОЧЬ МАРИНА, сын Алексея и Натальи ИГНАТ.
Самое малое четыре поколения погружены
в мир высокого искусства Возрождения,
прежде всего — Леонардо да Винчи…
Итак, произведения Леонардо —
ключ к эстетике фильма «Зеркало»
и прежде всего — к решению женских образов:
Матери и Натальи (в исполнении Тереховой)
и девочки, в которую был влюблен когда-то Алексей
(в исполнении Ольги Кизиловой).
Возникает правомерный вопрос: что это за эстетика, в которой, по мысли самого Леонардо, КРАСОТА представляет собой «БОРЬБУ СВЕТА С МРАКОМ»?
Альбомы листаются — двери в Прошлое открываются.
Где-то там — в глубинах человеческой культуры —
Время начинается и в каждый сегодняшний день идет.
Мир души каждого из четырех поколений определяется
в виде ПАМЯТИ о чем-то, чего не избыть.
Образ Леонардова Христа неисчерпаем по содержанию:
не стоит даже пытаться свести его к ряду определенных смыслов. Это — что разбить зеркало,
в котором отражался Мир души и духа…
Нередко приходится читать похожее на вышесказанное суждение: «Фильм Тарковского «Зеркало», можно сказать, неисчерпаем: как два зеркала, поставленные друг против друга, ведут в бесконечность».
Если так, «Леонардова эстетика» действенна
и при определении взаимоотношений фильма и зрителя…
Мария Вишнякова просила сына не обожествлять ее. Он этого не делал, но… существуют стихи Отца, полные поэтических преувеличений. Стихи были написаны в 1928 году (год свадьбы) и назывались «Музе»:
Что мне пропитанный полынью ветер.
Что мне песок, впитавший за день солнце.
Что в зеркале поющем голубая,
Двойная отраженная звезда.
НЕТ ИМЕНИ БЛАЖЕННЕЕ: МАРИЯ, —
Оно поет в волнах Архипелага,
Оно звенит, как парус напряженный
Семи рожденных небом островов.
Ты сном была и музыкою стала,
Стань именем и будь воспоминаньем
И смуглою девической ладонью
Коснись моих полуоткрытых глаз,
Чтоб я увидел золотое небо,
Чтобы в расширенных зрачках любимой,
Как в зеркалах, возникло отраженье
Двойной звезды, ведущей корабли.
и каждый в этом Прошлом свое узнает.
Из образов-мгновений складывается нечто,
что становится тем из множества,
кто страницы фолиантов листает —
мир человеческой души познает…
Когда я представляю, что разглядываю эту картину Леонардо глазами Алексея или Игната, мне всегда приходит в голову пренеприятнейшая мысль… Мать и Наталья в фильме никогда не держат своих детей на руках, а уж тем более не целуют их.
Сидение на коленях, объятия, поцелуи —
выражение родственных чувств или любовных.
Сказать, что Мать не любит своих детей,
никак нельзя, но она их никогда не ласкает.
Она сурово-сдержанна. Какое же это горе для всех,
будто на СВЕТ наползает ТЬМА…
Предстоящее маленькому Иисусу ужасно.
Но здесь-сейчас — в семейном кругу —
Он счастлив, и это чувство будет греть его
в жизни земной и там — на Небесах…
В фильме «Зеркало» Алеша и Игнат
бесконечно одиноки. «Леонардова эстетика» не действует?
К сожалению, действует, но от обратного…
Фолианты с работами Леонардо рассматриваются… Послушайте, в этих лицах главное — не красота, а выражение какой-то внутренней боли, что мучительна, непереносима…
Боль выражена в глазах, полных не пролившихся слез, в уголках сжатых губ, которым не улыбнуться, в напряженном повороте прекрасной головки…
И всем этим таинственные и задумчивые головки очень похожи на созданные Тереховой образы Матери и Натальи, исстрадавшейся от своей раздвоенности.
Вернее, в образах Матери и Натальи есть сходство
с Леонардовыми женским головками…
Исследователи говорят правду:
«В женских головках и портретах кисти Леонардо да Винчи чувствуется какое-то совершенно своеобразное таинственное выражение лица: разрез глаз, оригинальная линия бровей, полуулыбка, блуждающая на изогнутых губах, взгляд, загадочный или скрытый полуопущенными веками, отличает работы этого художника от произведений других мастеров».
Леонардо рисует и рисует прелестные головки, будто пытается передать, как в полной света внешней красоте прячется внутри что-то мучительное, раздирающее душу. Что прячется? Что-то темное?
Я бы очень не хотела, чтобы головка развернулась
и посмотрела бы мне в глаза.
Я боюсь ее взгляда, как Медузиного…
Опять и опять то же самое:
«КРАСОТА — ЭТО БОРЬБА СВЕТА С МРАКОМ».
Во всем, внешне прекрасном, есть что-то
ужасающее — какие-то внутренние темные глубины.
Вы это тоже видите?
Когда я вижу первый кадр фильма «Зеркало» (после документально снятого Пролога), где Мать сидит на порушенном заборе и смотрит в завороженную даль чистого поля с кустом, мое сердце обрушивается от щемящего восторга и не может ожить в течение всего времени, пока проектор движется через листья дерев к фигуре нежнейшей из женщин…
Я долго не знала, что это действует
«Леонардова эстетика», в стилистике которой
сняты все эпизоды с Тереховой.
И хочется тяжко вздохнуть от того, что так редки мгновения, когда Мать и Наталья просто светлы и изящны. Пожалуй, таких мгновений просто нет, но они домысливаются как то, что могло бы быть, но в конкретных жизненных обстоятельствах утрачено…
В той же — Леонардовой — стилистике решен и образ девочки, в которую в своем военном детстве был влюблен Алексей. В ней — в той девочке рыжеволосой с растрескавшимися от мороза губами — запечатлен Свет, когда-то светившийся в Матери. И в ней — этой девочке — позднее Свет уходит в глубину. Остаются только руки, освещенные пламенем, что вспоминаются Алексею и перед смертью, как дар, согревавший его жизнь незадавшуюся…
Есть во взгляде и улыбке Прекрасной Ферроньеры то, что будет так мучить в Джоконде зрителя, не прячущегося от сути видимого. В ее лице сквозит «нечто жесткое, напряженное, застылое, становящееся зеркалом смутных, неопределенных душевных переживаний» и… О счастье, красота лица превращает угрозу таинственного, скрытого «в пробегающую по воде зыбь».
У Тарковского тоже очень сложны образы Женщин:
и в них есть что-то двойственное, но…
Если вы в лице Тереховой не увидите
двойственности, от вас уйдут многие тайны
характера и жизни героинь фильма…
Скоро уж четыре столетия (а теперь уже пять), как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней.
Подтверждаю это на собственном опыте общения с картиной. Уже давно ее привозили в Москву, на выставку одной картины в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Помню узкий проход с двухсторонним ограждением, по диагонали прорезающий слабо освещенный зал. У картины справа и слева — охранники с автоматами наперевес. Типичный для той поры Оруэлл («1984»), тогда еще неизвестный.
Другое было еще страшнее… Мона Лиза не спускала с тебя глаз и будто над тобой насмехалась. Как мог возникнуть подобный эффект — непонятно. Что означала ее улыбка, тоже. Было что-то во всем этом «бесовское» и в то же время что-то очень мягкое, обнадеживающее, дружественное…
Философ А. Ф. Лосев пишет о ней резко негативно: «…Мона Лиза с ее «бесовской улыбочкой»… Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством».
В. Н. Лазарев анализировал образ как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления. Она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила ее очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».
Согласна с тем и другим суждением, утверждающими:
ТАЙНА — ТО, ЧЕГО НИКОМУ НЕ РАСКРЫТЬ НИКОГДА.
Картину анализировали не только искусствоведы, но и психологи. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской“. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет. Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое совершенное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл ее улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Тарковский и Рерберг, приняв «Леонардову эстетику»
в качестве ключевой, постоянно воспроизводили
двойственность выражения лиц Матери и Натальи,
будто происходило мгновенное скольжение
между границами Добра и Зла. Отсюда — туда,
оттуда — сюда. И это бывало не раз.
Андрей Тарковский пишет о своем впечатлении от этого лица:
«Невозможно выразить то окончательное впечатление, которое производит на нас этот портрет. Невозможным оказывается даже определенно сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна. Она и привлекает, и отталкивает. В ней есть что-то невыразимо прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Но дьявольское — отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто — ЛЕЖАЩЕЕ ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. Это обаяние с отрицательным знаком: в нем есть что-то почти дегенеративное и… прекрасное».
В «Зеркале» этот портрет нам понадобился для того, чтобы сопоставить его с героиней, подчеркнуть как в ней, так и в актрисе М. Тереховой, исполняющей главную роль, ту же самую способность быть обаятельной и отталкивающей одновременно.
Б. Р. Виппер — один из крупнейших знатоков итальянского искусства — пишет: «Что особенно поражает в портрете — это его духовная недоступность, его интеллектуальная обособленность и загадочность. Причем загадочность портрета заложена именно не в эмоциональной, а в интеллектуальной его насыщенности. Портрет, безусловно, холодный и в то же время волнующий своей острой задумчивостью».
Без ссылки на этот портрет, считает Тарковский,
не понять всей глубины образа его Матери…
Борис Виппер задается вопросом: «какими средствами достигается эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания» в образах Леонардо? Он называет главное средство — «чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка — душа живописи“. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, ее улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук».
Сфумато — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Рерберг делал нечто подобное,
и называлось это «ЧУДОМ СВЕТОПИСИ».
Не знаю, удалось ли мне раскрыть достаточно полно и убедительно, что, на мой взгляд, представляет собой «Леонардова эстетика» фильма «Зеркало». Другое знаю: об этом «ключе» к фильму мне не удастся забыть, потому что он все видимое преображает, проясняя невидимое…