ПРИРОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГАУДИ…

Портрет
Портрет
Портрет Вселенной Антонио Гауди...
Портрет Вселенной Антонио Гауди…

Есть пилоны — не колонны: просветные башни… Есть подпружные арки, траектория которых подобна американским или русским горам, по которым любители острых ощущений мчатся в пропасти. Есть дыхание во всех этих архитектурных затеях, что дарит надежду не быть подавленным общим безумием. Вы были в Саграда Фамилиа? Если были, то, верю, со мной согласитесь: все гениальное безумно, все безумное запредельно, оно уведет в мир иной, если гений забудет, что в Храм приходят люди за поддержкой. Гауди этого не забывал — сам ушел в мир иной так странно, будто тяжесть за других на себя взял…

Портрет Вселенной Антонио Гауди...
Портрет Вселенной Антонио Гауди…

Верхний уровень над пропастью напоминает мне кружевные балконы Дома Мила, называемого в простонародье «Каменоломней». И там — в жилом барселонском доме — бьется гениальное безумие человека — Творца, что в своих фантазиях, по-моему, превзошел самого Бога.

Пробираюсь мимо башен, подхожу к обрыву и прыгаю вниз,
наказывая себя за святотатство!
Почему не прыгнула? Позабыла автора фракталов
поблагодарить за высокое искусство…

Портрет Вселенной Антонио Гауди...
Портрет Вселенной Антонио Гауди…

А что там сверху, о Господи? Мартышка… То — не пример фрактала. Она — я, точно также пришедшая в полное изумление от увиденного…

Этот фрактал — не плоскостной (двухмерный), даже не объемный (трехмерный). Он построен по многомерной геометрии, что в результате дает Геометрическое безумие, подобное Архитектуре Антонио Гауди. Потоки пенящейся, как лава, архитектурной формы разрывает проем, ведущий в глубину, в которой вас ждет несомненно, ждет взрыв свето-цветовых страстей, как в Барселонском храме — Саграда Фамилиа.

Вы входите внутрь — входите…
Я здесь останусь: мне такое пережить не по силам…

Рождественский праздник во Вселенной... Jingle bells, jingle bells, jingle all the way!
Рождественский праздник во Вселенной…
Jingle bells, jingle bells, jingle all the way!

Jingle bells, jingle bells,
jingle all the way!
O what fun it is to ride
In a one-horse open sleigh
Jingle bells, jingle bells,
jingle all the way!
O what fun it is to ride
In a one-horse open sleigh

Now the ground is white
Go it while you’re young,
Take the girls tonight
And sing this sleighing song;
Just get a bob-tailed bay
Two-forty as his speed
Hitch him to an open sleigh
And crack! you’ll take the lead

Jingle bells, jingle bells,
jingle all the way!
O what fun it is to ride
In a one-horse open sleigh
Jingle bells, jingle bells,
jingle all the way!
O what fun it is to ride
In a one-horse open sleigh

Портрет Вселенной Антонио Гауди...
Портрет Вселенной Антонио Гауди…

Тут не до шуток! Это — цунами…
Потоки вод неустрашимых идут на Город,
чтобы все смыть, чтобы ничему не быть…

Архитектура не устоит! Даже Собор Гауди
сейчас низвергнется, обрушится, оползет..

Нет, встает… И встанет!
И еще тысяча памятников высочайшего искусства
поднимутся на планете. Этого достаточно,
чтобы Бездну усмирить, победить…
В этот раз отодвинуть Последний час…

Портрет Вселенной Антонио Гауди...
Портрет Вселенной Антонио Гауди…

Как обещала, все вернулось к Первоначалу…

Портрет Вселенной Антонио Гауди...
Портрет Вселенной Антонио Гауди…

Собор пробивает Воду и Лед,
Он победит, ведь Собор — Пламя
всех страстей: и Божественных, и человеческих…

Барселона. Саграда Фамилиа - Искупительный храм Святого Семейства. Арх. Антонио Гауди. 1882 - 1926 "То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы".
Барселона. Саграда Фамилиа — Искупительный храм Святого Семейства. Арх. Антонио Гауди. 1882 — 1926
«То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры,
то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы».

Высота готового собора — 170 метров — всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом.

Собор преодолевает готику, становясь чем-то совсем новым, современным. Здание собора рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала его строительство поддерживал Папа Леон XIII.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.

Работы над созданием храма начались еще в 1882 г. под руководством архитекторов Мартореля и Де Вильара. В 1891 г. строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.

Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.

Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора Sagrada Familia.

Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 - 1926. "Окна" по спирали обвивают башню. Форма отверстий в башнях, их направление и параметры рассчитаны так, чтобы звон колоколов, которые будут установлены в башнях, был слышен по вс
Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 — 1926.
«Окна» по спирали обвивают башню. Форма отверстий в башнях,
их направление и параметры рассчитаны так, чтобы звон колоколов, которые будут установлены в башнях, был слышен по вс

19 марта 1882 г Епископ Барселоны говорил: «Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…»
И был заложен первый камень в основание Искупительного Храма.

Гауди мечтал создать «Собор ХХ столетия», синтез всех своих архитектурных знаний со сложной системой символики и визуального объяснения тайн веры. Храм возникает прямо из земли и напоминает творение Природы, могучую скалу, каменную глыбу.

Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 - 1926. Полное название собора - Искупительный храм Святого Семейства. Храм, при еще не установленных полностью витражах, уже полон света.
Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 — 1926.
Полное название собора — Искупительный храм Святого Семейства.
Храм, при еще не установленных полностью витражах, уже полон света.

В очертаниях апсиды еще чувствуется консерватизм неоготики, но богатый по пластике декор придает и ее облику мифический вид скалы.

Гауди не использует прямых поверхностей. Его поверхности представляют собой гиперболоиды, геликоиды и коноиды, пересекающиеся по прямой линии, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции.

Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 - 1926. Полное название - Искупительный храм Святого Семейства. Сейчас разноцветные блики светятся только на одной колонне, после установки всех витражей, храм полностью заполнится бликами.
Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 — 1926.
Полное название — Искупительный храм Святого Семейства.
Сейчас разноцветные блики светятся только на одной колонне,
после установки всех витражей, храм полностью заполнится бликами.

«И явился ему Господь в виде столба света…»

Колонны, как гигантские деревья, ветвятся наверху. Гауди потратил много лет на разработку новых архитектурных форм, позволяющих удерживать большие нагрузки от покрытия без толстых стен, контрфорсов и аркбутанов, как в готике. Предложенный им метод был не известен до него, да и сейчас он осваивается главным образом в архитектуре хай-тека. Гауди были открыты все времена: он выбирал в них те формы, что более других отвечали его душевным волнениям.

Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 - 1926. Белые цветы перекрытия бокового нефа. В центре "цветка" установлены декоративные элементы, одновременно являющиеся светильниками
Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 — 1926.
Белые цветы перекрытия бокового нефа. В центре «цветка» установлены декоративные элементы, одновременно являющиеся светильниками

Геометрические формы появились в проекте примерно после 1914 года. Более ранние эксперименты с формой колонн и других деталей интерьера ещё не содержат строгих геометрических поверхностей, но указывают на стремление найти иные, в сравнении с готикой, многомерные, скажем так, пространственные решения.

Каждая колонна поддерживает свой кусочек свода и, если одна из них упадет, обрушится только этот кусок. В готических храмах разрушение одного элемента неизбежно ведет к разрушению всего сооружения …

Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 - 1926. Полное название собора - Искупительный храм Святого Семейства
Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 — 1926.
Полное название собора — Искупительный храм Святого Семейства

Кололнны упираются в совершенно невиданный свод из мистических цветов, а может листьев. Кажется, что это создано природой, а не человеком …

“Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и всем покажется, что это светят звезды”, — таким видел Гауди внутреннее убранство прекраснейшего из соборов.

Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 - 1926. Полное название собора - Искупительный храм Святого Семейства
Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди. 1882 — 1926.
Полное название собора — Искупительный храм Святого Семейства

Центральный неф на 15 метров выше боковых и ветви колонн-деревьев ветвятся и идут выше. По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса.

Своды центрального нефа покрыты золотистой мозаикой, а боковые нефы — почти белый бетон. С высотой форма сечения колонн постепенно превращается из звезды в круг, что достигается поворотом влево и вправо исходного шаблона-звезды.

Скорому окончанию строительства препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих многомерной формы сооружения. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.

Гауди на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”.

Оставить комментарий: