В Кафедральном соборе св. Павла интересно все: его собственная история, особенности архитектурного решения, сосуществование с Лондоном. И все это заставляет сделать вывод: Собор — Химера. Не чудовищное сочетание разнородного, а чудо. в котором разнородное определяет его исключительную художественность.
Интерьеры собора запрещено снимать, а потому фотографии взяты из альбома, посвященного ему..
Уточнения…
1. Большой западный портал
2. Часовня всех душ
3. Купель Френсиса Берда (XVIII век)
4. Часовня Св. Дунстана (для частных богослужений)
5. Часовня Св. Михаэла и Св. Георга
6. Памятник Веллингтону
7. Часовня Миддлсекского полка Британской армии
8. Статуя лорда Нельсона
9. Мемориал Тернера
10. «Светоч мира» Холмена Ханта
11. Алтарь под куполом
12. Большой орган работы отца Шмидта
13. Сиденья на хорах
14. Джон Донн
15. Трон Бишопа (престол епископа)
16. Ворота Тижу
17. Высокий алтарь
18. «Мать и дитя» Генри Мура
19. Почетный список
20. Американская мемориальная часовня, посвященная памяти американских военнослужащих, потерявших жизни во Вторую Мировую войну.
Отправляемся в путешествие по собору, мерно двигаясь по центральному нефу от входного портала к алтарю…
У этого портала декан с советом каноников и епископ приветствуют коронованных особ и лорд-мэра Лондона. Остальные посетители входят через соседние — северо-западные и юго-западные двери.
Купель в форме классической вазы выполнена в начале XVIII века Френсисом Бёрдом — автором скульптурной группы в западном же фронтоне главного портика собора. Крышка купели сейчас хранится отдельно, чтобы было удобнее во время крещений, когда новые христиане символически омываются водой в знак посвящения их жизни Христу.
Слово «неф» происходит от латинского «navis», что значит корабль. Этот длинный неф должен вмещать большие литургические процессии, когда священники и хор идут к алтарю. Это происходит и сейчас, в каждое воскресное утро и во время специальных служб.
Согласно церковным представлениям, «неф представляет собой проход, символизирующий путь, которым мы идем в нашей жизни и наш духовный путь к Богу, даровавшему нам эту жизнь».
Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквах, в котором совершается таинство Евхаристии, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.
Пространство под куполом — средокрестие в объемно-планировочном решении собора — используется как место проведения главных служб. Оно оборудовано помостом, приподнятым над полом на три ступени, деревянным столом алтаря, подсвечниками и аналоями. Рядом установлена кафедра проповедника. Здесь прихожане принимают причастие, что является главным актом в богослужении по христианской традиции.
Аналои здесь — высокие подставки с покатым верхом, на которые кладутся богослужебные книги или иконы.
Причастие — присоединение к чему либо, становление частью этого. Здесь «причащение» — вкушение христианами по заповеди Иисуса Христа Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. Согласно англиканской вере, в причащении происходит реальное соединение верующего со Христом во всей полноте Его Божества и человечества.
Приглядитесь к мозаичным изображениям в конхах: они будут укрупнены на следующих страницах альбома.
Мозаика Уильяма Блейка Ричмонда, изображающая Распятие в виде Древа Жизни, из корней которого текут жизненные соки, утверждая благотворность страданий Христа.
Сэр Уильям Блейк Ричмонд (1842-1921) — английский художник и декоратор, родился в Лондоне. Его отец — Джордж Ричмонд (1809-1896) — был известным художником-портретистом.
В возрасте 14 лет, Уильям Ричмонд поступил в Королевскую академию искусств. Посещение Италии в 1859 году дало ему уникальную возможность тщательного изучения работ старых мастеров и оказало большое воздействие на его художественное развитие.
В 1878 году Ричмонд стал профессором Оксфорда, сменив Джорджа Рёскина. В 1896 он стал профессором живописи в Королевской Академии художеств. Помимо живописных работ он отличился в сфере декоративно-прикладных искусств. Его наиболее заметным достижением является стеклянная мозаика (по венецианской методике), выполненная им для собора Св. Павла в Лондоне.
Мозаика Уильяма Блейка Ричмонда, изображающая Воскресение, когда Христос вырывается из врат смерти благодаря ангелам, усыпившим стражников.
Мозаики выполнены в 1898-1901 годы, но в соответствии с видением собора его создателем — сэром Кристофером Реном. В своих замыслах он рассматривал идею мозаичного оформления здания и даже беседовал с итальянскими мастерами-мозаичистами. Рен хотел объединить ранне-христианский стиль с византийским, пан-европейский ренессанс с барокко, создав Вселенский центр Божественного культа.
Членам комиссии англиканской церкви декор показался чрезмерно-роскошным. Долго шедевр Рена выглядел холодным мавзолеем. Мозаиками начали украшать собор в правление королевы Виктории, пожелавшей смягчить суровость Кафедрального собора Лондона.
Видны мозаичные изображения евангелистов в подкупольных парусах. Видна кафедра проповедника чудесной работы из красного дерева. Ощутима торжественность проходящих здесь богослужений.
Ортогональная проекция внутреннего, сферического купола, открытого для обозрения изнутри здания. Монохромные росписи сэра Джеймса Торнхилла представляют сцены из жизни Св. Павла. В центре купола — световое отверстие, ведущее к световому барабанчику, венчающему наружный купол собора.
Торнхилл Джеймс (1675—1734) — английский живописец. Он сделал себе хорошую карьеру, выиграв конкурс на получение престижного заказа — росписи купола собора Св. Павла. За роспись купола в технике гризайль был первым из английских художников посвящен в рыцари, удостоился дворянского титула и звания исторического живописца при Георге I. К тому же Торнхилл был избран членом Парламента. Его имя прославлено еще и тем, что его учеником, а потом зятем, стал Уильям Хогарт — знаменитейший английский гравер-моралист.
Молодой Савл, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения.
Павлом были созданы многочисленные христианские общины. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — 29 июня, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
День кораблекрушения Святого Павла на Мальте считается национальным праздником и выходным днем. По существующей легенде, корабль, который в 60 году перевозил Апостола Святого Павла в Рим для совершения суда над ним, попал в сильный шторм у берегов Мальты в бухте Святого Пола и потерпел кораблекрушение. Апостола Павла спасли и доставили на Мальту. Святой Павел прожил на Мальте три месяца и стал на острове первым христианином, а крушение его корабля привело к тому, что большинство языческих жителей Мальты приняли веру христианства. В честь святого Апостола на Мальте в XVI веке в Валлетте была выстроена Церковь Кораблекрушения Святого Павла.
За подкупольным пространством располагаются Хоры — традиционное место музыкального сопровождения церковных служб. Блестящие мозаики хоров и находящийся рядом главный алтарь придают ощущениям кульминационную ноту вдохновения духа и радости. Это — святая святых, ибо на Хорах находится главный алтарь, символизирующий Ковчег Завета и дарохранительницу в Иерусалимском храме.
Облицовку органа из темного дуба украшают изумительные резные херувимы, трубящие ангелы и гирлянды цветов. Резные деревянные скамьи в хоре собора считаются самым ценным его убранством. Скамьи представляют собой сложную композицию грандиозных размеров, в которую включены колонны, сочные гирлянды из цветов и фруктов, ажурные решетки, волюты, головки херувимов.
Скамьи эти предназначены, главным образом, для приходских священников, архидьяконов и епископов, представляющих коллегию каноников.
Соответственно назначению, пространство Хора декорируется со всей возможной роскошью.
Великолепные мозаики плоских куполов исполнены в 1896-1904 годы по эскизам Уильяма Блейка Ричмонда. На них изображен Христос в окружении божьих творений — животных, рыб, птиц — и Слово Божье. В парусах, поддерживающих купола, предстают изящные фигуры ангелов, выполненные уже в модернистском стиле.
Детали мозаик Уильяма Блейка Ричмонда: «Господь Христос» и «царь Давид». Давид запечатлен в нашей памяти в образе, созданном Микеланджело. То — юноша с пращой, победивший Голиафа. Здесь предстает другой образ — идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия.
Давид был белокур, красив, силён, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.
Бог, отвергнув царя Саула за непокорность, послал пророка Самуила помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём.
Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю. Он очень много перенес преследований от Саула и других врагов, но не озлоблялся, не поднял руки на Саула, как на помазанника Божия, а всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов. Давид был кроток и благочестив.
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме, на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря.
Первая сверху мозаика — «Искушение Евы». Вторая внизу — «Адам, дающий имена животным». Размещение обнаженных фигур Адама и Евы в храме в период самого пика чопорности в конце Викторианской эпохи вызвало бурный протест. Возникли дебаты между теми, кто признавал теорию Дарвина, и теми, кто придерживался буквального понимания библейской теории Сотворения мира за шесть дней. Судя по изображениям, творцы собора проявляли терпимость по отношению ко всем воззрениям.
В парусах, поддерживающих купола, предстают изящные фигуры ангелов, выполненные уже в модернистском стиле.
Уильям Блейк Ричмонд использовал в мозаиках кусочки стекла, устанавливаемые под углом для отражения света. Обычно использовалось стекло, изготовленное в Лондоне. В соборе св. Павла мозаики сложены из знаменитого венецианского муранского стекла.
«Самое главное в соборе св. Павла то, что подобно своим посетителям, он многолик и в истинном духе Троицы говорит на многих языках, передавая Благую Весть» — говорит достопочтенный доктор Джон Мозес, декан собора.
В чем эта Благая Весть, что была бы созидательна для всего многоликого нынешнего сообщества? Может быть в том, что весь Мир един в любом его проявлении?..
В прямой связи с французским кузнечным делом развивается это искусство в Англии. В период правления Вильгельма III Оранского (1688-1702 гг.) оно расцвело здесь в ряде работ, дополняющих творения архитектора Кристофера Рена. Автор собора св. Павла сотрудничал с французом Жаном Тижу, что обеспечило ему видное место среди художников-оформителей Англии начала XVIII века.
Для Тижу характерны следующие приемы… Богатый мотив аканта сильно подчеркнут, вплоть до использования широких листьев. Изображения животных, маски и короны, английские королевские знаки, геральдические лилии и монограммы-все это составляет богатый творческий репертуар, из которого Тижу творит свои декоративные проекты.
В реализации их он, естественно, принимает лишь частичное участие. При большом числе работ иное отношение было бы невозможно. Поэтому корректнее называть Тижу автором проекта работ, осуществленных им в коллективе великолепных мастеров кузнечного дела.
Балдахин над главным алтарем был заменен после Второй мировой войны новым, выполненным по барочным проектам Кристофера Рена. Тем самым проектам, что в его время были отвергнуты англиканской церковью из-за «папизма», якобы выдающего приверженность архитектора к идеям католицизма.
Справа дано укрупненное изображение одной из двух извивающихся или закрученных колонн в соборе Св. Павла в Лондоне, что подобны колоннам в Иерусалимском храме и в соборе Св. Петра в Риме. Возвращение к проекту Рена свидетельствует: в XX веке англиканская церковь стала исповедовать идею Всеединства.
Новый главный алтарь посвящён войскам Сообщества, погибшим в годы Второй Мировой Войны. В апсиде за алтарем находится Американская Мемориальная Часовня.
С возникновением грамоты писцы собора Св. Павла писали книги и документы, начиная с VII века. Роль собора как центра законодательных исследований также способствовала написанию и приобретению книг.
События, в которых участвовал собор св. Павла за долгие годы своего активного бытия, запечатлены в гравюрах. Например…
Верхняя слева — гравюра Меригота: «Похоронная процессия усопшего виконта Нельсона от Адмиралтейства до собора Св. Павла 9-го января 1806 года».
Справа — гравюра Дж. Томсона и Е. Дж. Парриса: «Похороны Артура Уэсли (1769-1852 гг.) герцога Веллингтонского в Кафедральном соборе Св. Павла».
Нижняя гравюра слева: «Празднование алмазного юбилея королевы Виктории — служба на открытом воздухе у собора Св. Павла в 1897 году».
События, в которых участвовал собор, так или иначе отражены в произведениях, установленных в боковых проходах. Здесь виден мемориал Веллингтона.
Не могу не отметить архитектурного обстоятельства… Отсеки, открытые в неф, не имеют отношения к Барокко. В них представлен чистейший пан-европейский Ренессанс.
Повторяю… Это — не Барокко.
Это — чистейший пан-европейский Ренессанс.
А в целом? В целом собор и внутри —
высоко-художественная химера
или сочетание разнородного во имя Высшего единства.
В неф открывается внушительный мемориал Артуру Уэсли, лорду Веллингтонскому (скончался в 1852 году). Бронзовое изваяние усопшего лежит на мраморном постаменте внутри открытого мраморного бельведера, увенчанного бронзовой статуей лорда на его боевом коне — Копенгагене. Этот ирландец был победителем битвы при Ватерлоо — одного из решающих сражений в наполеоновских войнах, а впоследствии стал премьер-министром Британии. На создание мемориала ушло 54 года — больше, чем на возведение Реном собора св. Павла.
В 1856 году на Выставке британского искусства в США художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант представил свою картину «Светоч мира». Картина не соответствовала общепринятым стандартам, ее цвета были чересчур яркими, сюжет неканоническим — однако она сразу произвела впечатление и стала одной из самых любимых у зрителей. Правда, мало кто осмелился тогда признаться в этом…
Сюжет картины прост. Глубокой ночью, когда все спят, Иисус со светильником в руке идет по миру и стучится в двери домов. Яркий свет светильника подчеркивает мрак и темноту окружающей ночи. «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерить с ним, и он со Мною» — Хант специально пишет на раме эти слова из Откровения Иоанна Богослова, чтобы каждый сумел «услышать» смысл его работы.
Эту работу Ханта полюбили тысячи людей разного возраста, разных взглядов на жизнь. Некоторые восприняли ее просто как хорошо и грамотно написанное полотно с правильным расположением света и тени. Но для большинства она стала своим светочем в ночи, символом надежды на то, что, когда наступают темные времена, всегда есть продолжающие нести свет Веры и не устающие стучаться в двери спящих.
С годами «Светоч Мира» был признан одним из знаковых и самых впечатляющих образов викторианской эпохи.Художнику пришлось сделать увеличенную копию картины для собора Святого Петра в Лондоне. Позже изображение Христа со светильником в руке, напечатанное на открытках и постерах, появилось повсюду…
В соборе св. Павла находятся образцы прекраснейшей британской скульптуры георгианской и викторианской эпох. Особое впечатление производят «Ворота Смерти». Два терпеливых ангела-хранителя стоят на страже у ворот к могиле, ожидая возрождения к новой жизни.
В альбоме собора сообщается…
«Атеист Мур, безусловно, создал произведение в дань уважения материнства вообще, а не в честь Марии с младенцем. Но прославление этой сладостно горькой связи и органичных проникновенных форм с покровительственно-нежными объятиями (напоминающих о том, как Мария почувствовала боль, словно меч проник в ее сердце накануне распятия на кресте ее сына) замечательно соответствует духу собора. Мур был счастлив, что плод его трудов обрел свое место в соборе».
Сергей Чепик — российский художник…
Сергей Михайлович родился в 1953 году в Киеве в семье художников. В 1978 году окончил факультет монументальной живописи Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская А. А. Мыльникова). С 1978 года — член Молодежного объединения Союза художников СССР.
В 1988 году эмигрировал во Францию. Живет и работает в Париже.
Сергей Чепик занимается живописью, станковой графикой, керамикой, скульптурой и иллюстрацией. Работа «Мертвый дом» (1987) получила Гран-при на Осеннем салоне в Париже. В 1989 году работа «Дерево» получила приз Monaco City Award на Международной выставке современного искусства в Монте-Карло. В 2005 году Сергей Чепик выполнил цикл картин «Я есмь», «Путь», «Истина» и «Жизнь» для кафедрального собора Святого Павла в Лондоне. С 1988 года в различных странах Европы состоялись 25 персональных выставок художника. Среди них ретроспективная выставка в Roy Miles Gallery (Лондон, 1990), презентация портрета баронессы Маргарет Тэтчер и Рудольфа Нуреева (1993), выставка «Голгофа» в Gatto Gallery (Лондон, 1999), выставка «Война и мир» в Центре Пьера Кардена (Париж, 2004).
Работы художника хранятся в многочисленных музеях и частных коллекциях в России, Франции, Великобритании и других странах. Вот так…
Настоятель собора Святого Павла Джон Мозес рассказал, что картины будут находиться в храме в течение двух лет, до начала 2007 года, а затем, в зависимости от мнения прихожан и попечителей собора, будет принято решение, оставлять ли их в здании на постоянной основе. «Это великое сооружение заслуживает великого искусства», — подчеркнул Джон Мозес.
Священник отметил, что полотна Чепика «изображают неприукрашенный и полный силы образ Христа, в котором нет ничего сентиментального». По его мнению, «они более впечатляющие, чем традиционное представление этих сюжетов».
Сергей Чепик родился в 1953 году в Киеве, а затем долгое время жил в Ленинграде, а с 1988 года работает во Франции. «Я считаю себя очень разносторонним художником, мне приходилось и раньше затрагивать религиозные сюжеты», — рассказал он.
В 2003 году его картина под названием «Голгофа» уже выставлялась в главном соборе Лондона. В том числе и по этой причине Чепик был выбран для участия в дальнейшем оформлении художественного убранства храма, реставрируемого сейчас к 300-летней годовщине.
Работа Чепика с главным собором Лондона началась в 2003, когда была выставлена его картина под названием «Голгофа». Успех картины превзошел все ожидания и по этой причине Чепик был выбран для участия в дальнейшем оформлении художественного убранства храма, реставрируемого сейчас к 300-летней годовщине.
Настоятель собора Святого Павла Джон Мозес отметил, что полотна Чепика «изображают неприукрашенный и полный силы образ Христа, в котором нет ничего сентиментального». По его мнению, «они более впечатляющие, чем традиционное представление этих сюжетов». И еще сказал Джон Мозес… «Это великое сооружение заслуживает великого искусства»…
Крипта собора — пространство ниже уровня пола, где находятся захоронения важных персон британской истории.
Собор Св. Павла является усыпальницей почти двухсот самых известных граждан Великобритании. Эта традиция берет свое начало еще с предшествующих соборов — в первом и втором соборах были захоронены англо-саксонские короли. Из наиболее заметных фигур, покоящихся в соборе Святого Павла, следует отметить герцога Веллингтона, адмирала Нельсона…
Лорд Горацио Нельсон (1758-1805) был самым известным командующим за всю историю британского военного флота.
Слава Нельсона началась в 1793 году, когда его поставили во главе корабля «Агамемнон» во время войны с Францией. В течение трех лет он проявил себя хладнокровным, смелым и рассудительным капитаном. В этот период он потерял правый глаз в битве при Кальви, а вскоре в сражении у Канарских островов лишился и руки.
Его героизм был вознагражден щедрым пенсионом, дворянским титулом и званием контр-адмирала. Мир, однако, был недолгим, и когда во Франции к власти пришел Наполеон, Нельсон получил задание обнаружить и уничтожить флот Наполеона, угрожавший отрезать Англию от Египта и Индии. Нельсон одержал в состоявшемся сражении блестящую победу и стал идолом всей Англии.
Его жизнь внезапно оборвалась 21 октября 1805 года. В морском сражении с французским и испанским флотами у мыса Трафальгар, Нельсона смертельно ранил мушкетный выстрел с французского судна. Адмирал умер несколько часов спустя, в тот миг, когда победа в битве уже была достигнута.
Веллингтон — первый герцог (1769-1852), английский военный и государственный деятель, дипломат. Артур Уэлсли, или Уэсли, родился предположительно 1 мая 1769, по одним сведениям, в Дублине, а по другим — в замке Данген (Ирландия). Его отец, первый виконт Уэлсли Дангенский и первый граф Морнингтон, происходил из семьи, поселившейся в Ирландии в XVI веке.
Саркофаг Веллингтона выполнен из корнуэльского гранита. Его охраняют четыре гранитных льва. Очень похоже, чисто британские по рисовке своих профилей львы подчеркивают, что Веллингтон — ирландец по происхождению — был истинным англичанином.
При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти прерафаэлитами. После своего второго рождения — творческого — оказал значительное влияние на западную культуру XX века. Песня «Иерусалим» на стихи Блейка считается неофициальным гимном Великобритании. Для русского читателя поэта открыл Самуил Маршак, который всю жизнь работал над переводами его стихов.
Миллес — один из трех основателей «Братства прерафаэлитов». Он обладал обожающими его зажиточными родителями, очаровательной внешностью и большими способностями от природы. Из блестящей троицы он лучше других владел различной живописной техникой. Увлекшись поэтическими фантазиями Россетти и теоретическими рассуждениями Ханта, он первый применил на практике «прерафаэлитский» метод письма, напоминающий фресковую живопись. Художественный критик Рёскин видел в нем «второго Тернера». Но…
В ноябре 1853 года Миллес становится членом Королевской Академии, с которой так храбро собирался бороться и в которую он с такой поспешностью вошел, позабыв все былые расхождения. Россетти объявил это событие концом «Братства».
«Слава влюблена в него» — писали современники о Джоне Эверетте Миллесе. Ни один из английских художников не пользовался при жизни таким головокружительным успехом, толпа следовала за ним. Однако, именно его называют «падшим ангелом живописи», и этому падению в истории живописи нет аналогии.
Обычно посетителям советуют подняться на «Галерею Вздохов», для того, чтобы испытать то акустическое явление, которое дало название самой галерее. Оттуда посетители могут пройти во внешнюю галерею, названную «Каменной», и увидеть окружающий собор город. Самые отважные могут продолжить подъём до «Золотой Галереи», с которой виден весь необъятный Лондон. И, наконец, можно войти в Золотой Шар с позолоченным крестом, парящими над всей Темзой.