Лондон: Кафедральный собор Св. Павла

Вверху — Здание Парламента (XIX век).
Внизу слева — Собор Святого Павла (XVII век).
Внизу справа — Тауэрский мост (XIX век).

Что я имею в виду, говоря: серия из двенадцати альбомов посвящается Лондону? Посвящать можно в рыцари. Посвящать можно кому-то или чему-то свое произведение. Я посвящаю Великому городу — одной из столиц Мира — свою трепетную попытку понять, в чем причины того непостижимого, ошеломляющего впечатления, которое он производит на людей, даже далеких от архитектуры.

Из всего обилия, что следует увидеть в Лондоне, для начала я выбираю три общепризнанных достопримечательности. Это — не все, но признаваться в том, что еще ждет зрителей и читателей серии, не стану: неожиданность — то, что украшает жизнь.

Представление продолжает Кафедральный собор св. Павла — шедевр Мировой архитектуры, которому посвятил свою жизнь великий архитектор Англии Кристофер Рен. Архитектор и его произведение едины, одновременно, в соборе звучит история Мира, что, начинаясь в неразличимых глубинах Прошлого, уходит в невидимые дали Будущего. Вот такие связи человека и Земли…

В VII веке один из двух холмов (Ладгейт) на территории древнеримского города Лондиниум увенчал первый — самый ранний — Собор Святого Павла (Апостола язычников). Основателем Кафедрального собора был Св. Миллитиус.

Истории известно пять Соборов Святого Павла… Первый (деревянный) собор был построен в 604 году, сгорел в 675.
Второй (каменный) собор был построен в 685 году,
в 961 разрушен викингами во время набега на Лондон.
Третий (каменный) собор был построен в 962 году,
сгорел вместе со всем Лондоном во время пожара 1087 года.

Четвертый (каменный) собор (известный также как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара) был заложен в 1087 году и освящен в 1240. Это был один из крупнейших соборов Европы того времени: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 году во время Великого лондонского пожара. События развивались так… Поздним вечером 2 сентября 1666 года, спустя год после опустошения Лондона чумой, в магазине пекаря в переулке Паддинг Лейн вспыхнул пожар. Огонь с жадностью поглощал деревянные строения Сити и, несмотря на неимоверные усилия погасить пожар, предпринимаемые в течении четырех дней, даже более, значительная часть Лондона сгорела.

После пожара можно было восстановить Сент-Пол, но Королевская комиссия, возглавляемая Карлом II, приняла решение о строительстве на старом месте нового здания.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710
Худ. Thomas Hosmer Shepherd, начало XIX столетия

Пятый (каменный) собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена. Работы начались в 1675 году.

Официально датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 года.

Для строительства собора Парламентом были изысканы средства за счет введения налога на уголь, привозимого в Англию морским путем. Если учесть значение угля для англичан, станет очевидным, что это грандиозное здание по существу выстроено на деньги, собранные с лондонцев и жителей других городов и деревень Англии.

«Портрет сэра Кристофера Рена в бытность его зрелым успешным архитектором на фоне своего шедевра». Худ. неизвестен

Сэр Кри́стофер Рен — профессор математики в Оксфорде и один из деятельных членов лондонского Королевского общества — занимался исследованиями и решениями многих вопросов математики, геометрии и механики. Исаак Ньютон считал его очень сведущим профессионалом. Кроме того, Рен занимался проблемами кораблестроения, сопротивления жидкости движению плавающего в ней тела, механикой весел и парусов.

Занятия математическими науками шли у него рука об руку с трудами по естествознанию, по части которого изданы им рисунки к сочинению Валлиса об анатомии мозга. Независимо от этого, он изучал Архитектуру и не замедлил приобрести в ней солидные познания. Особенно его привлекала архитектура храмов, поскольку, по его словам, их «архитектура стремится к вечности».

Карл II при выдаче ордера на выполнение работ позволил вставить пункт, разрешающий Рену делать необходимые «декоративные» изменения и использовать мастеров по собственному усмотрению.

Возведение Кафедрального собора заняло 35 лет, эахватывающих правление пяти монархов: Карла II, Якова II, Вильгельма и Марии и королевы Анны.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710.
Авторский чертеж последнего варианта собора.

В ходе проектирования Рену пришлось трижды фактически полностью изменять проект…

Первый проект предполагал строительство достаточно крупной церкви на фундаменте сгоревшего четвертого собора. Этот проект был отклонен практически сразу — по-видимому, властям хотелось чего-то более нового.

Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста (равностороннего). Этот проект был детально проработан — до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет, который сегодня экспонируется в соборе Св. Павла. Однако и этот проект был отклонен как слишком радикальный.

Третий проект Рена в плане исходил из латинского креста (удлиненного), предполагал возведение купола и двух башен-звонниц. Этот проект был утвержден, а в июне 1675 года начались строительные работы.

Однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как «декоративные». Что за изменения потребовал внести король? Те, что требуют вносить все короли: чтобы купол собора Св. Павла в Лондоне был похож на купол базилики Св. Петра в Риме. Так сформировался образ Собора, ставшего одной из крупнейших Лондонских достопримечательностей.

Разрез Кафедрального собора Рена, показывающий конструкцию купола
и росписи Джеймса Торнхилла.

Купол собора Св. Павла — тройной. Человеку, осматривающему собор снаружи, видна только его внешняя свинцовая оболочка, что лежит на деревянной конструкции. В свою очередь, эту конструкцию, так же как и многотонную башенку светового фонаря, венчающую купол, несет кирпичный конус — самая главная часть всего сооружения. Конус также полностью скрыт от глаз зрителей, находящихся и вовне, и внутри собора, так как под конусом расположен еще один, внутренний купол, мягкой полусферой перекрывающий подкупольное пространство и имеющий в центре отверстие, через которое взгляд уходит в кажущуюся беспредельной высоту — к световому фонарю на вершине, семитонному.

Замечательный инженерный расчет Рена выдержал не только проверку временем. Он подвергся суровому испытанию во время Второй Мировой войны, когда бомбы падали в непосредственной близости от собора и даже повредили сам собор в его восточной части. Но, несмотря на все колебания почвы и сотрясения, купол, вознесенный Реном на 111 метровую высоту, великолепно сохранился.

В техническом отношении творение Рена — архитектора, ученого и выдающегося математика — представляет собой триумф инженерной мысли Англии начала XVIII века.

Некоторые уточнения, пользуясь разрезом, хочу ввести…
Под барабаном купола — на 30 метрах от пола (257 ступеней вверх) — расположена «Галерея шепота», отличающаяся исключительными акустическими качествами. Слово, произнесенное шепотом у одной стены, можно слышать в 32 метрах от нее в другом конце галереи.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710.
Вид с высоты птичьего полета

Вид на собор с высоты птичьего полета позволяет удивиться длине сооружения — 175,5 метра! Воочию можно убедиться и в том, что знаменитый купол венчает здание, имеющее в плане форму удлиненного, латинского креста: три длинных нефа пересечены почти посередине поперечным, тоже тройным, трансептом. Все просто и ясно: две колокольни-звонницы, три глубинных нефа, поперечный тройной трансепт, над пересечением нефов и трансепта поднимается ввысь купол на 111 метровую высоту.

Это — традиционно-готический план, на котором настаивало консервативное английское духовенство. Сам Рен хотел видеть свое здание несколько иным: более близким формам итальянского Возрождения. И хотя ему приходилось считаться с официальными требованиями, тем не менее всюду, где это было хоть в малейшей степени возможно, Рен настойчиво проводил в жизнь свои замыслы.

Не упустите, вид с птичьего полета дает возможность ясно разглядеть две наружные галереи купола — «Каменную» и «Золотую».

Там, где начинается кирпичный купол — на 53 метрах от пола (376 ступеней вверх) — расположена «Каменная галерея», позволяющая совершить круговой обход вокруг купола или иначе — круговой осмотр раскинувшегося вокруг собора Лондона.

Там, где начинается барабанчик купола — на 85 метрах от пола (528 ступеней вверх) — расположена «Золотая галерея», с которой открывается вид на весь Лондон.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710.
Скульптурный декор главного портика собора, посвященный св. Павлу

Собор св. Павла является Кафедральным собором Лондона, по меньшей мере, с 604 года, когда он стал центром обращения англо-саксов тех времен в христианскую веру. Св. Павел — апостол язычников — был подходящим выбором в качестве защитника для города, расположенного в центре складывающейся нации, живущей на краю известного в те времена мира. Миссия, назначенная Христом апостолам, — нести Благую Весть с ее идеями справедливости, мира и любви в самые дальние уголки земли. Св. Павел стал заступником Лондона.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710. Главный, западный фасад

Теперь об архитектурном решении собора начинаю рассказ…
Разглядывая разрез собора, вы не могли не увидеть: он имеет один высокий неф и две галереи — северную и южную. Портик расчленен на два яруса, будто собор — двухэтажный. Это не обычно — скажем так, уважая архитектора Рена. Известно, в первоначальных проектах был другой портик — гигантского ордера тридцатиметровой высоты.Однако в каменоломнях не нашлось монолитов необходимой величины, и эту мысль пришлось оставить. Думаю, и по композиционным причинам тоже. Представьте себе тридцатиметровые колонны — монументальность собора станет чрезмерной. Двухъярусный портик, несомненно, более сомасштабен и городу, и человеку. Хотя и не соответствует объемно-планировочному решению собора.

Купол составляет главную достопримечательность собора Св. Павла. Учтя достижения своих предшественников в этой области, и прежде всего великих итальянцев Браманте и Микеланджело, Рен создал собственный оригинальный вариант. Возведенный Реном купол поднят на очень высокий барабан в обводе колонн, развитого антаблемента и балюстрады. Это придает ему и собору в целом величавое спокойствие.

Как хотел того король Карл II Лондон получил купол, не уступающий куполам собора Св. Петра в Риме и другим прославленным образцам Италии и Франции.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710.
Вид снизу на два этажа портика главного фасада собора

Двухъярусный портик имеет шесть пар колонн в нижнем и четыре пары в верхнем ряду. Показанный ракурс позволяет ощутить, сколь совершенно его тектоническое решение. Рассказывает об этом соотношение тяжести несомого и выносливости несущих элементов. Несомое — антаблементы (верхний из них с фронтоном). Несущие конструкции — мраморные коринфские колонны, что без усилий, с величавым достоинством выполняют почетную работу — художественную.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710

В центре второго яруса — портик из четырех спаренных колонн, что поддерживают антаблемент и треугольный фронтон. В тимпане фронтона — скульптурная композиция на сюжет «Обращения Савла» работы Френсиса Берда.

Две башни-звонницы возвышаются по обе стороны портика. Башни возводились уже в конце строительства: в 1706—1708 годах. В них явно чувствуется воздействие архитектуры барокко, с которой Рен познакомился во время поездки во Францию в 1665 году. Башни имеют круглый план, совмещенный с диагональным крестом, отмеченным выступами со спаренными колоннами. Это придает им динамичность, чуждую ренессансности основного объема. Но, Рен умело объединяет разнородные части в одно целое, увенчав величественный купол световым барабанчиком, повторяющим форму, характерную для башен.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710

В колокольнях Собора установлено 17 колоколов, из них 13 — в северо-западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол и Большой Том) — в юго-западной башне.

Колокол «Биг Том» (Большой Том) обычно звонит только по умершим членам королевской семьи, епископу Лондонскому, декану собора св. Павла, лорду-мэру Лондона, если он или она умерли в своём офисе.

Барочные башни динамичные чужды ренессансному основному объему, пребывающему в величавом покое. Собор — химера…

Рен увенчивает величественный купол световым барабанчиком в характерном для башен барочном стиле. Тем самым он объединяет разнородные части в одно целое.

Собор — художественная химера…

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710

О чем поют колокола?
Собор — химера в тройном сочетании разнородного…
У него — средневековый план и ренессансное объемное решение.
У него — одноэтажный центральный неф и двухэтажный портик.
У него — такого уравновешенного в своем величавом покое —
башни-звонницы и барабанчик, пребывающие в барочном
смятении-кружении.

Собор — химера, доведенная фантазией архитектора Рена
до совершенства, при котором ничего нельзя изменить не утратив художественной целостности.

Кафедральный собор Святого Павла. Арх. сэр Кристофер Рен. 1675-1710

Замыслы Рена воплощала многочисленная команда инспекторов, чертежников, строителей, каменщиков, мастеров и чернорабочих. Рен посещал участок строительства каждую субботу, где его в корзине поднимали в купол.Он смотрел на свое творение из окон своего дома, стоявшего на берегу Темзы напротив собора около театра «Глобус».

Заключительные стадии работы были особенно трудными, поскольку руководство оснащением Кафедрального собора было отнято у Рена, и ему приходилось пререкаться с королевой Анной из-за остающихся плат. Оставлять любимое дело было мучительно. Однако возраст брал свое и он мог лишь наблюдать, как его сын — Кристофер Рен младший — клал на место последний камень в 1708 году. Он также часто приходил посмотреть на свою работу до самой смерти в 1723 году в возрасте 91 года.

Его сын сочинил эпитафию на латыни, вырезанную на каменной мемориальной плите над его могилой в крипте собора и повторенную на полу под самым куполом… «Здесь похоронен основатель этой церкви и города, Кристофер Рен, который прожил более 90 лет не для себя, а для блага людей. Читающий, если хочешь увидеть его памятник, оглянись вокруг».

Воспоминание о Второй Мировой войне, которого не могут избыть лондонцы

Представлена символическая фотография Герберта Мейсона, на которой заснят собор св. Павла, возвышающийся над огнем блиц-бомбежки ночью 29 декабря 1940 года. Эта апокалиптическая картина возникает каждую ночь на экранах телевизоров в заставке к новостям. Не нужно более весомых свидетельств: собор св. Павла в Лондоне — символ нации и веры…

<—Лондон: Память о «Великом пожаре»…

Лондон: Собор Св. Павла-интерьеры—>

Leave a Reply