В каждом городе есть то, что первостепенно: какие-то абсолютные — в своей ценности неизменные во времени — достопримечательности. В Лондоне таких достопримечательностей три: Тауэр и Тауэрский мост, Вестминстерское аббатство и здание Парламента, Кафедральный собор Св. Павла. Рассмотрим каждую из достопримечательностей в исторической последовательности, но под одним и тем же углом зрения, что пок..
![1](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/1-5-1024x766.jpg)
Нынешний Тауэр уже мало похож на ту грозную крепость, какой он вошел в историю. Еще в 1843 году засыпали ров, и вместо воды здесь появился ярко-зеленый газон, оттеняющий серый камень стен. Во время многочисленных реставраций увеличили окна, в том числе и в «Белой башне». Посажено большое количество деревьев.
![2](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/2-5-1024x766.jpg)
Во внутреннем дворе много видовых площадок, увеличивающих количество интересных точек обзора. То, что при этом включается в экспозицию современная архитектура Лондона, по-видимому, не смущает лондонцев. В данном случае объектом экспозиции становится так называемый «Корнишон» британского архитектора Нормана Фостера. Здание имеет столь запоминающийся силуэт, что становится ответственным за все вторжения в старый город новой архитектуры.
![3](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/3-5.jpg)
Раритеты тысячелетней давности притягательны для современных людей. Они тревожат воображение. Видеть их — непременное средство стать тем, кого называют культурным человеком: наделенным развитым эстетическим вкусом и прочими духовными достоинствами.
Современную архитектуру не приемлет большинство современных людей. Они встают на защиту старых городов от вторжения Нового. Соглашающихся с вторжением считают варварами, вандалами, людьми бездуховными — материалистами, лишенными эстетического вкуса, нравственных качеств и так далее, и так далее.
Что делать нам — архитекторам? Практикам повеситься. Теоретикам принести общественное покаяние и встать на сторону большинства, не приемлющего современной архитектуры?
![4](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/4-5-1024x767.jpg)
Все — современной архитектуры нет. Тауэр есть. Он официально продолжает считаться одной из королевских резиденций. В крепости имеется ряд частных квартир, в которых проживает в основном обслуживающий персонал и высокие гости.
Интересно, сколько стоит снять в Тауэре номер? Или камеру: это же — тюрьма. Лежишь ночью в постели (на топчане, еще точнее — на нарах) и вдруг вспоминаешь, что забыл посмотреть, был обращен топор тюремного стража на тебя или не был. Был — казнь неминуема. Не был — можешь спокойно спать, утром встать и отправиться на работу или, оставшись в Тауэре, разглядывать орудия пыток.
Да, за ощущение себя заключенным, которого ждет —
не ждет обезглавливание, много можно заплатить…
![5](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/5-5-1024x746.jpg)
Во времена Тюдоров заключенных привозили по реке или вводили в Тауэр через «Ворота предателей».
В 1747 году на Тауэрском холме произошло последнее обезглавливание. Однако на этом история Тауэра как государственной тюрьмы не закончилась. Во время Первой мировой войны в Тауэр были заключены и расстреляны 11 немецких шпионов. В период Второй мировой войны там временно содержались военнопленные, среди которых несколько дней провёл и Рудольф Гесс. Последней жертвой, казненной в стенах крепости, стал Йозеф Якобс, обвиненный в шпионаже и расстрелянный в августе 1941 года.
У вас не возникает ощущения, что Прошлое опасно:
с чего история началась,таким и будет ее продолжение?
![6](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/6-5.jpg)
Я специально привела два вида «чистого» Тауэра — без вмешательства современной архитектуры. Не знаю, как вам, но мне трудно попадать под воздействие образов, исторически перенасыщенных. Они способны переносить в Прошлое, как на «Машине Времени»: оглянулся — а ты куда-то попал, где течет другая жизнь, для тебя противоестественная. Например, я никогда не хожу любоваться камерами для узников Петропавловской крепости.
То ли дело здесь — на обзорной площадке! Стоишь, смотришь и видишь — течет Время, как Нева, или как Темза. Течет, что-то свое с собой привнося, что-то, себя уже изжившее, стирая. Правда, как всегда, во всем должна соблюдаться мера. На этом виде два куба грубых слева мерное течение Времени нарушают.
Новое — Старое. Старое — Новое. Две противоположности, как маятник часов качаются. Что хорошо? Что Плохо? Есть ли в отношениях между ними середина? Думаю есть.
И здесь смотрит на нас мостом Тауэрским.
И там — в Петербурге — она есть,
пока он остается городом ансамблей…
![7](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/7-5-1024x767.jpg)
Опять здания слева такую прекрасную картину убивают. А может быть, новострой только меня тревожит, лондонцы к таким вторжениям привычно-равнодушны?
![8](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/8-5.jpg)
Вы можете в чем угодно меня обличать, но перед этим видом я в восторге замираю… Внизу — Тауэр с не иссякающими кровавыми историями Средневековья и времен Тюдоров. На холме выше — дома-корабли, готовые в межзвездные пространства улететь…
Где я? В верхнем зале прекрасного галактического произведения удивительного архитектора — Нормана Фостера…
![9](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/9-4.jpg)
Возникло предположение… А что, если для Лондона и лондонцев Прошлое — то, что было и прошло, а значит, не должно мешать Настоящему? Говорят, англичане консерваторы, берегущие традиции. Значит, смешение Прошлого с Настоящим — лондонская традиция, иначе того, что мы видим на этом снимке, быть не могло. Горожане не позволили бы совершиться такому нашествию Нового на исторический центр города.
Попробуем не спешить с выводами,
постараемся медленно-медленно идти в нынешний день,
держа в уме (и в сердце) две половины одного явления:
Прошлое и Будущее с Настоящим между ними,
как Тауэрский мост меж двух берегов Темзы…
![10](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/10-4.jpg)
Смотрите, жизнь крепости-тюрьмы Тауэр, в архитектурном смысле, конечно, продлилась в Тауэрском мосту, что построен через 8 столетий после появления на Темзе Вильгельма I Завоевателя. Еще два века — и между «Белой башней» и башенным мостом тысячелетие протечет, но в это трудно поверить! Не то Тауэр в древний раритет превращает мост. Не то мост молодит Тауэр. Не то лондонские архитекторы демонстрируют непревзойденное искусство стилизаций, что способно обмануть даже Время…
![11](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/11-4-1024x766.jpg)
Повторяю, дополняя… Крепость воздвигнута из грубого серого камня, мшисто-зеленоватого: подернутого рябью времен. Вертикали прочерчены белым камнем — западающим-выступающим рустом. Нет никаких украшений — только зубья-машикулы, да вертикали контрфорсов оживляют стену. Все предельно функционально. Машикулы — чтобы вести верхний бой. Контрфорсы — чтобы обеспечить неколебимость и без того мощной стены. Окна — большие, дворцовые — позднее растесаны и арками обведены.
Стены башен моста воздвигнуты из серого камня, еще не подернутого патиной времен. По планировке это — тоже нормандский донжон: с помещениями в четыре этажа и с четырьмя угловыми башнями, только… Только башенки эти — чистый декор, как и машикулы, что служат воспоминанием о воинственном — чисто английском — стиле Тюдор. Весьма изысканен оконный декор — в неком подобии поздней Готики.
И что? Сходства между двумя башнями, говорит разум, столь же мало, как между правдой и игрой. А чувство свое твердит: Тауэрский мост — блистательная стилизация, и это с вечным Тауэром его роднит…
![12](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/12-4.jpg)
История Тауэрского моста такова… Во второй половине XIX века из-за возросшего автомобильного и пешеходного движения в районе порта в Ист-Энд встал вопрос о строительстве новой переправы через Темзу восточнее «Лондонского моста».
В 1876 году был создан Комитет для выработки решения по сложившейся проблеме. Комитет организовал конкурс, на который было предоставлено свыше 50 проектов. В 1884 году объявили победителя и приняли решение о строительстве моста. Победителем оказался член жюри Гораций Джонс. После его смерти в 1887 году работы возглавил Джон Уолф Берри.
Строительство моста началось 21 июня 1886 года и продолжались в течение 8 лет. 30 июня 1894 года мост был торжественно открыт Принцем Уэльским Эдуардом и его супругой принцессой Александрой.
![13](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/13-4.jpg)
Общая длина Тауэрского разводного моста — 244 метра. Высота двух башен на устоях — 65 метров. Длина центрального пролёта между башнями — 61 метр. Пролет разбит на два крыла, которые для пропуска судов могут быть подняты на угол в 83°. Каждое из более чем тысячетонных крыльев снабжено противовесом, минимизирующим необходимое усилие и позволяющим развести мост за одну минуту. В движение пролёт приводится с помощью гидравлической системы, первоначально водяной, с рабочим давлением 50 бар (750 psi). Вода нагнеталась двумя паровыми машинами общей мощностью 360 л.с.. Система была изготовлена компанией «W. G. Armstrong Mitchell». В 1974 году система была полностью обновлена — масляная гидравлика имеет электрический привод.
Тауэрский мост. Авторы: Гораций Джонс и Джон Уолф Берри.
Строительные работы начались в 1886 году.
30 июня 1894 года мост был открыт.
![15](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/15-4.jpg)
Для пешеходов конструкцией моста предусматривалась возможность пересекать мост даже во время развода пролёта. Для этой цели, кроме обычных тротуаров, расположенных по краю проезжей части, в средней части были сконструированы пешеходные галереи, соединяющие башни на высоте в 44 метра. Попасть в галерею можно по лестницам, расположенным внутри башен.
Уже в скором времени пешеходные галереи моста приобрели «славу» места сбора карманных воров По этой причине в 1910 году галереи были закрыты. Вновь открылись они лишь 1982 году и используются как музей и смотровая площадка.
![16](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/16-4-1024x767.jpg)
Архитектор Гораций Джонс много путешествовал. Когда он был в Нидерландах, небольшие разводные мосты, перекинутые через каналы, вдохновили его на создание подъемного моста с противовесом. Джонс и его помощники — блистательные инженеры — разработали проект моста, в котором бы сочетались стальные конструкции с каменной кладкой. Так возник известный всему миру облик Тауэрского моста.
Очень вас прошу, восхититесь системой металлических противовесов. Эту въездную арку со стороны Тауэра я показываю только для того, чтобы вы не сомневались: с противоположной стороны моста стоит точно такая же арка и точно такие же металлические связи начинают и завершают рабоу системы противовесов.
![17](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/17-4-1024x681.jpg)
Убедились сколь замечательна в инженерной и художественной логике своей система противовесов? Угловая — начальная и завершающая — металлическая связь. Две криволинейных металлических фермы держат на вантах подвесной пролет слева и справа от башен. Между башнями — горизонтальная стяжка, что парит на высоте в 44 метра. Все состоялось, господа, без видимых глазу усилий!
![18](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/18-4-1024x743.jpg)
Только для строительства башен и пешеходных галерей понадобилось более 11 тыс. тонн стали. Чтобы лучше защитить металлическую конструкцию от коррозии, башни были облицованы камнем. Полная стоимость конструкции составила 1 184 000 фунтов стерлингов.
Подъемные крылья моста представляют собой огромные полотна весом примерно в 1200 тонн каждое и раскрываются, образуя угол в 83 градуса. Благодаря этому под мостом свободно могут проходить суда грузоподъемностью до 10000 тонн.
![19](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/19-4-1024x767.jpg)
Меня всегда восхищает инженерный расчет и то, что изящная прорисовка всех частей моста снимает ощущение их тяжести.
Мощное и, одновременно, хрупкое совершенство.
![20](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/20-4-1024x669.jpg)
Старая тема — как Тауэрский мост вписывается в городской пейзаж? Ответ прежний — играючи. Каждый объект — сам по себе. Вместе образуют градостроительный Хаос, что в средневековом по планировке своей городе, превращается в явление, наделенное и созидательной, и разрушительной силой. Для Лондона Хаос — тема. Петербургская тема — ансамбль, в котором чужеродные вторжения недопустимы.
Да, вы знаете, Троицкий мост в Петербурге был открыт в 1903 году. С Тауэрским мостом их разделяет не тысячелетие, а всего лишь 10 лет. Мост Петра Великого в том же Петербурге был открыт в 1911 году — через 17 лет после Тауэрского. Впечатление, что все три моста принадлежат к различным строительным эпохам…
Почему Тауэрский мост таков? Потому что таков Тауэр. Так что же это: лондонцы дорожат своим прошлым? Или им нравится Игра во всем ее бесконечном разнообразии7
![21](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/21-4-1024x676.jpg)
![22](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/22-3-1024x782.jpg)
Подсветка не заливает все, уничтожая материальность. Напротив, выделяется каждая деталь на объекте, превращая его в брильянт на черном бархате. Да, ночь и здесь госпожа…
![23](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/09/23-3.jpg)