«Современное искусство, это интересно» — говорит мой друг, смею так его называть, искусствовед Алексей Бойко. Я считаю, Современное искусство интереснее многого другого, но отношения между Прошлым и Настоящим так сложны (мне ли — архитектору — этого не знать). Новое агрессивно. Старое беззащитно. Им трудно быть вместе, а порознь быть никак нельзя. Выставка «Арт-Базель» делает очевидным то, что..
В здании бывшей францисканской церкви — Барфюссеркирхе, расположенной на одноименной площади, открыт Исторический музей. Церковь эта, отреставрированная в 1975-1981 годы и отличающаяся простотой и строгостью, — прекрасный пример архитектурного стиля ордена францисканцев начала XIV века. Очень она мне нравится — как подарок уставшему человеку…
В собрании музея представлены древнейшие археологические находки, образцы церковного и народного искусства Средневековья, золотые изделия из сокровищницы Кафедрального собора, старинные гобелены, произведения эпохи Ренессанса и Барокко, а также старинное оружие.
От себя добавлю… Основная экспозиция организована в главном нефе церкви — высоком и светлом. В этом пространстве становится значим каждый экспонат, особенно створчатые резные алтари, что, источая золотой свет-цвет, в прошлое легко и свободно погружают.
Собственно для встречи с Гансом Гольбейном мы и приехали из немецкого городка Пферцхайм в Базель, что в Швейцарии. За Художественным музеем потянулась нить — сам город и его Кафедральный собор. Нить быстро оборвалась — в Базеле мы остановились всего на день. Что не успели увидеть и заснять, пришлось искать в Интернете.
Троянского коня ввели в город устроители художественно-коммерческих выставок «Арт-Базеле» и оставили. Наивные базельцы не заметили угрозы, а Троянский конь, им совсем чужой, ждет своего часа…
И поставлен так удачно: за углом — как ворог. Присмотритесь, за углом расположено здание Художественного музея Базеля, что ведет традиционно-просветительскую политику и в постоянных, и в передвижных выставках.
А ворог стоит. По сторонам не глядит. Ждет своего часа.
В чем его опасность? Только в том, что он — Троянский конь,
пришедший без боя взять крепость…
с помощью современного искусства…
Каждый год Базель превращается в гигантский музей современного искусства. Галеристы со всего мира свозят сюда лучшие произведения XX и XXI веков. Арт-Базель, вкупе с Венецианским биеннале, формирует тенденции современного искусства.
На 41-й ярмарке «Арт-Базель» представлены 36 стран, 303 галереи и 2500 художников. Эксперты отмечают, что снижение курса евро относительно доллара должно воодушевить на покупки гостей не из Европы. Уже в 2009 году выставка привлекла рекордное число посетителей — 61 тысячу, а хорошие продажи указали на послекризисное восстановление арт-рынка.
И эта реклама чрезвычайно агрессивна. Серо-будничная поверхность разрывается. Из разверзшейся щели смотрит на вас мужское лицо с убийственно-острым взглядом. Базель на этот взгляд — то, что нужно поработить, чтобы духа бюргерского в нем не было!
«Илиаду» Гомера читайте!
«Троянского коня» в город не пускайте!
Поздно вопить: Троя уже давно погибла…
Эта инсталляция создана будто специально для меня — большой любительницы подобных игр с пространством. Священная сфера делает пространство вокруг себя живым — и Космос возникает… Эвклидов — трехмерный? Вы постойте под сферой, столько, сколько стоят они, и узнаете…
Устроители выставки дали пояснение к этой огромной лежачей композиции: извивы «Лабиринта» отражают хаотичность современных городов — запутанность и суетность текущей в них жизни. «Большой колодец», в который нужно все сбросить, на их взгляд, по-видимому, — единственный выход из создавшейся в урбанистике ситуации.
Архитекторы, во всяком случае моего возраста, очень любят создавать композиции из ватмана, приклеенного к основанию торцом. Открываются исключительные пластические возможности, что передают едва уловимые впечатления, настроения. Здесь я вижу улицу-ущелье, проложившую себе путь среди высоток. Улица проходит мимо «Большого колодца»: для нее низвергнуться в колодец — не выход. Улица должна течь, как велит Время. Улица — пленница «Лабиринта», но проложена она Временем…
Очень выразительная передача полного уныния, смирения перед обстоятельствами, обреченности на худшее… Можно было бы еще что-нибудь сказать, если бы не было выставленного на «Арт-Базеле», по-видимому, скульптурного ремейка (переделки) «Очереди»…
Ушла конкретность времени, места, материала. Сознание современного зрителя не связывает эту «Очередь» с временем Великой Депрессии, что утратила свою реальность. Не связывает сознание эту «Очередь» и с улицей Вашингтона, потому что нет уличного мощения, а стена и дверь из реальности перешли в мрачный фон, усиливающий напряжение. Не сверкают отполированные до блеска руками прохожих плечи выполненных из бронзы мужских фигур. Материал не выявлен и даже прозелень не свидетельствует о том, что фигуры — из бронзы, потому что идет эта прозелень и по кирпичной стене.
Действительность воспроизведена точно, но бесстрастно, внеэмоционально. В результате создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной сверхреальности. Изображение обретает самостоятельный смысл, зависимый лишь от способности зрителя увидеть в нем что-то запредельное.
Я вижу фигуры с заплесневелыми головами. Время течет линейно, но прерывисто. Очередь застывает, потом открывается мрачная дверь и человек исчезает в темной бездне. После гильотинированного ухода одного вновь наступает оцепенение. Потом все повторяется: открывается мрачная дверь и следующий человек исчезает в темной бездне. Процесс гильотинирования не закончится никогда, потому что очередь из фигур с заплесневелыми головами бесконечна. Зачем эти люди пришли в жизнь, чтобы, в своей заплесневелости так и не ожив, заполнять безграничность запредельности?
На мой взгляд, ассоциативная мощь данного изображения превращает это произведение в оправдание многих поисков современного искусства, что, казалось бы, ведут в тупик. Нет, здесь дверь периодически открывается. Остается лишь зрителям ожить — выйти из оцепенения…
16 июня в Швейцарии открылась выставка-ярмарка «Арт-Базель — 2010», сообщает Bloomberg. Она считается крупнейшей ярмаркой искусства XX-XXI веков. Среди почетных гостей — российский бизнесмен Роман Абрамович и голливудский актер Вэл Килмер.
В первый день мероприятия уже была продана скульптура Пикассо «Персонаж» (Personnage, 1960) — за нее отдали 15 миллионов долларов. Кроме того, были проданы несколько работ французского скульптора Луизы Буржуа, которая скончалась 31 мая на 99-м году жизни.
Среди наиболее ценных произведений, представленных в Базеле — прижизненный бронзовый слепок скульптуры Альберто Джакометти «Три шагающих человека I» (1948-1950). Его оценивают в 25 миллионов долларов.
Вот сколько стоят в пересчете на деньги мысли Джакометти… «Человек…человеческая особь…свободная личность…Я… палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек — и одинокий человек — утративший связь — в полуразрушенном страдальческом мире — кто ищет себя — начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Пафос предельного изнеможения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры,человек горел на костре! Это несомненная правда, что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей… Человек не только ничего не имеет,
он не является ничем большим чем его Я».
Привожу это — постороннее — произведение, что еще ненадолго остановить внимание на великом мыслителе-хкдожнике-человеке.
Альберто Джакометти родился в 1901 году в Швейцарии. С 1921 года он жил и работал в Париже, где сблизился с А. Бретоном,
П. Пикассо, Х. Миро и другими.
До начала Второй мировой войны художник многократно менял свой художественный язык. Он прошел через все модернистские движения, горячо увлекаясь каждой новой идеей и так же быстро отдалялся от них.
Незадолго до начала немецкой оккупации Франции Джакометти покинул Париж и вернулся на родину. Именно там он создал свои знаменитые «исчезающие» скульптуры — удлиненные и вытянутые, словно вырастающие из одной точки фигуры с маленькими головами и массивными ступнями, подчеркивающими тонкость и хрупкость самих силуэтов.
Фигуры исчезают, но воспоминание о них должно остаться,
иначе кому была нужна зачем-то возникшая жизнь…
Превращение человека в распадающийся скелет, обернутый кожей, как бинтами, выглядит, на мой взгляд, отталкивающе, и я не хочу переводить в слово несомненно заключенный в скульптуре смысл. Я зритель — не устроитель: мне можно все.
Скульптуры Генри Мура сравнивают с отполированными морскими волнами и ветром скалами. Он — основоположник витализма (от лат. vitalis — «жизненный»), произведения которого воспринимаются как архаический и удивительно современный символ. Фигуры находятся во власти земного тяготения, которое они пытаются преодолеть, обретая текучесть, пластичность, ритмику движущихся волн.
Все работы Мура очень органично вписываются в реальное, окружающее их пространство, или сами это пространство создают. Абстрактные, а иногда и довольно реалистичные скульптуры Мура напоминают волшебные ленты Мебиуса, воплощающие бесконечную пластику движения.
Согласна с каждым словом: погружаться в ощущение
внутреннего напряжения скульптур Мура — что получать
наслаждение, заставляющее что-то внутри себя ожить…
Джулио Паолини не согласен с преувеличением требований к социальной значимости работ художника. Он утверждает: «Для того, чтобы быть подлинной, работа должна забыть о своем авторе». Забываем об авторе — смотрим на работу.
На высоких постаментах две горестно склоненные головы Антиноя — возлюбленного императора Адриана. Взгляд направлен вниз, где разбросаны гипсовые осколки. С приходом современного искусства что-то разбилось в античности, на которой больше двух тысячелетий держалось все, Европой произнесенное?
Прошлое должно быть возрождено?
Каков ответ? Света полный…
Жан Фабре утверждает, что до человеческого мозга можно добраться с помощью лопаты.Здесь, по-моему, представлена архитектурная трансформация головы: поворот ее на 90 градусов относительно центральной оси. Смотрю на результат и думаю: что же при этом случилось с мозгами, которые должны быть в каждой голове. Судя по высунутому языку, экспонат — шутка-дразнилка для тех, кто не имеет архитектурного образования. Сфера мозгов неподвижна, а значит, осталась неприкосновенной. Сместились только кости и хрящи на радость любителей пощекотать мозги.Есть суждения куда строже: «Арт-Базель» —
«культивация уродства и идиотизма».
Это — призыв: собрать все страсти земные в одну общую кучу и поджечь? Согласна, только бесстрастный мир также страшен, как и бездуховный.
Урна трескается от жара —
вопрос остается без ответа.
Но, как-то надо дальше жить…
Чжан Хуан — самый актуальный и знаменитый на данный момент арт-деятель Китая. Он же – известный скандалист и провокатор. Однажды он разделся догола и обмазался медом. В таком виде он несколько часов просидел одним общественным туалетом в гетто Пекина. Сидел до тех пор, пока его не облепили мухи. В следующий раз он оделся в “костюм” из сырого мяса.
Чжан Хуан неоднократно выставлялся по всему миру. Он участник Венецианской биеннале, выставок в Центре Помпиду и Музее Людвига в Кельне. В Москве он тоже выставлялся, предложив посетителям около 30 произведений, включая живопись, рисунки, фотографии и скульптуру.
«Арт-Базель» не заставляет участников ограничиваться небольшим ярмарочным стендом. Раздел, где искусство получает право развернуться в полную силу, а одно произведение может занимать больше 150 кв. м, называется Art Unlimited («Искусство без ограничений»). C 2000 года на площади 12 тыс. кв. м показываются масштабные инсталляции, потребителями которых могут быть только музеи или коллекционеры с музейными амбициями. В этом году таких инсталляций 56, и самая эффектная из них — пятитонный Сфинкс из дерева, стали и коровьих шкур, созданный известным китайским художником Чжаном Хуаном (его приобрел за 1,8 млн долларов статусный художник-миллионер из Японии Такаши Мураками).
Хотела поделиться своими впечатлениями, но не буду.
Жалко Сфинкса… Неужели мы все так деградировали
в сравнении с цивилизациями прошлого — можем создавать
Высокое, лишь упрятав его под «ослиной шкурой»?
Кролик летит над архитектурной конструкцией. Понятно, это — 2011 год, что одним махом перелетит через наших планов нагроможденье и растает, а мы будем поздравлять друг друга с Новым годом, что грядет, уже пришел, уже ушел!
Да здравствует Новый год!
На мой взгляд, в Базель — город «Мертвого Христа» и бесчисленных «Распятий», такие экспонаты пускать нельзя, как святотатство. Или уже Христос — сам по себе, а базельцы (даже базельцы, имеющие такой художественный опыт высоких переживаний) и все иже с ними — сами по себе.
Бегут по кругу обыденной суеты, ничему не мешающей,
никуда не зовущей, все отнимающей…
Выписка из Википедии…
Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
Возражаете — собачки как живые, они так милы? Да, и многие не замечают, что в экспонате этом запечатлена подмена Человеколюбия (что так трудно) любовью к чудесным зверькам (что так легка в слезливой сентиментальности своей).
Вновь я в комнату вернулся — обернулся — содрогнулся, —
Стук раздался, но слышнее, чем звучал он до того.
«Верно, что-нибудь сломилось, что-нибудь пошевелилось,
Там, за ставнями, забилось у окошка моего,
Это — ветер, — усмирю я трепет сердца моего, —
Ветер — больше ничего».
Я толкнул окно с решеткой, — тотчас важною походкой
Из-за ставней вышел Ворон, гордый Ворон старых дней,
Не склонился он учтиво, но, как лорд, вошел спесиво
И, взмахнув крылом лениво, в пышной важности своей
Он взлетел на бюст Паллады, что над дверью был моей,
Он взлетел — и сел над ней.
…………………………………………..
И воскликнул я, вставая: «Прочь отсюда, птица злая!
Ты из царства тьмы и бури, — уходи опять туда,
Не хочу я лжи позорной, лжи, как эти перья, черной,
Удались же, дух упорный! Быть хочу — один всегда!
Вынь свой жесткий клюв из сердца моего, где скорбь — всегда!»
Каркнул Ворон: «Никогда».
И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,
С бюста бледного Паллады не умчится никуда.
Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,
Свет струится, тень ложится, — на полу дрожит всегда.
И душа моя из тени, что волнуется всегда.
Не восстанет — никогда!
1894. Перевод К. Бальмонта
Удивительно красноречивые иероглифы оставляют декораторы базельские в так называемой «городской среде». Как любая среда обитания, она включает в себя самые различные «организмы», например — не из кожи и костей, а двухмерок из металла.
Двухмерки опасны: могут трехмерный мир сокрушить.
Не кличте беды — уберите их.
Оставьте: пусть, как мы, над пропастью идут.
Кто первым в пропасть упадет,
оставшиеся в живых узнают.
Мрачноватая трактовка?
По-видимому, верная:
когда много радуешься,
хочется попечалиться…
Современное искусство, особенно современная архитектура, — злоумышленник Троянский конь, которого нельзя пускать в город. Все плачет во мне от горечи и стыда.
«Нужно убить архитекторов» — говорят горожане. Убивайте: Современная архитектура назовет своих творцов иначе
и будет продолжать черное дело, не требуя жертв.
Время течет, во имя своего движения, все сметая на пути.
Оно безразлично — это Время: бессердечно, бесчеловечно.
Я знаю, простите за смелость, как его победить.
Время — не закономерность.
Время — миф, который нужно развеять,
поставив во главу движения его противопоставленья.
Сердечность. Человечность. Внимание ко всему и вся…
Такого не было и не будет Никогда!
Не пугайте людей страшными снами Эдгара По.
Выбирайтесь из страшной тени, которой при свете нет.
Кто за мной? Я не могу быть первой в этом ряду.
Мой ряд уже ведет не туда…
Боди-арт (body art — англ.: телесное искусство) — возникшее в 60-х годах авангардное направление, использующее «сырую реальность»: тело, телесность, позу, жест — невербальный язык. Искусство это включает в себя бодипентинг — рисование по телу, татуаж — татуировку под кожу, пирсинг — «прокалывание дырок», скарификацию — шрамирование, брэдинг — выжигание клейма. Направление интересно как перформанс с его публичной импровизационностью. Юные фото-модели на глазах зрителей преображаются, потом демонстрируют свой новый вид на подиуме и в фотографиях запечатлеваются.
А свинка здесь при чем? Кстати, она — «сырая» (чучело набитое) или муляж? Может быть, на ее шкурку нанесена фрейдистская символика, или садомазохистскими мотивами украшена она.
Ничего не понимаю.
Ничего не знаю и знать не хочу.
Вот и весь результат моей встречи
с боди-артом на свинской спине.