Картина написана на библейский сюжет, и представлена в двух независимых панелях. На одной Адам держит рукой ветку яблони, на второй стоит Ева, с лежащим в руке яблоком. Яблоко придерживает за черенок змей, свесившийся с Древа познания. На табличке, висящей справа от Евы на ветке есть надпись «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году».
Мы увидели диптих в общем ряду картин на стене. Мне показалось, что они «выпадают» из ряда тем, что эти прекрасные создания — мои современники, а библейские атрибуты просто привнесены.
Адам и Ева — прародители человеческого рода (Адам по-еврейски — человек, Ева — Haviva — земля). Ева вместе с Адамом представляла пару перволюдей. Сотворенная из ребра Адама, она указывала на вторичность природы женщины. Ее образ ассоциировался с яблоком и со змеем. Ева первая встала на путь греха и совратила Адама, поэтому женщины считались более греховными, чем мужчины. Веками история Адама и Евы рассказывалась только как история грехопадения, за которую прародители человечества были изгнаны из рая, осуждены на тяжкий труд и вечные муки. Дюрер — художник-философ, он был крайне религиозен, он писал: «Моя жизнь складывается, как предопределено свыше».
В своем диптихе «Адам и Ева» Дюрер исполнил гимн во славу Человека — умного и красивого, любящего и любимого. В этой работе, исключительно ренессансной по духу, отображена классически совершенная пластика. Их юные лица полны неизъяснимой прелести и очарования. Эта работа явилась плодом тщательного изучения пропорций обнаженного человеческого тела и считается образцом дюреровского идеала красоты. Дюрер показывает Адама и Еву как две ипостаси сущности человека. Их тела светятся, озаряя окружающую тьму. Дюрер поместил Адама и Еву на двух отдельных досках – находка гениальная; она во сто крат усиливает их взаимное притяжение. Между Адамом и Евой невидимый, могучий ток желания.
После Дюрера жанр обнаженной натуры утвердил себя даже в религиозной живописи. И в ней Адамы и Евы были изучением-изображением всех сторон человеческого тела…
Ханс Бальдунг, прозванный Грин, что значит «насмешник» (1480 — 1545) — один из выдающихся художников так называемой верхнегерманской школы, известен как живописец, гравёр и рисовальщик. Считается самым талантливым учеником Дюрера.
ГРУША – символ долговечности и верной любви. Ее трепетно держит в руке Адам, предлагая оценить его выбор.
ВИНОГРАД … Лоза и виноградные гроздья в христианской религии символизируют также компоненты причастия — хлеб и вино, тело и кровь Христовы.Эти значения совсем непонятны Еве: она отодвинула гроздь с небрежением.
Символ ЯБЛОКА имеет в Греческой мифологии значение божественного дара, красоты и совершенства. Ева выбирает его, похоже, не понимания, что оно же — соблазн, искушение, запретный плод.
В изображениях рая АПЕЛЬСИН — это плод грехопадения. Но, он уже не понадобится: выбор совершен.
Бальдунг сцену грехопадения новым смыслом. Самые фривольные, с точки зрения традиции, позы и жесты прародителей, созданных Л. Кранахом и другими художниками, покажутся невинными по сравнению с Адамом и Евой Бальдунга. Хотя Адам и Ева не смотрят друг на друга и не прикасаются друг к другу, между ними возникают эротически-напряженные отношения. Адам стоит, подбоченясь и вскинув голову, с вызовом смотрит вверх, на змея-искусителя. Его взгляд полон вожделения. Ева, сознающая страсть Адама, кокетливо и чуть насмешливо опустила глаза, в ее лице — напряженное ожидание. Композиция диптиха обыгрывается художником как преграда, препятствие между прародителями.
Соблазнитель здесь Адам, что договаривается со Змеем, Ева — пассивный провокатор свершившегося. Мы обмануты, о представители человечества… Смешно? Очень…
Работы этого известного художника написаны виртуозно, часто посвящены изображению возраста, имеют иногда зловещий смысл и довольны символичны.
Это — типичная для Кранаха религиозная живопись раннего периода. Все естественно и просто. Лишь атрибуты позволяют понять, что это — сцена грехопадения. Не то уже свершившегося, потому что прародители уже испытывают стыд. Не то еще ничего не произошло, просто в жаркий летний день им мешают наслаждаться счастьем мухи.
Мифологическая живопись Кранаха изначально виртуозна, по пропорциям Венера совершенна, Купидон очарователен весьма.
Лукреция (ок 500 г до н. э.) — по преданию, римская женщина, славившаяся своей красотой и добродетелью. Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина.
Известнейший римский историк древности Тит Ливий писал, что Секст Тарквиний (сын древнеримского царя Тарквиния Гордого) пленился красотой Лукреции и, угрожая ей оружием, изнасиловал. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема.
Лико Девы Марии прекрасно, полно нежности и печали, от которой оно становится особенно милым. Ей хочется помочь? Ей нельзя помочь, можно лишь надеяться что у нее хватит силы духа перенести Предстоящее.
Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. Размер работы 77 x 121,5 см, дерево, масло. После первой трети 16-го века в картинах художника беспрестанно повторяется образ белокурой тонкой женщины с рыжеватыми волосами, узким разрезом глаз, изогнутым телом, жеманными движениями. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. «Отдыхающая нимфа» — одна из таких картин.
Нимфа дремлет или размышляет? Ее тело, мягкое по пластике — переливчатое, как воды источника. Она добра? В любом случае,я страшусь ее взгляда…
Фрагмент великолепен. Тетерки очень деятельны. Доспехи нимфы ждут своего часа — того, когда, проснувшись, она проявит свою чудодейственную силу. Хорошо бы раньше успеть уйти…
Возможно, художник изобразил не просто нимфу источника, а богиню Диану или саму Венеру. Понятно одно: это нежное существо опасно, и лучше бы путнику, отправившемуся в тёмный лес, обойти стороной его владения. Латинская надпись в верхнем левом углу картины предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю. Не смей нарушить мой сон».
Что это: заявлена еще одна тема в истории живописи — КРАСОТА ОПАСНА, КАК ЛЮБОЕ ИСКУШЕНИЕ?
Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров Немецкого Северного ренессанса. Он на 10 лет пережил Ганса Бальдунга и Ганса Гольбейна Младшего, на 25 лет — Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Можно сказать, их творчество во многом определило Европейскую живопись, и в области изображения обнаженной натуры тоже.