Греко-каргопольская игрушка

Мои подруги пришли в полный восторг греческие коники похожи на каргопольские игрушки. Я вслушивалась и в свое восхищение и понимала: его вызывает убийственный стереотип… Согласно ему, народные ремесла, составляющие народный промысел, — сугубо местное явление. Сидят бабушки при лучине и лепят зимними вечерами забавки из глины для своих внучков. В одной деревни — забавки одни, в другой — другие. Совпадение с «греческим промыслом» вообще не постижимо!

игрушечные коники
Национальный Археологический музей в Афинах.
Экспонаты VII века до н.э. — и вазы, и игрушечные коники.

Вне зависимости от того, в какой деревне их лепили, все игрушки замечательны тем, что в них запечатлено представление о Мире и жизни в нем.

Игрушечные коники
Национальный Археологический музей в Афинах.
Игрушечные коники с всадниками — экспонаты VII века до н.э.

Эта конница рассказывает, что изначально Мир был открытым — не поделенным на части границами, и всадники на конях по Земле свободно шли. Куда? В даль бескрайнюю. За чем? За счастьем для своих детей…

Квадрига
Национальный Археологический музей в Афинах.
Все экспонаты — VII века до н.э. Квадрига с возничим — из терракоты.

Что за чудесная картинка трехтысячелетней давности!

Бронзовый коник отощал и устал от тягот бесконечных переходов по Земле. Собачонка хвостом махает — его утешает. Терракотовый всадник к новому походу готов. Квадрига с возничим об изменениях в социуме говорит. Среди прочих есть такие, что ездят на четырех конях с гордо вытянутыми «выями» — шеями. «Выя» — твердая, несклоняемая шея, свидетельствующая о гордости и непокорности. «Жестоковыйный» — утверждающий свою власть над другими или стремящийся всех победить в бою, на соревнованиях.

Ох, уж эти греки?! Да, только из Архангельской области эти «устаревшие» понятия до нас дошли…

Сосуд
Национальный Археологический музей в Афинах.
Сосуд с крышкой для хранения предметов —
экспонат VI века до н.э.

Смотрите-смотрите, движение всадников остановилось! Кони, потеряв своих наездников, устроились на крышке — что крыше мира. Когда это случилось? Во всяком случае, в V веке до н.э. греческие всадники поднимались на Акрополь, празднуя Панафинейские торжества. О том свидетельствует фриз Фидия, тянущийся по целле Парфенона…

Мысль, ослепляющая, нет — просветляющая разум, пришла…

сосуд с крышкой
Национальный Археологический музей в Афинах.
Ручка крышки сосуда в виде трех коников —
экспонат VI века до н.э.

Возраст игрушечных коней не может исчисляться, с VII века до н.э. начиная. В это время они уже достигли вершины мира. Свой путь игрушечные всадники начали…

В древнейшие времена общеарийского единства народов, что в самости своей станут определяться в бронзовый век.

Каргопольские игрушки
Каргопольские игрушки из глины — XX век.

Современные Каргопольские коники, несомненно, на греческих похожие, поражают не тем, что между ними расстояние в 3 тысячи лет…

Эти светящиеся радостью существа
рассказывают о единстве народов,
что были когда-то ариями — «людьми света»,
а потом разделились на части
по воле «жестоковыйных» всадников,
что одних привели туда, других — сюда.

 

Кентавр
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
ПОЛКАН (полконя) — «по-каргопольски»,
«по-древнегречески» — КЕНТАВР.
Есть еще в древнерусской культуре и КИТОВРАС

Кентавры в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади. Они — обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.

Каргопольские игрушки
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Семейство кентавров — большое, дружное
и дружественное по отношению к нам..

Эти различия в истории с кентаврами можно объяснить одним:.. Общеарийское единство народов распалось. Одни всадники привели свои племена в Элладу и, как пришельцы на чужую территорию, стали насаждать новую религию, утверждающую власть Небесных богов. Другие всадники привели свои племена, пришедшие на территорию, позднее называемую Русским Севером, поддержали исконную власть Земных богов.

Здесь КЕНТАВР стал КИТОВРАСОМ —
фантастическим существом, запечатленным в древнерусских апокрифах, архитектуре и… детских игрушках, что создавал народ…

Полкан
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Изначально то — древнерусский ПОЛКАН,
противопоставивший себя древнегреческому КЕНТАВРУ.

ПОЛКАН — ПОЛ КОНЯ: существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным. ПОЛКАН — БОГАТЫРЬ, обладающий огромной силой и скоростью: может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок».

Каргопольские мастера часто изображают Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной. А потому Полкан является весьма распространённой собачьей кличкой.

КИТОВРАС тоже продолжил свое существование…

берегиня
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
«БЕРЕГИНЯ» или «МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ». То — глиняная баба с головой, увенчанной «солнцем», с воздетыми к небу руками и с птицами — молениями о вешних лучах солнца, о свете и тепле…

Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.
Земля для крестьянина была живым существом. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей солнца. Она давала урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской. Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.Птицы своим громким щебетом «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

берегиня
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
«БЕРЕГИНЯ» или «МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ». То — глиняная баба с головой, увенчанной «солнцем», с воздетыми к небу руками и с птицами — молениями о вешних лучах солнца, о свете и тепле…

Глиняные «бабы» были маленькими языческими идолами. До недавнего времени на Русском Севере эти «бабы» служили в доме оберегом. Согласно народному представлению, они способствовали семейному благополучию, рождению детей и плодородию земли. На «бабах» обязательно изображался «фартук» с традиционным символом плодородия или Солнца, .Существовал даже обряд замешивания зерна в «юбку» глиняной «бабы».

В греческой культуре ей ближе всего ДЕМЕТРА,
И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ЭТО ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ РОДСТВЕ ГРЕКОВ,И КАРГОПОЛЬЧАН…

тяни-толкай
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Справа — фигурка «ТЯНИ-ТОЛКАЯ», одна половина которого окрашена в белый цвет, другая — просто глиняная.
Что это за существо и есть ли у него родственники в Греции?

И узнала я в Интернете такое, что по сю пору ужасаюсь. «Тяни-Толкая» никогда не было на самом деле. Его придумал Хью Лофтинг, описал в своей книге Доктор Дулиттл в 1922, а Корней Иванович Чуковский в 1936 пересказал и переработал в доктора Айболита (из Википедии, статья «Доктор Айболит»).

Как не было?! А бесчисленное воинство каргопольских коников одно- и двуглавых?! А шитье, где Берегиня с воздетыми руками и они — дорогие коники мои — главный сюжет?! Их что, несмотря на много-тысячелетнюю давность, не было и нет?!

тяни-толкай
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Фигурка «ТЯНИ-ТОЛКАЯ», одна половина которого — белая, другая — черная, а посередине сидит дед в тюрбане с окладистой бородой.
Родственников в Греции у этого существа нет.

«Тяни-Толкаи» — как Инь-Янь: двуединство противоположностей нераздельное. Свет — Тьма, Добро — Зло, Жизнь — Смерть, Радость — Горе…

Всадник на «тяни-толкае» — олицетворение постоянной борьбы между светлой и темной сторонами человеческой души, ибо стараются перетянуть его на свою сторону светлые и темные силы. На одних фигурках всадник еще держится руками за обоих коней, как-бы не определившись в своей судьбе, на других уже прильнул к светлому коню.

У греков таких образных понятий нет:
они быстро стали философами.
Не то на Русском Севере…

черепашки
Эти черепашки живут не под Акрополем в Афинах, они — из Каргополя.
Они — носительницы Солнечного света, что для Севера — высшая ценность. Они похожи на своих южных подруг и бесподобны в своей ярко выраженной миссии мироустроительной…

Пришло время признаться: мы били в Каргополе всей семьей — от велика до мала. У нас там много друзей, каждому из которых мы старались отдать частичку души. С собой увезли солнечное сияние, что дарит лишь надежда на Будущее…

Наши каргопольские друзья борются за продление памяти Родного края, воспроизводя то лучшее, что было в его Прошлом. Когда началось это Прошлое?.. В период неолита, согласно 4 тысячелетию до н.э., когда в этом районе нашли древнейшие поселения человека? Или еще раньше?

Валентин Дмитриевич Шевелев
Каргополь. Дом-музей семьи Шевелевых.
Валентин Дмитриевич Шевелев — известный каргопольский гончар, игрушечник, живописец, педагог, член Союза художников России. Родился в 1933 году в семье потомственных мастеров традиционной каргопольской игрушки

Валентин Дмитриевич ведет собственную стилевую линию в промысле, опираясь на традицию и внося в нее яркие индивидуальные черты. Стилистика произведений Валентина Шевелева отмечена простотой и устойчивостью форм, органичностью пропорций, сохранением живой фактуры глины, отточенностью приемов лепки. Величиной с ладонь, его пленэрные работы очень похожи на игрушки и особенно ценимы любителями его искусства. С 1967 года Валентин Шевелев непременно показывает их на многочисленных выставках и в России, и за рубежом — в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции, Италии.

Но, не в Греции. Случай так распорядился —
тайну сродства бережет…

Произведения В.Д. Шевелева: Ворон, Полкан, Ворона
Произведения В.Д. Шевелева: Ворон, Полкан, Ворона

«Вот Полкан – половина коня, половина человека, – рассказывает художник, – а поскольку здесь знак Солнца, то это бог Ярило. Если погоны нарисовать, так это уже генерал, защитник земли Русской. А птичка – это символ неба. А ворона, Кар – это Каргополь. Каргино поле – это воронье поле».

Мама рассказала, что в нашей деревне ворон любили, их задабривали. А в другой деревне называли каргой, боялись, так они плохо жили. Так что это не просто ворона, а ПТИЦА СЧАСТЬЯ».

Да-да, — думала я… о Гиперборее
стране счастливых людей…

Произведения В.Д. Шевелева: Семейство ворон. Старшая - с обнаженной грудью, как Берегиня - Мать Земля. Отец - в сюртуке. Дети - с игрушками-погремушками. Все, что требуется в хозяйстве, тоже есть.
Произведения В.Д. Шевелева: Семейство ворон. Старшая — с обнаженной грудью, как Берегиня — Мать Земля. Отец — в сюртуке. Дети — с игрушками-погремушками. Все, что требуется в хозяйстве, тоже есть.

Образы ворон Каргополем рождены. В других местах ничего подобного нет. Я пыталась расспросить, как рождается образ, есть ли корни у него и откуда идут, из какой дали временной. У Валентина Дмитриевича один ответ: «Так всегда было». И я поняла….

Он живет внутри традиции: она проходит через него, обволакивая, как воздушный, световой столп. И в этом — чудо, что позволяет ему творить. Строить концепции — дело других, не просветленных, не осиянных Даром Небес.

птица-тройка
Каргополь. Дом-музей Шевелевых.
Работа Валентина Дмитриевича.
ПТИЦА-ТРОЙКА, ЧТО К СЧАСТЬЮ ЛЕТИТ.
Фото Марины Бреслав. 2010 год.

В энциклопедии говорится, что «гипербореи — это народ, живущий по ту сторону северного ветра Борея, который дует из пещер северных гор. Они являются сказочным народом, который жил в какой-то райской стране, вечно юный, не знающий болезней, наслаждающийся непрерывающимся «светом сердца».

птица-тройка
Каргополь. Дом-музей Шевелевых.
Работа Валентина Дмитриевича.
ПТИЦА-ТРОЙКА, ЧТО К СЧАСТЬЮ ЛЕТИТ.
Фото Марины Бреслав. 2010 год.

Другие сведения о Гиперборее таковы… «Они не знали войн и даже ссор, никогда не попадали под мщение Немезиды и были посвящены богу Аполлону. Каждый из них мог дожить до 1000 лет. Смерть приходила там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа».

птица-тройка
Каргополь. Дом-музей Шевелевых.
Работа Валентина Дмитриевича.
ПТИЦА-ТРОЙКА, ЧТО К СЧАСТЬЮ ЛЕТИТ.
Фото Марины Бреслав. 2010 год.

Вот такие — греко-каргопольские — воспоминания… Из-за природных катаклизмов Гиперборея исчезла под льдом, а гиперборейцы разошлись по земле. Кто-то забыл о своем счастливом детстве. Другие — берегут воспоминания о нем, продолжая воспроизводить его меты.

Главная мета Прошлого — исконного, первобытного —
в том, что все люди едины. Спросите об этом детей,
чьи глаза неподдельный свет источают….
Вот такие — греко-каргопольские — воспоминания…

<— «ТОЧКИ СВЕТА» В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ…

Leave a Reply