«Точки света» в океане времени

Я назвала альбом «Точки Света» не из-за детских игрушек: они всегда сердца греют. Мне хотелось сосредоточить внимание на времени, что будет с нами играть, то уходя в глубину на пять тысячелетий, то всплывая выше, то возвращаясь на берег — в наш день.

фигура коня
Национальный Археологический музей в Афинах.
Детская игрушка: фигура коня, везущего 4 амфоры на спине.
Найдена в детском погребении (VIII — VII век до н.э.).
фигурки птиц
Национальный Археологический музей в Афинах.
Детская игрушка: фигурки птиц.
Найдены в детском погребении (VIII — VII век до н.э.).
фигурки коней
Национальный Археологический музей в Афинах.
Детская игрушка: фигурки коней.
Найдены в детском погребении (VIII — VII век до н.э.).
каталка
Национальный Археологический музей в Афинах.
Детская игрушка: каталка на колесах с фигуркой коня.
Найдены в детском погребении (VIII — VII век до н.э.)

.Подчеркиваю, эти коники из I тысячелетия до н.э. Чтобы стать деревянным конем для наших наездников, колесам нужно пройти путь в три тысячелетия… Ужас…

погремушка-оберег
Национальный Археологический музей в Афинах.
Справа — детская игрушка: погремушка-оберег.
Найдены в детском погребении (VIII — VII век до н.э.).

У наших детей тоже есть погремушки, только с их помощью злых духов не отгоняют. Наши погремушки призваны стимулировать сенсорные способности ребёнка, тренировать зрение и слух, восприятие цвета, формы, размера предметов. Это одна из самых многофункциональных игрушек!

Мы так увлечены обоснованиями, что даже забываем сказать спасибо погремушкам-оберегам, что пришли в нашу жизнь из трехтысячелетних далей…

идол-колокол
Боэтанский «идол-колокол». Приблизительно 700 до н.э.
Он, по-видимому, предназначался для культовых церемоний.
Находится в экспозиции Лувра.

Эта дама в расписном наряде — не игрушка-погремушка. Она — ИДОЛ. Слово заимствовано из старославянского языка, в который, в свою очередь, оно попало из греческого, где означало «такое изображение, которому поклоняются».

Цель создания идолов в религиях заключалась не только в попытке воплощения сверхъестественных сил, но и в потребности приближения себя к богам на время пребывания в материальном мире.

Сосуд в форме ежика
Национальный Археологический музей. Афины.
Раздел «Кикладского искусства». Сосуд в форме ежика.
Сирос, некрополь Халандриани. II тысячелетие до н.э.

В фазе Сирос обнаружено большое разнообразие форм сосудов, копирующих птиц и животных. Пожалуй, самым любимым животным кикладских гончаров был еж. Имеется большое количество сосудов, выполненных в форме ежа.

Готовьтесь, сейчас мы перейдем
в главный раздел темы — КИКЛАДСКОЕ ИСКУССТВО,
С III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. НАЧИНАЯ…

Кикладские идолы
Музей кикладского искусства в Афинах.
Кикладские идолы, созданные в 2700—2300 гг. до н. э.
Голова и женская фигура.

Кикла́ды , или Кикладские острова — архипелаг в южной части Эгейского моря. Греческое слово Κυκλάδες буквально означает «лежащие кругом». Они, действительно, окружают остров Делос, на котором по легенде родились бог света и искусств Аполлон и его сестра богиня Артемида. В III — II тыс. до н. э. на Кикладских островах существовала Кикладская культура, родственная минойской.

Главное, чем славится эта культура —
КИКЛАДСКИЕ ИДОЛЫ…

Национальный Археологический музей в Афинах. Витрина с идолами в разделе "Кикладское искусство". Время рождения экспонатов - III тысячелетие до н.э.
Национальный Археологический музей в Афинах.
Витрина с идолами в разделе «Кикладское искусство».
Время рождения экспонатов — III тысячелетие до н.э.

У идолов длинные цилиндрические шеи, закинутые назад удлиненные овальные головы с прямым сильно выступающим вперед носом, но без глаз и часто также без рта. Плечи довольно широкие, бедра, напротив, узкие (некоторые особенно коренастые идолы кажутся совсем треугольными). Ноги слегка согнуты в коленях, а стопы почти вертикально вытянуты вниз, как будто идол привстал на цыпочки. Эта достаточно странная поза может быть объяснена, если признать, что идолы не были рассчитаны на строго вертикальное положение, а только на лежачее, что вполне согласуется с их основным назначением — как-то скрашивать загробное одиночество покойника.

Идол
Национальный Археологический музей в Афинах.
Идол в виде женской фигурки в разделе «Кикладское искусство».
III тысячелетие до н.э. 5 тысяч лет до нашего времени.

Подавляющее большинство дошедших до нашего времени идолов имеет более или менее ясно выраженные признаки существа женского пола. Даже на самых примитивных — скрипкообразных — идолах мы, как правило, видим в нижней части туловища старательно процарапанный резцом треугольник. Следует иметь в виду, что эта деталь несет в кикладском, да и не только в кикладском, искусстве особое значение как главный опознавательный знак ВЕЛИКОГО ЖЕНСКОГО БОЖЕСТВА.

Идолы
Национальный Археологический музей в Афинах.
Идолы в виде женских фигурок в разделе «Кикладское искусство».
III тысячелетие до н.э. 5 тысяч лет до нашего времени

Более того, сопоставляя множество различных фигурок, относящихся к «Кикладскому искусству», можно увидеть, как менялось представление о ВЕЛИКОМ ЖЕНСКОМ БОЖЕСТВЕ. Уходило подчеркивание детородных свойств божества. Вместе с этим фигурки абстрактно-натуралистичные становились абстрактным выражением некой идеи. Какой?.. Загадочной…

Арфист
Национальный Археологический музей в Афинах.
«Арфист» в разделе «Кикладское искусство».
Ближе к II тысячелетию до н.э.

Идолы-мужчины встречаются сравнительно редко и, кроме чисто физических признаков пола, обычно имеют различные атрибуты (оружие, кубки, музыкальные инструменты), указывающие на то особое положение, которое им отведено в каком-то ритуальном процессе. Они играют на похоронах? Вполне возможно.

В связи с этим хочу привести в пример не «идола», а ритуальный сосуд, находящийся в том же музее (А.Ю. высмотрела)…

Флейтист
Национальный Археологический музей в Афинах.
«Флейтист» в разделе «Кикладское искусство».
Ближе к II тысячелетию до н.э.

Так называемых «кикладских идолов» находят в Трое, на Крите, на южном и западном побережьях Пелопоннеса. Кого изображают они и в чем заключается их основное назначение? Пытаясь найти в научной литературе ответы на эти два тесно связанных между собой вопроса, мы сталкиваемся с чрезвычайно широким разбросом мнений, высказываемых разными исследователями.

Определенный вывод неотвратим:
мы не знаем, что это за произведения
по содержанию и заключенным в них смыслам,
лишь чувствуем их притягательную красоту…

 

идол
Музей кикладского искусства в Афинах.
Кикладский идол создан в 2700—2300 гг. до н. э.

Некоторые исследователи говорят, авторы кикладских идолов не обладали достаточными навыками портретирования, а индивидуальность отдельного человека ещё ничего не значила. Согласиться с этим утверждением я никак не могу…

Лико имеет параболические очертания. Подобную геометрическую фигуру не сложно построить — для того, чтобы нарисовать параболу, необходимо иметь руку, безукоризненно чувствующую движение линии…

идол
Национальный Археологический музей в Афинах.
Фигурка идола с пальчиками на руках в разделе «Кикладское искусство». Ближе к II тысячелетию до н.э.

При том, что головы фигурок выполнены довольно грубо (чаще всего на лице вырезался один только нос), сами статуэтки отлично сбалансированы и сохраняют строгую симметрию форм.

Кикладские идолы, такие лаконичные и такие простые, только на первый взгляд, несут какую-то особую эстетическую ценность, потрясающая выразительность минимализма.

Идол
Национальный Археологический музей в Афинах.
Голова Идола с носом, ртом и ушами в разделе «Кикладское искусство». Ближе к II тысячелетию до н.э.

Постепенно «Кикладские идолы» начинают говорить и слышать. Похоже, что видеть они могут и не раскрывая широко глаз. Они смотрят на мир умозрительным взором и видят больше, чем каждый из нас.

«Кикладские идолы» полны ВНУТРЕННЕГО СВЕТА, дающего им силу в мире Бытия, куда они уходят в стремлении увидеть всю безграничность-бесконечность Мироздания. Они, постепенно разгораясь, превратились в удивительные существа — ТОЧКИ СВЕТА В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ…

идол
Национальный Археологический музей в Афинах.
Голова идола со следами краски, использовавшейся для изображения диадемы на лбу и знаков татуировки на щеках. .
Он — жрец III тысячелетия до н.э.? Убедительного ответа нет.

Когда искусство Больших стилей попало в плен Академизма, потребовав подлинного преображения, эти девственно белые фигурки, что демонстрируют такой уверенный стиль и целостный характер, стали предметом восхищения и подражания для мастеров начала XX века. Многие художники, например Пикассо, Модильяни, Бранкузи, Генри Мур, черпали вдохновение в безукоризненных очертаниях «кикладских идолов».

Пабло Пикассо
Слева — «Голова женщины», скульптура Пабло Пикассо. 1935.
Справа — «Женщина, сидящая на пляже» Пабло Пикассо.
Это — портрет купальщицы, склонившейся к ногам и полностью поглощенной их созерцанием. Это — сюрреализм…

Пабло Пикассо, вдохновлённый «Кикладскими идолами», писал:

«В двенадцать лет я рисовал как Рафаэль,
но мне пришлось прожить жизнь,
чтобы научиться рисовать как ребенок».

Очень «кикладская» скульптура «Голова женщины» (Мари-Терез) стала символом творчества Пикассо. А один из вариантов этого произведенич установлен на могиле художника.

«Женщина, сидящая на пляже» на первый взгляд кажется гротескной и едва ли не уродливой. Но если присмотреться, то можно увидеть знакомую нежность, исходящую от фигуры. Поражает исключительная свобода в изображении человеческого тела.

Модильяни
Амеде́о Клеме́нте Модилья́ни ( 1884, Ливорно — 1920, Париж) — итальянский художник и скульптор, Одна из мраморных женских голов («Столпов нежности»). 1912 год. Набросок к «Женской голове».

Образы Модильяни — гармонические, свободно-поэтические, чисто духовные, овеянные печалью. Наиболее характерная черта его стиля—особая роль линии, что не только очерчивает предметы, но и соединяет пространственные планы. В общей мягкости стиля Модильяни, в свете, наполняющем его работы, ясно ощутимо пристрастие к романтической абстракции произведений классической древности.

Генри Мур
Ге́нри Спе́нсер Мур ( 1898 — 1986) —
британский художник и скульптор.
«Лежащая фигура». 1915.

Вот высказывание Генри Мура, большого поклонника естественных форм: «Я преклоняюсь перед кикладской скульптурой. В ней столько первозданной простоты и искренности».

Подтверждение правдивости высказывания в одной из наиболее известных работ Мура «Лежащая фигура». В ней полуабстрактная форма гармонично сочетается с плавными переходами и женскими округлостями. Мощь и внутренняя сила фигуры создает впечатление первобытности, сосредоточенной и напряженной стихии, спрятанной в форме, будто бы созданной самой природой.

Бранкузи
Константи́н Бранку́зи (1876, с. Хобица — 1957, Париж) — французский скульптор румынского происхождения.
Скульптура «Спящая муза» (1910)

Бранкузи — один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры, ярчайший представитель парижской школы, имеющий мировое имя в авангардном искусстве XX века.

Интерес к геометрически упрощенной, восходящей к архаике форме и ёмкая образность, проявившиеся в этом произведении, стали характерными чертами искусства Бранкузи.

Константи́н Бранку́зи (1876, с. Хобица - 1957, Париж) — французский скульптор румынского происхождения. Скульптура "Женщина, смотрящая в зеркало" (1915).
Константи́н Бранку́зи (1876, с. Хобица — 1957, Париж) — французский скульптор румынского происхождения.
Скульптура «Женщина, смотрящая в зеркало» (1915).

«Этот наклон головы, этот узел на затылке… В общем, благоговейный восторг», — написал кто-то на Форуме. Я ничего не хочу добавлять, лишь еще один поэтичнейший ракурс…

Поцелуй
Константи́н Бранку́зи (1876, с. Хобица — 1957, Париж) — французский скульптор румынского происхождения.
Скульптура «Поцелуй» (1907)

Скульптура «Поцелуй» явилась, по признанию Бранкузи, его «путем в Дамаск»: став своеобразным логотипом творчества мастера. Она обозначила разрыв как с академической традицией, так и с искусством рубежа веков. Целующаяся пара в виде нерасчлененного блока известняка с прорисью на нем волос и глаз заложила основы авангардного языка в европейской скульптуре.

На «пути в Дамаск» произошло обращение Савла в апостола Павла (ок. 33-36 гг. н. э.). В переносном смысле выражение «Путь в Дамаск» обозначает поворотный пункт, водораздел — событие, знаменующее уникальную или важную историческую перемену.

музей
Кикладский художественный музей Афин. 2010 год.
Выставка «Затерянный мир Старой Европы». Главная тема: «Забытые цивилизации Европы эпохи неолита и их связь с Древней Грецией». Главный «распорядитель» выставки из архаичных времен.

Наиболее впечатляющие экспонаты выставки – удивительно современного вида фигурки с человеческими формами, а так же яркие керамические вазы превосходного качества, различные металлические предметы и крупнейшая в мире коллекция золотых предметов эпохи неолита, найденных на древнем кладбище в Варне.

Организаторы выставки приглашают совершить путешествие в малоизвестный период человеческой истории, к истокам зарождения европейской культуры, отмечая, что район Юго-Восточной Европы видел расцвет высокоразвитой цивилизации, с продвинутыми технологиями, которая внезапно и таинственно исчезла приблизительно в 4000 г. до н.э. по неизвестным современной науке причинам.

Смиритесь, люди, не все дано вам знать, хотя…
Наличие «незнаемого» — гарантия, что интерес
к ОКЕАНУ ВРЕМЕН никогда не угаснет…

Има Народицкая
Има Народицкая — художник, мастер художественной куклы, член Московского Союза Художников, член Национального института американских художников-кукольников. Композиция «ТЫ — КТО?»

Одна из самых известных и признанных в мире художников-кукольников, Има Народицкая пришла в кукольное искусство из мультипликации в 1996 году. В настоящее время художница является ведущим кукольником России и очень популярна за её пределами. Куколки Имы находятся в частных коллекциях многих стран мира.

Има Народицкая
Авторские куклы Имы Народицкой с философским содержанием . Композиция — «БАБОЧКА». Он, судя по крылышкам за спиной, наивен, как ангел. Он, судя по грубому лицу, недалек умом. Но…
Он умеет восхищаться, значит, он счастливее многих из нас.

Работы Имы Народицкой — пример высочайшего профессионализма. Ее кукольные персонажи — это удивительное сочетание щемящей образности, иронии и почти гротесковой выразительности без уклонения в грубую карикатуру и шарж, лирические и смешные одновременно. Има — настоящий художник, не допускающий никаких компромиссов при создании своих кукол. Ее работы всегда великолепны и являются произведениями высокого искусства.

Има Народицкая
Авторские куклы Имы Народицкой с философским содержанием . Композиция — «ПОЛЕТ», в котором действуют три участника: двое из них, действительно, летят, третий созерцает, не раскрывая глаз…

Какие линии — особые… Они очерчивают фигуру, прорисовывают лицо, не вдаваясь в детали. Они соединяют разного масштаба планы. Девушку, разглядывающую Мир мысленным взором. Птицу, летящую над Землей. И траекторию «Точки Света», путешествующей в Космическом пространстве.

Има Народицкая
Авторские куклы Имы Народицкой с философским содержанием . Композиция — «ИНОПЛАНЕТЯНКА». Она явилась из ИНОМИРЬЯ в МИР ЗЕМНОЙ, ей чужой. Чтобы погибнуть? Чтобы свести воедино совсем разные жизни своей судьбой…

Как возникли столь дивные образы — из каких постижений? Думаю, бесконечен их перебор. И «ТОЧКИ СВЕТА» В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ присутствуют в их ряду, знает или не знает автор о том. Пять тысяч лет прошло от смотрящих в небо загадочных фигур. Многое изменилось… Только не Суть постижения того, что составляет Бытие…

Музей Бенаки
Музей Бенаки. Глиняные женские фигурки с руками, скрещенными под грудью и пластической проработкой. Подобные фигурки делались на Кипре в Средние Бронзовые века, возможно, под влиянием контактов с Ближним Востоком (Сирией) II тыс. до н.э.
Музей Бенаки
Музей Бенаки. Глиняные женские фигурки с руками, скрещенными под грудью и пластической проработкой. Подобные фигурки делались на Кипре в Средние Бронзовые века, возможно, под влиянием контактов с Ближним Востоком (Сирией) II тыс. до н.э.
Музей Бенаки
Музей Бенаки. Глиняные женские фигурки с руками, скрещенными под грудью и пластической проработкой. Подобные фигурки делались на Кипре в Средние Бронзовые века, возможно, под влиянием контактов с Ближним Востоком (Сирией) II тыс. до н.э.

<— АНТИЧНАЯ КРАСОТА.- 30 ТЫСЯЧ ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА НЕЕ.

ГРЕКО-КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА —>

Leave a Reply