Я назвала альбом «Точки Света» не из-за детских игрушек: они всегда сердца греют. Мне хотелось сосредоточить внимание на времени, что будет с нами играть, то уходя в глубину на пять тысячелетий, то всплывая выше, то возвращаясь на берег — в наш день.
.Подчеркиваю, эти коники из I тысячелетия до н.э. Чтобы стать деревянным конем для наших наездников, колесам нужно пройти путь в три тысячелетия… Ужас…
У наших детей тоже есть погремушки, только с их помощью злых духов не отгоняют. Наши погремушки призваны стимулировать сенсорные способности ребёнка, тренировать зрение и слух, восприятие цвета, формы, размера предметов. Это одна из самых многофункциональных игрушек!
Мы так увлечены обоснованиями, что даже забываем сказать спасибо погремушкам-оберегам, что пришли в нашу жизнь из трехтысячелетних далей…
Эта дама в расписном наряде — не игрушка-погремушка. Она — ИДОЛ. Слово заимствовано из старославянского языка, в который, в свою очередь, оно попало из греческого, где означало «такое изображение, которому поклоняются».
Цель создания идолов в религиях заключалась не только в попытке воплощения сверхъестественных сил, но и в потребности приближения себя к богам на время пребывания в материальном мире.
В фазе Сирос обнаружено большое разнообразие форм сосудов, копирующих птиц и животных. Пожалуй, самым любимым животным кикладских гончаров был еж. Имеется большое количество сосудов, выполненных в форме ежа.
Готовьтесь, сейчас мы перейдем
в главный раздел темы — КИКЛАДСКОЕ ИСКУССТВО,
С III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. НАЧИНАЯ…
Кикла́ды , или Кикладские острова — архипелаг в южной части Эгейского моря. Греческое слово Κυκλάδες буквально означает «лежащие кругом». Они, действительно, окружают остров Делос, на котором по легенде родились бог света и искусств Аполлон и его сестра богиня Артемида. В III — II тыс. до н. э. на Кикладских островах существовала Кикладская культура, родственная минойской.
Главное, чем славится эта культура —
КИКЛАДСКИЕ ИДОЛЫ…
У идолов длинные цилиндрические шеи, закинутые назад удлиненные овальные головы с прямым сильно выступающим вперед носом, но без глаз и часто также без рта. Плечи довольно широкие, бедра, напротив, узкие (некоторые особенно коренастые идолы кажутся совсем треугольными). Ноги слегка согнуты в коленях, а стопы почти вертикально вытянуты вниз, как будто идол привстал на цыпочки. Эта достаточно странная поза может быть объяснена, если признать, что идолы не были рассчитаны на строго вертикальное положение, а только на лежачее, что вполне согласуется с их основным назначением — как-то скрашивать загробное одиночество покойника.
Подавляющее большинство дошедших до нашего времени идолов имеет более или менее ясно выраженные признаки существа женского пола. Даже на самых примитивных — скрипкообразных — идолах мы, как правило, видим в нижней части туловища старательно процарапанный резцом треугольник. Следует иметь в виду, что эта деталь несет в кикладском, да и не только в кикладском, искусстве особое значение как главный опознавательный знак ВЕЛИКОГО ЖЕНСКОГО БОЖЕСТВА.
Более того, сопоставляя множество различных фигурок, относящихся к «Кикладскому искусству», можно увидеть, как менялось представление о ВЕЛИКОМ ЖЕНСКОМ БОЖЕСТВЕ. Уходило подчеркивание детородных свойств божества. Вместе с этим фигурки абстрактно-натуралистичные становились абстрактным выражением некой идеи. Какой?.. Загадочной…
Идолы-мужчины встречаются сравнительно редко и, кроме чисто физических признаков пола, обычно имеют различные атрибуты (оружие, кубки, музыкальные инструменты), указывающие на то особое положение, которое им отведено в каком-то ритуальном процессе. Они играют на похоронах? Вполне возможно.
В связи с этим хочу привести в пример не «идола», а ритуальный сосуд, находящийся в том же музее (А.Ю. высмотрела)…
Так называемых «кикладских идолов» находят в Трое, на Крите, на южном и западном побережьях Пелопоннеса. Кого изображают они и в чем заключается их основное назначение? Пытаясь найти в научной литературе ответы на эти два тесно связанных между собой вопроса, мы сталкиваемся с чрезвычайно широким разбросом мнений, высказываемых разными исследователями.
Определенный вывод неотвратим:
мы не знаем, что это за произведения
по содержанию и заключенным в них смыслам,
лишь чувствуем их притягательную красоту…
Некоторые исследователи говорят, авторы кикладских идолов не обладали достаточными навыками портретирования, а индивидуальность отдельного человека ещё ничего не значила. Согласиться с этим утверждением я никак не могу…
Лико имеет параболические очертания. Подобную геометрическую фигуру не сложно построить — для того, чтобы нарисовать параболу, необходимо иметь руку, безукоризненно чувствующую движение линии…
При том, что головы фигурок выполнены довольно грубо (чаще всего на лице вырезался один только нос), сами статуэтки отлично сбалансированы и сохраняют строгую симметрию форм.
Кикладские идолы, такие лаконичные и такие простые, только на первый взгляд, несут какую-то особую эстетическую ценность, потрясающая выразительность минимализма.
Постепенно «Кикладские идолы» начинают говорить и слышать. Похоже, что видеть они могут и не раскрывая широко глаз. Они смотрят на мир умозрительным взором и видят больше, чем каждый из нас.
«Кикладские идолы» полны ВНУТРЕННЕГО СВЕТА, дающего им силу в мире Бытия, куда они уходят в стремлении увидеть всю безграничность-бесконечность Мироздания. Они, постепенно разгораясь, превратились в удивительные существа — ТОЧКИ СВЕТА В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ…
Когда искусство Больших стилей попало в плен Академизма, потребовав подлинного преображения, эти девственно белые фигурки, что демонстрируют такой уверенный стиль и целостный характер, стали предметом восхищения и подражания для мастеров начала XX века. Многие художники, например Пикассо, Модильяни, Бранкузи, Генри Мур, черпали вдохновение в безукоризненных очертаниях «кикладских идолов».
Пабло Пикассо, вдохновлённый «Кикладскими идолами», писал:
«В двенадцать лет я рисовал как Рафаэль,
но мне пришлось прожить жизнь,
чтобы научиться рисовать как ребенок».
Очень «кикладская» скульптура «Голова женщины» (Мари-Терез) стала символом творчества Пикассо. А один из вариантов этого произведенич установлен на могиле художника.
«Женщина, сидящая на пляже» на первый взгляд кажется гротескной и едва ли не уродливой. Но если присмотреться, то можно увидеть знакомую нежность, исходящую от фигуры. Поражает исключительная свобода в изображении человеческого тела.
Образы Модильяни — гармонические, свободно-поэтические, чисто духовные, овеянные печалью. Наиболее характерная черта его стиля—особая роль линии, что не только очерчивает предметы, но и соединяет пространственные планы. В общей мягкости стиля Модильяни, в свете, наполняющем его работы, ясно ощутимо пристрастие к романтической абстракции произведений классической древности.
Вот высказывание Генри Мура, большого поклонника естественных форм: «Я преклоняюсь перед кикладской скульптурой. В ней столько первозданной простоты и искренности».
Подтверждение правдивости высказывания в одной из наиболее известных работ Мура «Лежащая фигура». В ней полуабстрактная форма гармонично сочетается с плавными переходами и женскими округлостями. Мощь и внутренняя сила фигуры создает впечатление первобытности, сосредоточенной и напряженной стихии, спрятанной в форме, будто бы созданной самой природой.
Бранкузи — один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры, ярчайший представитель парижской школы, имеющий мировое имя в авангардном искусстве XX века.
Интерес к геометрически упрощенной, восходящей к архаике форме и ёмкая образность, проявившиеся в этом произведении, стали характерными чертами искусства Бранкузи.
«Этот наклон головы, этот узел на затылке… В общем, благоговейный восторг», — написал кто-то на Форуме. Я ничего не хочу добавлять, лишь еще один поэтичнейший ракурс…
Скульптура «Поцелуй» явилась, по признанию Бранкузи, его «путем в Дамаск»: став своеобразным логотипом творчества мастера. Она обозначила разрыв как с академической традицией, так и с искусством рубежа веков. Целующаяся пара в виде нерасчлененного блока известняка с прорисью на нем волос и глаз заложила основы авангардного языка в европейской скульптуре.
На «пути в Дамаск» произошло обращение Савла в апостола Павла (ок. 33-36 гг. н. э.). В переносном смысле выражение «Путь в Дамаск» обозначает поворотный пункт, водораздел — событие, знаменующее уникальную или важную историческую перемену.
Наиболее впечатляющие экспонаты выставки – удивительно современного вида фигурки с человеческими формами, а так же яркие керамические вазы превосходного качества, различные металлические предметы и крупнейшая в мире коллекция золотых предметов эпохи неолита, найденных на древнем кладбище в Варне.
Организаторы выставки приглашают совершить путешествие в малоизвестный период человеческой истории, к истокам зарождения европейской культуры, отмечая, что район Юго-Восточной Европы видел расцвет высокоразвитой цивилизации, с продвинутыми технологиями, которая внезапно и таинственно исчезла приблизительно в 4000 г. до н.э. по неизвестным современной науке причинам.
Смиритесь, люди, не все дано вам знать, хотя…
Наличие «незнаемого» — гарантия, что интерес
к ОКЕАНУ ВРЕМЕН никогда не угаснет…
Одна из самых известных и признанных в мире художников-кукольников, Има Народицкая пришла в кукольное искусство из мультипликации в 1996 году. В настоящее время художница является ведущим кукольником России и очень популярна за её пределами. Куколки Имы находятся в частных коллекциях многих стран мира.
Работы Имы Народицкой — пример высочайшего профессионализма. Ее кукольные персонажи — это удивительное сочетание щемящей образности, иронии и почти гротесковой выразительности без уклонения в грубую карикатуру и шарж, лирические и смешные одновременно. Има — настоящий художник, не допускающий никаких компромиссов при создании своих кукол. Ее работы всегда великолепны и являются произведениями высокого искусства.
Какие линии — особые… Они очерчивают фигуру, прорисовывают лицо, не вдаваясь в детали. Они соединяют разного масштаба планы. Девушку, разглядывающую Мир мысленным взором. Птицу, летящую над Землей. И траекторию «Точки Света», путешествующей в Космическом пространстве.
Как возникли столь дивные образы — из каких постижений? Думаю, бесконечен их перебор. И «ТОЧКИ СВЕТА» В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ присутствуют в их ряду, знает или не знает автор о том. Пять тысяч лет прошло от смотрящих в небо загадочных фигур. Многое изменилось… Только не Суть постижения того, что составляет Бытие…