Античная красота.- 30 тысяч лет борьбы за нее.

Мои подруги направились в музей. Проходили мимо, увидели — и пошли. Я умозрительно потащилась за ними: у меня выбора нет.

Античная красота
Музей Бенаки в Афинах, основанный в 1930 году

Оказывается, организован Антонисом Бенакисом на основе собственной художественной коллекции в память об отце Эммануиле Бенакисе — греческом предпринимателе, позже политике, мэре Афин.

Музей Бенаки
Музей Бенаки расположен в семейном особняке,
построенном в 1867 году…

Музей Бенаки расположен в семейном особняке

Коллекция музея состоит из более чем 33 000 экспонатов, тесно связанных с историей греческого мира. Меня волнует один вопрос — Архаика в классическом особняке есть? Путеводитель успокаивает… Экспозиция музея представляет собой произведения греческого искусства от доисторического периода до современности. Удивляюсь, как такое обилие можно в жилом доме разместить?

Музей Бенаки
Музей Бенаки. Ювелирные изделия Геометрического периода
(IX — VIII века до н.э.). выполнены из бронзы в строгих мотивах различных комбинаций. Большинство предметов, принадлежащих аристократии, найдены в Македонии и Северной Греции.

Начиная новый альбом, никогда не знаю, в каком направлении сюжет разовьется, чем закончится. Главное — ударное впечатление, что должно все определить…

Интерьеры музея Бенаки заставлены витринами со всем, что только можно пожелать..Женские украшения , изящные предметы обихода обещают: Архаическим красавицам здесь быть…

Венеры
Две «Венеры» из Неолита, выполненные из известняка,
что не снимают вопроса — кого могли изображать фигурки
с гипертрофированными объёмами груди, живота и бедер…

«Венеры» из Неолита

Предположений известными археологами было высказано много. Одни считали, что эти фигурки ― символы плодородия и объединения рода, другие видели в них атрибуты охотничьей магии, третьи ― владычиц сил природы и даже «сверхчеловеческих существ женского пола». Ни одно из предположений не имеет доказательной основы. Будто многотысячелетней давности мир старается скрыть от нас свои тайны.

Венеры
Две фигурки переходной формы от «Неолитических Венер»
(VIII — VI тысячелетия до н.э.) к любимым «Кикладским идолам»
(III — II тысячелетия до н.э.).

Две фигуры переходной формы от «Неолитических Венер»

Вытягиваются шеи до невообразимой высоты. На головах остаются носы, иногда уши. У «Венеры» слева появляются ручки, что-то держащие (письменную табличку и перо для фиксации знаков). Не обращайте внимания на написанное в скобках: это — моя фантазия, вызванная непониманием подлинности. Протокикладская фигурка сплющивается: теряет третье измерение, ручки становятся двумя скобами, выцарапывается треугольник там, где положено, чтобы оповестить: фигурка эта женского рода.

Почему? Зачем? Потому что…

идол
Два «Кикладских идола». Справа — из поискового этапа Кикладского искусства. Слева — из периода свободных от канона декоративных игр. Расстояние во времени между ними — более двух тысячелетий.

Два «Кикладских идола»

Автор правого «идола»

— революционер, полностью отвергший натурализм в изображении человеческой фигуры. Как положено революционерам, он начал заниматься абстрактными поисками «с нуля». Нет ничего, кроме вертикальной пластины. Если снабдить ее двумя краниками-ручками справа и слева в уровне шеи, получится «идол»? Получился. Ура, да здравствует Новое искусство!!!

Автор левого «идола»

надменен и чванлив (посмотрите на выражение лица его творения). Голова закинута. Брови вразлет подобно крыльям. Глаза прикрыты. «Не обращаю внимания ни на кого, кроме себя самого». На длинной шее крест? Нет, то, по-видимому, амулет, повторяющий собственную фигуру. «Вижу только себя — себя самого и защищаю».

Вполне современная концепция.
Но, он же — «идол», что должен вести себя иначе?!
Кто это сказал? Древние раритеты молчаливы…

идол
«Кикладский идол» в полном великолепии раннего периода Кикладского искусства. IV тысячелетие до н.э…

«Кикладский идол»

Общие очертания фигуры треугольные… Широкий плечевой пояс — относительно узкие бедра. Треугольная, сужающаяся к подбородку шея. Крошечная запрокинутая назад головка Треугольником сложенные руки с пальчиками, тянущимися к груди. Треугольник на месте обозначения пола.

Это треугольное существо, смотрящее в небо, —
Идол, которому поклоняются люди, жаждущие помощи?
Не поможет. Он занят высоким созерцанием…

идолы
МУЗЕЙ БЕНАКИ . Мраморные женские фигурки со скрещенными
под грудью руками. То — «канонические идолы» в пору расцвета Кикладский культуры (2400 — 2300 годы до н.э.)

Мраморные женские фигурки со скрещенными
под грудью руками

Второй ударный момент…

Эти «Точки Света» в океане времени подробно представлены в одноименном альбоме. У них у всех длинные шеи, овальные или треугольные плоские лица, носы пирамидкой, РУКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО СКРЕЩЕНЫ — и левая всегда поверх правой. Достаточно ясно выраженный бюст и треугольник в месте обозначения пола.

Почему у «Светлых идолов» скрещены руки? Загадочность этого жеста — что пошатнувшаяся доска в устройстве моста. Казалось, все понятно, и вдруг опять барахтаешься в волнах. Раздумываем над вопросом — ПОЧЕМУ СКРЕЩЕНЫ РУКИ — без надежды найти убедительный ответ…

идол
Музей Бенаки. Редкий кадр — «кикладский идол» со спины.
Хорошо видно, как на изящной фигурке выделяются шея и голова.
Вообще, «канонические идолы» будто запрограммированы и по соотношениям частей тела, жестам рук и положению ног

«Кикладский идол» со спины

Признано современными психологами, руки, скрещенные на груди, используются в качестве барьера.Они выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации, могут подчёркивать превосходство человека, занимающего более высокое социальное положение…

Древнегреческий историк Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает про армянского царя Тиграна… «При нем находилось много царей на положении слуг … когда он ехал на коне, они бежали рядом в коротеньких хитонах, а когда сидел и занимался делами – становились по бокам, скрестив руки на груди. Считалось, что эта поза наилучшим образом выражает полное признание своей рабской зависимости: принимавшие ее как бы отдавали в распоряжение господина вместе со своим телом и свою свободу и выражали готовность все снести, стерпеть без возражений».

идол
Группа из трех мраморных идолов. Текке около Кносса. Ираклионский Археологический музей. Музей Бенаки столь свободен в организации экспозиции, что спровоцировал меня
на использование всего, что лежит в теме и вне его.
идол
Группа из  мраморных идолов.
Эгейское море
В центре Эгейского моря 200 островов вокруг Делоса вращаются,
Кикладами называются, что дали Кикладскую культуру,
увидевшей в Красоте двуединство Земного и Небесного начал.

У «Кикладских идолов» нельзя просить об исполнении житейских желаний. Для подобных просьб они закрыты… Закрыты накрепко скрещенными на груди руками…

Эти существа беломраморные — проводники,
соединяющие человечество с космосом —
явлением абстрактным, идеальным,
как они сами: «точки света» в океане времени.

Около 1450 года до н.э. критяне-минойцы установили свое владычество над Кикладами Затем островами владели поочередно те, кто верил в силу оружия больше, чем в силу Красоты…

Археологический музей
Крит. Археологический музей в Ираклионе. Так называемые, «Критские идолы», что похожи и не похожи на «Кикладских».
II тысячелетие до н.э. Обратите внимание, у правого «идола»
ладони открыты в благословляющем жесте рук.

Крит. Археологический музей в Ираклионе

Эти «Идолы» объемны. С открытой грудью, но в юбках, на которые опираются фигурки. На головах — короны с птичками, с бубенцами, просто с остриями. Лица с чертами критян. Руки не скрещены на груди — воздеты вверх. Они — «Идолы» мирных жителей, что не правят боевыми колесницами, а ездят на тройках… быков.

идолы
Крит. Археологический музей в Ираклионе. Так называемые, «Критские идолы», что похожи и не похожи на «Кикладских».
II тысячелетие до н.э. Обратите внимание, у правого «идола»
ладони открыты в благословляющем жесте рук.

«Критские идолы»

В христианской литургии «воздетые руки означают мольбу о милости свыше и открытие души божественным благодеяниям». Здесь происходит нечто подобное. Во всяком случае, этот жест — не знак подчинения, «сдачи на милость», символизирующий прекращение борьбы и прочего.

Нет-нет, судя по выражению лиц, «идолы» находятся в религиозном экстазе или «душевном благосостоянии», что даруется Свыше. Они общаются с Богами… Может быть, они — не идолы, а фигурки жрецов?

идол
Крит. Археологический музей в Ираклионе. Так называемые, «Критские идолы», что похожи и не похожи на «Кикладских».
II тысячелетие до н.э.

Время никогда не отказывается все и вся изменять…

Помните кикладского мастера, что создал прототип Идола. Он был революционером, заложившим традицию, что стала последовательно развиваться. Здесь революционных преображений нет. Необходимо только время, чтобы крито-минойская культура стала древнегречекой.

Музей

Аполлон
МУЗЕЙ БЕНАКИ. Мраморная голова «Аполлона, убивающего ящерицу» (Apollon Sauroktonos). Это — лучшая копия бронзового оригинала Праксителя (IV в. до н. э.), выполненная во II веке н.э.

Мраморная голова «Аполлона, убивающего ящерицу»

Третий ударный момент…

Мы считаем себя наследниками классической античной цивилизации, забывая или не зная, что она — прямая наследница кикладской культуры, увидевшей Мир в ЕДИНСТВЕ ЗЕМНОЙ И НЕБЕСНОЙ КРАСОТЫ….

<— ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА — КИКЛАДСКИЕ ОСТРОВА

«ТОЧКИ СВЕТА» В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ… —>

Оставить комментарий: