Каса Бальо: Тайна «золотой спирали»

Семейный портрет текстильного магната Хосе Батло Касановаса.. Супруга - Амалия Годо. Дети (по старшинству): Кармен, Филипп, Мерседес, Льюис, Хосе. Фотография начала ХХ века.
Семейный портрет текстильного магната Хосе Батло Касановаса.. Супруга — Амалия Годо. Дети (по старшинству): Кармен, Филипп, Мерседес, Льюис, Хосе. Фотография начала ХХ века.

Гауди разработал это здание для Josep Batlló, богатого аристократа, в качестве роскошной резиденции. Сеньор Batlló с семьей жил на первых двух этажах, а верхние этажи сдавались.

Позднее семья Batlló сдавала первый этаж владельцу магазина антиквариата. Костеподобные колонны, которые выступают на тротуар и неумолимо заставляют глаз за них зацепиться, были лучшей рекламой магазину.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Разрез по дому и план бельэтажа, на котором размещены парадные залы, выходящие на бульвар (внизу - на севере) и в сад на террасе (наверху - на юге). В центре - "Колодец" и вестибюль
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Разрез по дому и план бельэтажа, на котором размещены парадные залы, выходящие на бульвар (внизу — на севере) и в сад на террасе (наверху — на юге). В центре — «Колодец» и вестибюль.

Многие исследователи творчества Гауди признают, что наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие прямых линий. Да, это так. Но, почему? Здание зажато соседями с обеих сторон и вынужденно вписывается в прямоугольный участок. Криволинейность планировки участком не задана.

Оставим ответ на потом. Сейчас посмотрите на план основного зала (внизу). На него спроецирован потолок с люстрой и какими-то вихрями. Запомните: это очень важно.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.

Входим в вестибюль. Каково первое, главное, впечатление? Все змеится, все струится. Чувства, внешним образом Дома на определенный лад настроенные, утверждают: мы в чрево дракона попали.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.

Не помню ваз на отвратительно-живых подставках. Может быть, на тот момент они куда-нибудь убежали. А может быть, я не обратила на них внимания из-за толкотни туристов в вестибюле. Они нам мешали — мы мешали им. Масштаб пространства искажался. Чувство чего-то неладного не уходило, напротив, усиливалось.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.

Позвонки… Драконьи позвонки, выполненные из полированного красного дерева. Это чудовищно… прекрасно….

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.

Чудовищно-прекрасная лестница напоминает поднимающимся по ней посетителям Дома о драконе-убийце, что еще жив. Что при этом чувствуют жильцы Дома?

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.

Не жестоко ли заставлять жильцов Дома заставлять бродить в чреве чудовища? Особенно, когда стемнеет и все темные силы начинают оживать?

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Нужно как можно быстрее вырваться из этой СТРАШНОЙ КРАСОТЫ. Нужно вырваться, пока ЗЛО не свершилось и ты не стал очередной жертвой темных сил.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Вестибюль, ведущий на уровень бельэтажа, где расположены парадные помещения для пребывания хозяев дома.

Вид проема в потолке, куда ведет лестница с позвонками, подтверждает, что я не нагнетаю чувство СТРАХА. Его задает сам Гауди, продолжая тему, определенную фасадом «Дома с костями».

Сейчас войдем в парадный зал бельэтажа
и ответ, достоверный ответ, узнаем…

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар.

Тема, заданная фасадом «Дома с костями», в интерьере продолжается, но… Тема развивается, видоизменяется и получает другое направление.

Колонны-кости прорастают цветами.
Райский сад впереди обещается?

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Фрагмент главного фасада на уровне бельэтажа: центральная часть окна-витража со спаренными колоннами...
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Фрагмент главного фасада на уровне бельэтажа: центральная часть окна-витража со спаренными колоннами.

Специально повторяю фрагмент главного фасада, чтобы выявить то, что в общем виде скрывается. Колонны, напоминающие берцовые кости, при ближайшем рассмотрении преображаются, теряя жутковатый вид.

И снаружи проглядывали мотивы Рая,
но мы их не увидали — черепа помешали.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с центральным парадным залом. Люстра на потолке в спиралевидном кружении волн.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с центральным парадным залом.
Люстра на потолке в спиралевидном кружении волн.

Теперь отходим от витража и смотрим на золотую люстру в спиралевидной лепнине, что включает в свое кружение и стены. Я просила вас разглядеть план этого помещения, чтобы убедиться в главенстве спирали.

Чем определено главенство? СПИРАЛЬ — форма,
являющаяся прообразом ПРИНЦИПА ГАРМОНИЗАЦИИ.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с центральным парадным залом. Люстра на потолке в спиралевидном кружении волн
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с центральным парадным залом.
Люстра на потолке в спиралевидном кружении волн.
СПИРАЛЬ — ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИЛА,
СПОСОБНАЯ ПРИВЕСТИ В ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК
ВСЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ — ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с центральным парадным залом. Люстра, имеющая строго геометрический (одноцентровый) рисунок, в спиралевидном кружении расходящихся от нее волн...
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с центральным парадным залом.
Люстра, имеющая строго геометрический (одноцентровый) рисунок, в спиралевидном кружении расходящихся от нее волн.

Источник сил тоже очевиден: это золотой концентрический круг — пятиуровневый. Круг — все исчерпывающее понятие. Пять уровней определяют назначение Круга, направленного на рождение и сохранение чего-то защитного, созидательного.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Декор дверных полотен - игра в "Золотые спирали". Улитка - носительница памяти о "Золотой спирали".
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Декор дверных полотен — игра в «Золотые спирали».
Улитка — носительница памяти о «Золотой спирали».

Вопрос — не слишком ли большое значение я придаю «Золотой спирали», может быть, для Гауди это просто красивая в декорировке геометрическая форма?

Ответ: Гауди — созерцатель по своей природе, улавливающий смыслы, скрытые во внешних формах выражения закономерностей бытия. Улитка — основная фигурантка в этом деле: намекнув на Вселенскую тайну, она заставит ее узнать.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Фрагмент Главного фасада на уровне бельэтажа: фриз окна-витража с цветными стеклами со спиралевидным рисунком.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Фрагмент Главного фасада на уровне бельэтажа: фриз окна-витража с цветными стеклами со спиралевидным рисунком.

Научные сведения…
Структура «Золотой спирали» символизирует две хорошо известные в сакральной геометрии фигуры: спираль Золотого сечения (фи) и спираль Фибоначчи.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Лепнина на потолке выполнена в виде спирали, в центре - люстра.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Лепнина на потолке выполнена в виде спирали, в центре — люстра.

Научные сведения:

Фи (золотое сечение) – «ключ к физике космоса» (Платон).

Особенность числа Фи (Золотого сечения) в том, что его можно найти во всех известных органических структурах. Пропорция фи есть везде, от строения костей человека до спирального расположения семян подсолнуха и завитков раковин моллюсков, она лежит в основе всех биологических структур и кажется ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ САМОЙ ЖИЗНИ.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадным залом. Золотая люстра в "Золотой спирали". Фриз над дверьми из цветных стекол со спиралевидным рисунком в круге.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадным залом. Золотая люстра в «Золотой спирали». Фриз над дверьми из цветных стекол со спиралевидным рисунком в круге.

Игра в «Золотые спирали» в интерьерах Каса Бальо постоянна и не может быть случайной или бессмысленной.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадным залом. Фрагмент фриза над дверьми из цветных стекол со спиралевидным рисунком в круге.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадным залом. Фрагмент фриза над дверьми из цветных стекол
со спиралевидным рисунком в круге.

Каким должен или может быть смысл подобного «декора»? Гауди не дает объяснений: он работает. Искать смысл — удел тех, кто оказывается в интерьерах его Домов. Можно не искать, можно просто наслаждаться игрой форм и геометрических рисунков. Но лучше все-таки, хотя бы позднее, всмотреться в однажды увиденный мир.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Оконные и дверные ручки - примеры биомиметики...
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Оконные и дверные ручки — примеры биомиметики.

Повторяю: биомиметика (от др.-греч. βίος — жизнь, и μίμησις — подражание) означает подход к созданию технических устройств, при котором идея и основные образы устройства заимствуются из живой природы.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Оконные ручки - примеры биомиметики...
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Оконные ручки — примеры биомиметики.

Продолжаю: биомиметика — первый уровень подражание жизни, зачаточный. Игра в «Золотые спирали» — КАСАНИЕ ОСНОВ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ БЫТИЯ.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Каминный зал – бывший кабинет фабриканта Жозепа Бальо.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Каминный зал – бывший кабинет фабриканта Жозепа Бальо.

Предлагаю, хотя бы умозрительно, сесть на скамью при камине, вытянуть ноги и задуматься в тишине, тепле и уюте. Задуматься о том, какие закономерности бытия являются ведущими в жилом доме — творении, предназначенном для проживания семьи.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Звучащая люстра...
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар. Звучащая люстра.

Слышите ответ в хрустальном звоне праздничных шаров? Не слышите? Тогда помогите себе, вспомнив позолоченную анаграмму на башенке с георгиевским крестом: «Иисус, Мария и Иосиф». Слышите: все человеческие семьи должны быть подобны БОЖЕСТВЕННОЙ СЕМЬЕ…

Это — проповедь? Это — в художественной форме выраженное откровение, которое произносит Гауди — очень верующий человек.

Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906. Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар.
Барселона. Каса Бальо. Антонио Гауди. 1906.
Уровень бельэтажа с парадными помещениями для пребывания хозяев в той стороне Дома, что выходит на бульвар.

 

<—Каса Бальо: О природе гаудианских «черепов»…

Каса Бальо: О живой воде и мертвом камне..—>

 

Leave a Reply