Каса Бальо: Архитектурная борьба добра со злом

Барселона. Район Эшампл (L'Eixample), Бульвар Passeig de Gràcia, «Квартал несогласия», Два последних дома справа - Каса Амалье и Каса Бальо Антонио Гауди.
Барселона. Район Эшампл (L’Eixample), Бульвар Passeig de Gràcia, «Квартал несогласия», Два последних дома справа — Каса Амалье и Каса Бальо Антонио Гауди.

История бульвара де Грасиа уходит в далекое прошлое. Во времена Римской империи здесь проходила великая Августовская дорога. В Средние века на этой дороге стояли Ворота слепых людей (Portal dels Orbs). Сегодня дорога стала одним из наиболее изысканных бульваров города, где расположено множество произведений архитектурного искусства – зданий в стиле Модерн (la Casa Batlló, LaCasa Milà). Непревзойденное качество и количество зданий в стиле Модерн поражает воображение.

Барселона. Район Эшампл (L'Eixample), Бульвар Passeig de Gràcia, «Квартал несогласия», Каса Амалье и Каса Бальо - Гауди.
Барселона. Район Эшампл (L’Eixample), Бульвар Passeig de Gràcia, «Квартал несогласия», Каса Амалье и Каса Бальо — Гауди.

«Квартал Несогласия» (Мансана де ла Дискордия) обязан своим именем контрасту архитектурных решений зданий, стоящих вдоль бульвара плотной стеной. Каждое здание само по себе. Каждое здание отстаивает свою художественную истину.

Перед тем, как рассматривать Каса Бальо Антонио Гауди, отдадим должное его соседу слева — Каса Амалье.

Дом Амалье. Возведен в 1875 году. В 1898 куплен испанским кондитером Антонио Амалье. В 1900 реконструирован архитектором Пуч-и-Кадафалька. В 1976 году, согласно королевскому указу, получил статус памятника национального значения.
Дом Амалье. Возведен в 1875 году. В 1898 куплен испанским кондитером Антонио Амалье. В 1900 реконструирован архитектором Пуч-и-Кадафалька. В 1976 году, согласно королевскому указу, получил статус памятника национального значения.

Каса Амалье преображено архитектором Пуч-и-Кадафальком в 1890-е годы. Его полихромный фасад, выдержанный в неоготическом духе, завершается неожиданным ступенчатым фронтоном, напоминающим элементы средневековой фламандской архитектуры. Вестибюль здания украшен рельефами, среди которых выделяются аллегории изящных искусств и изображение Св. Георгия, убивающего дракона.

Дом Амалье. Декор сандриков рядовых окон и эркера над главным порталом...
Дом Амалье. Декор сандриков рядовых окон и эркера над главным порталом…

Вглядитесь… Есть все, что воображение искусного художника пожелает и амбициозность хозяина Дома разрешит.

Каса Амалье. Скульптурная группа на портале. Уличный танцовщик с друзьями - гусем и конем.
Каса Амалье. Скульптурная группа на портале. Уличный танцовщик с друзьями — гусем и конем.

Скульптурная группа живая, даже слышно, как танцовщик бьет в бубен и что-то напевает, а гусь и конь тоже не молчат. Втроем перед публикой выступают.

Каса Амалье. Скульптурная группа на портале. Святой Георгий, пронзающий змия копьем. То - Покровитель Каталонии, христианский мученик из богатой семьи землевладельцев.
Каса Амалье. Скульптурная группа на портале. Святой Георгий, пронзающий змия копьем.
То — Покровитель Каталонии, христианский мученик из богатой семьи землевладельцев.

Антонио Гауди был последним из архитекторов, приглашенных явить свой талант в «Квартале Несогласия». Как в данном случае он должен был поступить? Пойти по тому же пути — эклектичному — и предложить дом, еще более насыщенный декором? Более или менее в архитектурном соревновании победителя не определяют. Необходимо принципиально иное предложение.

Рассматриваем историю творения Гауди.

Барселона. Бульвар Passeig de Gràcia, «Квартал несогласия», Каса Бальо Гауди - первый справа. Каса Амалье - за ним..
Барселона. Бульвар Passeig de Gràcia, «Квартал несогласия», Каса Бальо Гауди — первый справа. Каса Амалье — за ним.

На месте, принадлежащем Joseph Batlló, было построено здание одним из учителей Гауди — Emili Salas Cortes. Оно выглядело совсем обычным, и эта обычность резко контрастировала с соседом — Casa Amalter. В 1904 году Batlló решился на переделку дома. Сравнение архитекторов привело его к Гауди, которому на тот момент было 52 года — в самом расцвете сил и карьеры.

Заказчики, готовые выкинуть на строительство половину состояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре.

Согласитесь, Дом Гауди — нечто невообразимое.

Барселона. Антонио Гауди. Дом Бальо («Дом костей»). 1906. Включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 году.
Барселона. Антонио Гауди. Дом Бальо («Дом костей»). 1906. Включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 году.
Есть в Интернете убедительное, и на мой взгляд, описание драматургии Дома Гауди:
.»Надо прийти сюда утром, когда на фасад падают солнечные лучи и он, покрытый перламутровой «рыбьей чешуей», переливается всеми цветами радуги. Здесь нет ни граней, ни углов, ни прямых линий, стены изогнуты, будто под кожей-облицовкой играет мышцами неведомое морское чудовище».
Фрагмент мозаики на фасаде Каса Бальо.
Фрагмент мозаики на фасаде Каса Бальо.

Мозаика сделана на заказ. Полихромные керамические круги и разноцветные осколки стекла меняют цвет фасада, когда подсвечиваются утренним солнцем. Гауди самолично следил за работой и указывал, куда и какой цвет лепить. Фасад дома-дракона нередко сравнивают с «Кувшинками» Клода Моне.

Действительно, каков сюжет мозаики? То — «рыбья чешуя»? То — «Кувшинки», колеблющиеся на заросшей поверхности пруда? То — пузырьки воздуха, поднимающиеся вверх, играя на свету разноцветными бликами? То… В любом случае, это — не мертвый камень

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Входной этаж Дома со свесом над тротуаром на 60 см.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.  Входной этаж Дома со свесом над тротуаром на 60 см.

Что вам напоминает навес над входом в Дом? Мне эти оползающие формы кажутся похожими на кричащие беззвучно пасти и сплющенные носы. Самое страшное в них заключается в том, что формы еще движутся — пытаются ожить!!!

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Входной этаж Дома со свесом над тротуаром на 60 см.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.  Входной этаж Дома со свесом над тротуаром на 60 см.

Разверстые, молча кричащие пасти, носы с ноздрями, не способными дышать, отталкивают и притягивают взгляд одновременно. Если что-то отталкивает и притягивает взгляд одновременно, значит, это что-то относится к СТРАШНОЙ КРАСОТЕ.

Такого в «Квартале Несогласия» не было и вряд ли бы появилось без Гауди, предшественники которого не шли дальше свободной игры в стили. А здесь…

Каса Бальо. Главный фасад в резком ракурсе - снизу вверх, позволяющем отчетливо ощутить движение архитектурных форм.
Каса Бальо. Главный фасад в резком ракурсе — снизу вверх, позволяющем отчетливо ощутить движение архитектурных форм.

Здесь что-то неведомое — ползучее — себя за живое выдает. Оно ползет, плывет. Почему так страшно? Оно придавлено чем-то и предсмертный хрип издает?

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Первый этаж Дома с окнами-витринами во всю стену.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.  Первый этаж Дома с окнами-витринами во всю стену.

Путеводители рассказывают: очеловечивая горизонтальные и вертикальные формы, Гауди создает удивительную атмосферу, где все, как во сне.

Не могу не уточнить:
здесь все, как в СТРАШНОМ СНЕ…

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Первый этаж Дома с окнами-витринами во всю стену.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.  Первый этаж Дома с окнами-витринами во всю стену.

Полюбуйтесь СТРАШНОЙ КРАСОТОЙ — такое не часто увидишь даже в самом СТРАШНОМ СНЕ…

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Первый этаж Дома с окнами-витринами во всю стену.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.   Первый этаж Дома с окнами-витринами во всю стену.

Видите совмещение трех картинных плоскостей? Реалий фасада, подлинная природа которых скрыта, тайной прикрыта. Отражений деревьев на бульваре в окне-витраже. Просвета внутреннего убранства, что о себе заявляет не то взаправду, не то в игре.

Уже этого достаточно, чтобы творение Гауди стало тем, чего не может быть, потому что все это ирреально, инфернально, сверхестественно.

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Верхние этажи Дома, где появляются балкончики, похожие на глазастые черепа.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.  Верхние этажи Дома, где появляются балкончики, похожие на глазастые черепа.

Горожане прозвали Каса Бальо «Домом костей». Что-то в этом есть: колонны-кости и балконы-черепа – останки жертв дракона, что бьется в судорогах на крыше.

В отличие от нижних этажей и боковых эркеров «глазастые балкончики» — металлические. Они — как скобы, держащие ритм. Они — как то, что еще не погрузилось в морские глубины и не раздавлено водами. Они — новые, последние жертвы страшного дракона.

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Боковой эркер на втором этаже Дома и рядовые балкончики выше.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.  Боковой эркер на втором этаже Дома и рядовые балкончики выше.

По мере рассмотрения фасада ряд очеловеченных форм обретает последовательность: внизу — останки давнишних жертв убийцы-дракона, что уже раздавлены толщей воды.; выше — останки последних, недавних жертв убийцы-дракона, что еще жаждут отмщения.

Значит, на фасаде изображена СТОЯЧАЯ ВОДА —
МЕРТВЫЙ, БЕЗЖИЗНЕННЫЙ КЛАДЕЗЬ ГРЕХОВ.

Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди. Зубчатый гребень крыши - хребет чудовищного дракона, несущего смерть невинным жертвам. Башенка с крестом (Гауди был очень верующим) - победный меч Святого Георгия.
Каса Бальо. Арх. Антонио Гауди.  Зубчатый гребень крыши — хребет чудовищного дракона, несущего смерть невинным жертвам. Башенка с крестом (Гауди был очень верующим) — победный меч Святого Георгия.

На башенке — позолоченная анаграмма: «Иисус, Мария и Иосиф». Совершенно непонятно происхождение анаграммы? Думаю, в победе над злом утверждает себя БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ, в чем ей должны быть подобны все человеческие семьи.

Это — проповедь? Это — в художественной форме выраженное откровение, которое произносит Гауди — очень верующий человек.

Каса Бальо на закате, еще и в искусственном освещении. По признанию современных знатоков это - "изящная игрушка" или объект "практически непозволительной роскоши".
Каса Бальо на закате, еще и в искусственном освещении.  По признанию современных знатоков это — «изящная игрушка» или объект «практически непозволительной роскоши».

Согласна, но… Нельзя судить так строго то, что во времени отделено от нашего мироощущения на целое столетие, к тому же принадлежит очень определенной по своим установкам культуре.

Здесь сюжет о Святом Георгии не отвлеченная легенда,
а живая данность, в которую неистово верят каталонцы.

Здесь представление о «Декоративности как начале архитектуры» — творческое кредо Антонио Гауди, определившее неповторимость его архитектуры, столь же далекой от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.

Здесь та бесподобная искренность и открытость, упустить которую, что утратить возможность понять, как происходил сдвиг в архитектурных воззрениях, что дал совершенное новое направление.

Каса Бальо. Антонио Гауди. 1904 - 1906 годы. Нельзя не видеть: Антонио Гауди превратил заказ на самый красивый Дом в АРХИТЕКТУРНУЮ БОРЬБУ ДОБРА СО ЗЛОМ или в поединок Святого Георгия (ДОБРА) с драконом (ЗЛОМ).
Каса Бальо. Антонио Гауди. 1904 — 1906 годы.
Нельзя не видеть: Антонио Гауди превратил заказ на самый красивый Дом в АРХИТЕКТУРНУЮ БОРЬБУ ДОБРА СО ЗЛОМ или в поединок Святого Георгия (ДОБРА) с драконом (ЗЛОМ).

 

<—Каса Мила: Апофеоз конструкции и образа.

Каса Бальо: О природе гаудианских «черепов»…—>

 

Leave a Reply