Афинский Акрополь — Эрехтейон…

Сколько человек за два с половиной тысячелетия прошло по Акрополю, чтобы так
отполировать мрамор Священной скалы? И все они шли за постижением Красоты?
Хотели увидеть то, о чем  говорят другие? Ничего не хотели — просто шли?

Афинский акрополь - Священная скала
Афинский акрополь — Священная скала

И пусть идут, потому что увиденное не забывается, и когда-нибудь оно,
непременно, всплывет в яви своей в жизни каждого, бродившего по
расплавленным плитам Афинского акрополя

Святилище Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Последней постройкой Акрополя стал храм Эрехтейон. Он возводился в тяжелое для Афин время. С 431 по 404 годы велась борьба за первенство между Афинской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой. Эти Пелопоннесские войны уже не были простой борьбой за господство на море и на суше. Шла борьба олигархии (Спарта) и демократии (Афины). Афины потерпели поражение. Начался кризис греческих полисов, кризис демократии. Это привело во второй половине IV в. до н. э. к подчинению греческих городов новой мощной державе — Македонии.

Что за храм мог появиться на Акрополе в то время, когда афиняне, считавшие, что Победа будет с ними всегда, терпели поражение?

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Антаблемент высок, он должен быть тяжел для дев прекрасных?Нет, приглядитесь, такого впечатления не возникает. Девы в ниспадающих многоструйными складками одеяниях гордо и царственно шествуют, направляясь, по-видимому, к Парфенону.

Портик с кариатидами радует глаз своим изяществом — я тоже хочу присоединиться к этому мнению, но… К сожалению, мне известно другое суждение, принадлежащее римскому теоретику архитектуры Витрувию (I век уже новой эры)…

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

«Так, например, если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемых кариатидами, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»

Витрувий еще не знает о том, что история с карийцами повторится, когда янычары возьмут Афины и, «перебив мужчин и опустошив их государство, уведут их жен в рабство».

Я видела в Афинах дивных гречанок во всем черном и с черными плачущими глазами. Как только начинал дуть ветер Борей, они надевали на летние тонкие темные платья каракульчовые шубы. При движении расстегнутые шубы колебались длинными мягкими складками. Они шли медленно и гордо, будто неся на своих плечах «вечный позор» за мужчин, отдавших их врагам. Мне казалось, что мужчины должны мучиться вечным раскаянием, но ничего подобного мне не пришлось разглядеть в их — тоже черных — глазах.

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Ионический антаблемент состоит из трех частей, как в дорическом ордере: архитрав, фриз, карниз. Отличие ионического антаблемента заключается в том, что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной полосой, гладкой или украшенной рельефом. В небольших храмах существуют портики, в которых колонны заменены статуями девушек. Но это — лишь подвид ионических колонн.

Последнее суждение замечательно, только кариатиды — не подвид ионических колонн. Они — скульптурированное выражение их общего — женственного — содержания: светлого, изысканного и ничем не защищенного кроме красоты своей.

В Древней Элладе очень сложное отношение к женщине.
Даже в демократических Афинах нет между ними равенства:
«свободными гражданами» считаются лишь мужчины.

ПО СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ГОРОД-ПОЛИС АФИНЫ
НЕ БЫЛ ГАРМОНИЧНЫМ ГОСУДАРСТВОМ.
В НЕМ ЕЩЕ БОРОЛИСЬ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫЛОГО МАТРИАРХАТА
И ЖАЖДУЩИЙ ПОЛНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПАТРИАРХАТА.

ДУМАЮ, ВО ВРАЖДЕ ДВУХ МИРОУСТРОИТЕЛЬНЫХ НАЧАЛ —
ОДНА ИЗ ПРИЧИН, ЧТО ДРЕВНЯЯ ЭЛЛАДА,
ДОСТИГНУВ ВЫСОЧАЙШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЕРШИН,
В ЖИЗНЕННОЙ БОРЬБЕ ПРОИГРАЛА — УТРАТИЛА В СЕБЕ СЕБЯ.
ЭТО ЛИ НЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ТРАГЕДИИ?

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Какая красота — несказанная! Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии — на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

От более раннего Дорического ордера отличается изяществом пропорций и декором. Капитель выполняется в виде двух в противоположные стороны направленных волют. Ионический ордер уже во времена античности считался «женским» ордером из-за своей утончённости, изысканности и дополнения разнообразными украшениями.

Очень похоже, что в Эрехтейоне не три портика и кариатиды, а один, только в разных интерпретациях пребывающий: архитектурной и скульптурной.

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Что именно позволяет Эрехтейону стать воплощением
Третьего акта Трагедии? То, что в нем использован
не Дорический, а Ионический ордер?

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен.
Кариатиды, установленные ныне на террасе, — слепки с оригинала.
Оригиналы кариатид, хранящиеся в музее Акрополя.

Кариатиды идут через Пространства-Времена, неся на своих головах не вазы с цветами и плодами, а тяжесть, нет — не позора за мужей, а несостоятельности Прекрасных идей. С тем вихрем, что рождается в одной точке и уходит в безграничность пространств — в бесконечность времен, не справиться, каков бы ни был «глаз» — Пустотой, «черной дырой», кромешной Тьмой, даже Светом, все источающим — все поглощающим… Идея умозрительна по природе своей. Спиралевидный смерч — данность неотвратимая…

Авторы Эрехтейона пытались объединить противоположные начала: Симметрию — Асимметрию, Вечность — Мгновение, Абсолютное — Живое-Земное, Женское — Мужское, Всевластие — Свободу, ничему не подчиняющуюся, кроме требований Красоты — душевной простоты…

ЭТО НЕ БЫЛО ОТКАЗОМ ОТ РАНЕЕ ОСВЯЩЕННОГО ПРИНЦИПА.
ЭТО БЫЛО РАЗВИТИЕМ ИДЕИ В ПОИСКЕ СПАСЕНИЯ…
МАЛЕНЬКИЙ ЭРЕХТЕЙОН ПЫТАЕТСЯ СНЯТЬ ТРАГЕДИЮ,
СПИРАЛЬЮ УНОСИМУЮ ВО ВСЕ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНА?
ПЫТАЕТСЯ…

Но ведь в Элладе второй после Зевса Богиней Олимпа была Афина? Досмотрим завершение «Панафинейских торжество«…

Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Третий храм ни в чем не похож на Парфенон… Храм небольшой, даже маленький. Выстроен в Ионическом — не Дорическом — ордере. Посвящен Афине, Посейдону и мифическому герою Эрехтею или Эрихтонию.

Этот Эрихтоний, родившийся со змеиной нижней половиной туловища, был воспитан Афиной, пожелавшей, чтобы он стал царём посвящённого ей города. Придя на афинское царствие, змееногий правитель учредил в честь богини-покровительницы великий праздник “Панафиней”. По имени царя храм и назван Эрехтейоном.

Эрехтейон стоит на месте, где в древности происходил спор Афины с Посейдоном. Не на Олимпе спор происходил, как утверждает западный фронтон Парфенона, — здесь. В полу храма имелось отверстие, через которое был виден след на скале, оставленный трезубцем Посейдона. Перед храмом росла священная маслина — дерево Афины. Неподалеку журчал священный источник. Какие доказательства еще нужны?!

Автор Эрехтейона должен был решить головоломную задачу, поскольку в единой постройке следовало объединить целых четыре древних святыни. И возникло произведение, в котором все было иным — необычным для архитектуры Древней Эллады.

Необычность, прежде всего, заключалась в асимметричном расположении помещений. Использовав неровности скалы, строители подчинили планировку храма рельефу. Так восточная половина здания стала на 3 метра выше западной. Три различных ионических портика примкнули к храму. Над террасой антаблемент стали нести не ионические колонны, а кариатиды.

Святилище Эрехтейон
Святилище Эрехтейон. 421—406 годы до н. э. Автор неизвестен

Смотрю на ионики, астрагалы, бусы, каннелюры и волюту из двух разнонаправленных спиралей — странное сочетание: в нем ощутим какой-то высший смысл…

Ионики — овоиды: формы яйцеобразные, отправляющие к понятиям первоначальным. Астрагалы — шипы стреловидные, еще чуть-чуть и они заговорят о беспредельном страдании. Волюты — спирали с глазком. В глазке движение спирали начинается, по закону «Золотого сечения» раскручивается и уходит в бесконечность. Здесь — в Ионической капители — спираль оборачивается и, опять свернувшись в точку-глазок, обретает равновесие. В этом — космогонический смысл Ионической капители? Капитель — завершие Ордера (Всеобщего порядка) не может не соотноситься с Мироустройством. Она —
не простой декор по сути своей.

Придя в «Атталову стою» на Афинской агоре я увидела древнейшую ионическую капитель с очень большими выносами волют, прочерченных с явным соблюдением правила «Золотого сечения». Она одиноко стояла в огромном пространстве, такая отрешенная от всего мирского, такая уверенная в самой себе.

А в торце зала неистово металась на стене Ника, куда-то, от чего-то убегавшая. Я подумала, между капителью и горельефом есть связь: женственная капитель — начало, мятущаяся женская фигура — конец Идеи, что родилась, утвердила себя и исчерпала все, что было ее верой в Правду. Миром правит Спираль…

Оставить комментарий: