Парфенон

Относительно дальнейшей судьбы храма известно, что около 298 года до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины Парфенос золотые пластины для покрытия расходов на содержание армии.

После завоевания Греции римлянами — в 146 году до н. э. — была вывезена большая часть скульптур Акрополя в Рим.

Парфенон
ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве), покровительнице города. Начало строительства — 447 год до н.э. Освящение храма — в 438 году. Скульптурные работы завершены в 432 году до н.э.
Авторы шедевра мирового зодчества: Иктин, Калликрат и Фидий.

В 426 году н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же статуя Афины Промахос была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.

С утверждением православия в 666 году храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы — «Панагии Афиниотисса». Соответственно, была изменена и его планировка. Восточный вход, когда-то ведший в древний наос, был закрыт апсидой для устроения там алтаря, а в центре фронтона со скульптурой прорубили окно. Западный вход стал единственным. Поскольку он вёл в опистодом, отделённый от наоса глухой стеной, пришлось прорубить и эту стену. На юго-западном углу храма была построена колокольня.

После турецкого завоевания, около 1460 года, здание было превращено в мечеть. В 1687 году, когда венецианский военачальник Ф. Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю среднюю часть древнего храма. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь.

Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Томас Элджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802–1812 большая часть сохранившегося убранства Парфенона с большими сложностями и потерями была перевезена в Великобританию, а позднее приобретена Британским музеем.

В 1928 году — по обретении Грецией независимости — был создан фонд, задавшийся целью поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента. 15 мая 1930 года была торжественно открыта северная колоннада.

Парфенон
ПАРФЕНОН, посвященный Афине Парфенос.
Сопряжение двух фасадов: южного и восточного.

Конкретизирую содержание двух курватур…

Угловые колонны втроем составляют независимый ансамбль. Самая крайняя колонна (средняя из трех), в реальности наклоненная внутрь, зрительно кажется совершенно вертикальной. Эта иллюзия позволяет более подчеркнуто выявить основную несущую функцию колонн, вселяя в зрителей уверенность в прочности и долговечности храма.

Ствол самой угловой колонны (средней из трех) более массивен для того, чтобы она могла преодолеть яркость освещения, в основном падающего на нее и делающего ее на фоне неба тоньше. Это — частности. Есть и главное…

ПЕРИПТЕРАЛЬНЫЙ ПАРФЕНОН С 46-Ю КОЛОННАМИ
НАЙДЕННОЙ АРХИТЕКТОРАМИ ВЫСОТЫ И РАССТАНОВКИ,
ДЕРЖИТ ПРОСТРАНСТВО НАД ГОРОДОМ ОТНОСИТЕЛЬНО
САМОГО СЕБЯ — СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ЦЕНТРА.
ПРОСТРАНСТВО НАД АКРОПОЛЕМ ЗАМИРАЕТ…
ПРОСТРАНСТВО НАД АКРОПОЛЕМ ЗАВИСАЕТ…
ПРОСТРАНСТВО НАД АКРОПОЛЕМ СОЕДИНЯЕТ
МИР АФИНЯН С МИРОМ БОГОВ, КОТОРЫХ ОНИ ПОЧИТАЮТ…

ПАРФЕНОН, АКРОПОЛЬ, АФИНЫ СТАНОВЯТСЯ ЯВЛЕНИЕМ
НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ АТТИКИ УНИКАЛЬНЫМ.
ОНИ — ЭПИЦЕНТР ТОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МОЩИ,
ЧТО ДЕЙСТВУЕТ В СИСТЕМЕ ЗЕМНЫХ КООРДИНАТ…

РУИНА ЭТУ ИСТИНУ НЕ СКРЫВАЕТ, НАПРОТИВ —
ОНА ЕЕ ВЫЯВЛЯЕТ, КАК РАНЕЕ СОКРЫТУЮ ТАЙНУ.

Я оправдываю небрежение Времени к Прошлому?
Я доказываю неспособность Времени погубить Совершенство…

Парфенон
ПАРФЕНОН, посвященный Афине Парфенос.
Завершение ряда колонн на продольном — южном — фасаде

Курватура, содержание которой я хочу продемонстрировать сейчас, очевиднее себя являет, чем в других случаях…

Судя по расположению триглифов и метоп на фризе антаблемента, последняя угловая колонна значительно придвинута к предыдущей. Причина: интерколюмний такого же размера, как и расстояние меж всеми остальными колоннами, создал бы в завершении ряда световую пустоту или разрежение там, где должна быть наибольшая напряженность.

Пожалуй, сейчас можно понять смысл еще одной курватуры…. Четыре ряда плит стилобата храма не одинаковой высоты: первый ряд, уложенный на скалу, самый низкий. Верхний — самый высокий. Разница минимальная, более ощутимая ногами, чем на глаз. Но на расстоянии все три ступени кажутся равными и верхняя не производит впечатления, что вдавилась под тяжестью здания.

С другой стороны, поверхность каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная поверхность, если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка вогнутой в середине. Для того чтобы рассеять этот оптический обман, и была сделана незначительная выпуклость. Вот такие действуют тонкости при построении столь мощного в материализованной силе своей Храма…

Парфенона
Графическая реконструкция Парфенона, выполненная в XIX веке. Западный фасад. Во фронтоне — многофигурная группа,
представлявшая «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой»
Галина Зеленская

Еще раз воспроизвожу графическую реконструкцию Храма, чтобы яснее прозвучали некоторые утверждения…

Судя по только что полученной информации, Парфенон представлял собой чисто геометрическое творение. Храм был построен из цифр, возникших в результате многовекового опыта эллинских архитекторов, долго искавших лучшие пропорции между длиной, шириной и высотой здания, между диаметром колонны и ее высотой, между размерами колонн и расстояниями между ними (интерколюмниями), между диаметром колонны у основания и диаметром у ее вершины…

И все это делалось будто затем, чтобы вывести и подтвердить общее правило: «У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции». И еще: «Будь он мал или велик, о размерах его никогда не думаешь». И что же? Слово биографу ПериклаПлутарху, жившему в I веке н. э., то есть пять веков спустя после того, как были созданы «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте» здания Акрополя. Плутарх пишет, что они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу».

О чем думаем мы, глядя на графическую реконструкцию Храма, в которой представлено все, чем он был наделен во времена Плутарха? Геометрия не способна сотворить живое существо — она может дать лишь абстрактное представление о произведении великого искусства.

И однако, раскраска фризов и скульптуры в тимпанах портиков, столь тяжело воспринимаемая на наш взгляд, свидетельствует, что любовь к философской красоте возникла во времена юности эллинов, жаждущих в избытке творческих сил не только простоты, но и радости.

Обратите внимание, раскраска четырехцветна: синий цвет — воспевает красоту Неба, зеленый цвет — красоту Земли, желтый — силу Солнца, красный — просто красивый. Смиритесь с ракраской… Я — не могу…

<— Разглядываем «Портреты» участников «Панафинейских торжеств»
Афинский Акрополь — Эрехтейон… —>