Внимание — смотрим прямо вперед, умозрительно восстанавливая еще четыре фланкирующих Пропилеи колонны, из которых остались только две крайние (на снимке видна правая крайняя колонна)…
Внешний (со стороны города) и внутренний (со стороны Акрополя) фасады собственно Пропилей представляют собой шестиколонные дорические портики. Соответственно, ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других — почти 4,3 метра.
Широкий средний проход имел вместо ступеней пандус, по обе стороны которого установлены
два ряда по шесть внутренних ионических колонн. Сочетание дорического и ионического
ордеров имеет какой-то особый смысл. Пока мы только констатируем сам факт их присутствия.
Пропилеи Мнесикла призваны были решать чисто архитектурные — художественные — задачи. Общее композиционное решение замечательно: собственно Пропилеи взяты в архитектурную раму, представляющую собой здания, стоящие на северном и южном уступах скалы, портики,которых обращены к главной оси Пропилей.
СООТНОШЕНИЕ КОЛОНН ПО ФАСАДАМ
РАВНО ТРЕМ (3) — ШЕСТИ (6 = 3 + 3) — ТРЕМ (3).
ТРИ — ПРАЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ.
ШЕСТЬ — ПРАЧИСЛО ДВУЕДИНОГО ДЕЙСТВИЯ:
НАПРАВЛЕННОГО НА СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ.
ПОСЕРЕДИНЕ, СООТВЕТСТВЕННО РЕЖИССУРЕ
«ВОРОТА ДЛЯ ВСЕХ», — ПУСТОТА ПЕРЕХОДА
ИЗ ОДНОГО МИРА (ТОГО, ЧТО ДО ВОРОТ)
В ДРУГОЙ (ТОТ, ЧТО ЗА ВОРОТАМИ).
Путешественник Павсаний,оставивший потомкам описание почти всех достопри- мечательностей Древней Эллады,записал:»Пропилеи имеют крышу из белого мрамора,
и по красоте и размерам камня до сих пор нет ничего лучше».
Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первое место ставил не Парфенон, а Пропилеи. Покорители Афин — фиванцы — мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей,и поместить у входа в их собственный акрополь. Римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине. Парфенон тоже воспроизводили, но позже — когда Эллада превратилась в культурный миф.
Первым на Афинском акрополе восходящих встречал храм Афины Ники Аптерос (в переводе
«Бескрылой победы») . Это -необыкновенно изящный мраморный храм, возвышающийся над
юго-западным крылом Пропилей. Он — подлинный во всей своей трагической судьбе,
заставившей пережить смерть и возрождение…
Ввожу уточнения… Храм был построен архитектором Калликратом в честь победы над персами, превратившими в руины Акрополь на Священной скале. В пору турецкого ига храм был разрушен: пришла янычарам в голову мысль сделать из мраморных блоков храма укрытие для пушек. В XIX веке, обретя независимость, греки разыскали блоки, замаркировали их и сложили храм заново. Собрали греки храм по камешку, чтобы восстановить былое в полной достоверности. Вопрос — что именно они хотели в своем былом восстановить?
Внимание — смотрим налево…Какое чудо эти колонны, гордо несущие антаблемент! Сколько «благородной простоты и спокойного величия» в их мерном строе, капителях и фустах!
Один из трех ордеров Классической архитектуры — дори́ческий о́рдер. Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны. Время возникновения принято называть VI век до н. э. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и в дорийских колониях. Лаконичный, монументальный дорический ордер — во времена античности, повторяю, считался «мужским».
Рассмотрим Пропилеи в их подобии Древнегреческой трагедии, то есть во всем напоре, в данном случае, религиозных страстей.
Ключ к рассмотрению — Дорический ордер.
Не Ионический — Дорический. Не женский — мужской.
Средство рассмотрения — определение принципа построения, проявляющего себя в трех составляющих:
в Упорядоченности целого (симметрия — асимметрия),
в Уравновешенности целого (статичность — динамичность),
в Соразмеренности целого и частей
(метры-ритмы, масштабы и пропорции).
Трудно?
Грекам возводить их шедевры было не легче.
Есть еще одна особенность у произведения Мнесикла. Точно выстроившись против оси север — юг, центральный портик Пропилей превращался в солнечные часы, исправно функцио-нирующие и сегодня. Если посидеть хотя бы полчаса на камнях у остатков Священной дороги ниже Пропилей, то видно, как тени от капителей перескакивают с одной каннелюры на другую, а снизу из города — от самой Агоры — видно, как в течение дня ползет тень от бокового портика по колоннам главного.
ТЕНЬ ЖИВАЯ, ТРЕПЕЩУЩАЯ НАПОМИНАЕТ О СЕБЕ,
КАК ЗАПОВЕДЬ, ТРЕБУЮЩАЯ ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ,
ТРЕБУЮЩАЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СИЛЫ ДУХА.
Мне кажется любопытным еще одно обстоятельство…
К самому выходу на Акрополь подводят восходящих
Шесть (6) и Шесть (6) Ионических колонн.
Числа колонн достаточно, чтобы противостоять Дорике.
Но, нет: они не явлены, они подавлены Дорикой,
в коей запечатлена Мощь мужского начала.
ПАТРИАРХАТ ТОРЖЕСТВУЕТ ПОБЕДУ, НЕ ПОНИМАЯ,
ЧТО ЛИШЬ ДВУЕДИНСТВО СОЗИДАТЕЛЬНО?
НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО, ПОДАВЛЯЯ ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО,
ОН ОДНОЗНАЧНОЕ ЦЕЛОЕ БУДУЩЕГО ЛИШАЕТ? ДА…
И ЭТО УБИЕНИЕ В САМОЙ ГЛУБОКОЙ ТЕНИ
«ВОРОТ ДЛЯ ВСЕХ» ПРЯЧЕТСЯ…
Об Афине Промахос — Афине-воительнице, грозной и суровой защитнице своего города — известно: правой рукой она опиралась на копье, в левой держала щит, на голову был надет шлем, на грудь накинут непременный атрибут — эгида: козья шкура с головой змеевласой Медузы, обладающей огромной магической силой. О том, каким был «рост» колоссальной статуи, существуют самые разноречивые мнения. Разброс высоты от 7 метров до 18 (60 футов).
В любом случае фигура Афины Промахос царила над Афинами, и все, подплывавшие к городу с моря, видели ее статую, сверкавшую на солнце. Афина типа «Паллады Джустиниани» особенно — образ чистой красоты и благородства. На мой взгляд, эта Афина, о чем-то размышляющая, в чем-то сомневающаяся, не может и не должна сопоставляться с «Передовым бойцом» на Акрополе.
И однако, чтобы снять голословность утверждения, представьте…
Петергофская Афина сомасштабна человеку, но… Если ее «рост» будет равен, хотя бы, 9 метрам — высоте трехэтажного нынешнего дома, что произойдет? Афина приобретет гипертрофированный масштаб относительно человека. И что?
Смоется Временем Петергоф, ибо она — Афина —
будет вершить происходящее на Финском берегу по-своему.
И славно, ведь Афина — воплощение государственного разума!
Возможно, так, но в Прошлое вмешиваться столь же опасно,
как и самовольно определять Будущее…
Через два века греки опомнились: в их воображении стала возникать совсем другая Богиня Ника: им неподвластная, нисходящая к ним с Небес в случае ими одержанной победы.
Пример — статуя Ники, выполненная и установленная на острове Самофракия — на высокой скале у входа в гавань, на постаменте в виде носа галеры. Яростные волны разбивались о скалу у ног Богини.Исполненная тревожного напряжения и порыва, чуть подавшись вперед, наперекор ветру, Ника готова взлететь над морем. Это, действительно, она — все сметающая на своем пути Богиня Победы.
Сейчас статуя Ники Самофракийской выставлена в Лувре — на центральной площадке широкой трехмаршевой лестницы. К ней нужно медленно приближаться по оси, потом сделать поворот, лучше — направо, и замереть, погрузившись в созерцание трехчетвертного ракурса статуи…
ПОВЗРОСЛЕВ, ГРЕКИ ПОНЯЛИ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ СИЛЫ
ВЫШЕ ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, А ПОНЯВ, ПРИШЛИ В СМЯТЕНИЕ,
И ЭТО НОВОЕ САМООЩУЩЕНИЕ ОТРАЗИЛОСЬ В ИХ ИСКУССТВЕ,
ТАК НАЗЫВАЕМОЙ, ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА.
В чем причина смятения?
Увидевшие самих себя эллины поняли:
уже поздно — их историю, так радостно заявившую о себе
на Афинском акрополе, определяет Трагедия,
главная действующая сила в которой — злой Рок…
Думаете, не только их историю определяет злой Рок?
Конечно, но их историю особенно,
потому что дарованные им Богами способности
превратили их Акрополь в эпицентр Мировой культуры.
Мысль заключается в том, что
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПОДОБНА
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ ВО ВСЕМ: ПО СУДЬБЕ,
ПО ИДЕЙНОМУ СОДЕРЖАНИЮ И ПО ОБРАЗНОМУ ЗВУЧАНИЮ.
Храмик Ники Аптерос так изящен, так мил… Это значит одно: мы всё на отдельные части разделяем — художественный образ, историю, представление о Мироустройстве и то, как и почему прелестная Ника развязывает сандалии…
Ника — та единственная из Богов и Богинь, что наделена крыльями: большими, лебедиными, позволяющими ей свободно парить в Небесах, по собственному разумению и собственной воле выбирая место, где ей следует приземлиться. По свидетельству Павсания, афиняне сознательно лишили крыльев непостоянную, на их взгляд, Богиню. Крылья Богине Победы оторвав, они вторглись в Законы, определяющие Мироустройство.
Посмотрите на музу Мельпомену с трагической маской в руке. Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной… Музы олицетворяют все то, что позволяет человеку не опускаться на уровень сиюминутных интересов, то есть не забывать о важном и подлинном — о Вечном.
«Греки — дети», — многие исследователи утверждают.
По-видимому, да, потому что они себе позволили однажды
нарушить Законы Космического бытия, надругавшись над
Богиней, заперев ее — Победоносную — в храмике на
Афинском акрополе, что тюрьме…
Все — мы прошли через Пропилеи. Более того, созерцаем открывшийся взгляду вид с необычной точки зрения — карниза Пропилей, позволяющего увидеть происходящее внизу острее, четче, яснее…
АКРОПОЛЬ ИСТОЧАЕТ БОЛЬ, И ЧЕРЕЗ ГРОМЫХАНИЕ БОЛИ
ПРОХОДЯТ МНОГОВЕКОВЫЕ ТОЛПЫ ЖАЖДУЩИХ НАПИТАТЬ
СВОЕ ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО. ПРЕКРАСНОГО?!
В Классическую пору процессия вынуждена была останавливаться перед бронзовой статуей Афины Промахос — «Передового бойца», грозной защитницей города. Следы постамента, сделанного из известняка, до сих пор видны на Акрополе на расстоянии 40 метров от Пропилей к востоку, приблизительно не доходя половины пути до Парфенона.
Если вообразите, что «рост» Богини соотносится с высотой Парфенона, вам придется содрогнуться, пасть ниц, поверив в мощь прекрасного Идола. Возопили, обращаясь к
Богине с мольбою о пощаде?! Не поможет…
В НЕДРАХ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРИ СИЛЫ:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОСЬ, СИММЕТРИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО,
ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ МАСШТАБ.
ТО НАЧИНАЕТ ЗАЯВЛЯТЬ О СЕБЕ АМПИР — СТИЛЬ ИМПЕРИИ.
И ЧТО? ИЗ-ЗА НЕГО СВОБОДНОРОЖДЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ
ДОЛЖНЫ СТАНОВИТЬСЯ ТОЛПОЙ У НОГ КОЛОССА,
А ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ ДОЛЖНЫ ПРЕОБРАЖАТЬСЯ
В ИМПЕРСКИЕ — ВЕДУЩИЕСЯ ЗА ВСЕЛЕНСКУЮ ВЛАСТЬ.
И ВСЕ ПОТОМУ ЧТО АМПИР — СТИЛЬ ИМПЕРИИ.
О, Перикл, Фидий и Мнесикл, как вы могли в подобное русло направить свое воображение? Вы же…
ВЫ ЖЕ СОЗДАВАЛИ ЭПИЦЕНТР МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ,
НАСЫЩАЯ ЕГО ВСЕОБЩЕЙ ТРАГЕДИЕЙ,
КОТОРОЙ ПО СЮ ПОРУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ НЕ ИЗБЫТЬ.
Хорош портал, ничего не скажешь. Правда, есть вопрос и, пожалуй, не один… Пешеходная процессия через него пройдет: торжественно, выстроившись по одному или даже по двое, смотрящих себе под ноги. Если в процессии принимали участие всадники на конях, если быки тащили телеги с жертвенными животными или сами к неотвратимой цели шествовали, им этой узкой преграды с порожком не преодолеть. Проблемы? Да, разрешаемые устроителями торжеств. Мы остаемся с восходящими на Акрополь пешеходами…
Видите за порталом парапет, а выше широкую площадку, где толпятся туристы? Это — два первых уровня, на которые процессия должна была подняться, следуя по трехмаршевой лестнице. Пройдя портал, восходящие поворачивали направо или налево, чтобы выйти на промежуточную лестничную площадку. На ней они делали еще один поворот и поднимались на центральную широкую площадку, с которой открывалась перспектива на Пропилеи. Но, не перспектива была в тот момент главной. Восходящим предстояло до того что-то очень важное увидеть…
Да-да… Архитектурные декорации к «Панафинейским торжествам» подобны древнегреческой трагедии. В чем Трагедия? Отвечаю, как сейчас — в данное мгновение — я это понимаю…
ЭЛЛИНЫ В ПОРУ ВОЗВЕДЕНИЯ ХРАМА НИКИ АПТЕРОС
СЧИТАЛИ, ЧТО ИХ ВРЕМЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИМ САМИМ,
ИМ ОДНИМ.
ЭЛЛИНЫ СЧИТАЛИ, ЧТО, СВОИМ ВРЕМЕНЕМ УПРАВЛЯЯ,
ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ, КАКОЙ ИХ ВЕЧНОСТИ СЛЕДУЕТ БЫТЬ.
ПОБЕДА ДОЛЖНА ОСТАВАТЬСЯ НА ИХ СТОРОНЕ ВСЕГДА.
ПОБЕДА НЕ ДОЛЖНА УХОДИТЬ СО СВЯЩЕННОЙ СКАЛЫ
НИКУДА И НИКОГДА.
Тем самым они нарушили заповедь, определяющую взаимоотношения
между Бытийным и со-бытийным мирами.
Последствия оказались неизбежными, ибо…
Если человек, будь он даже Периклом или Фидием, поверит,
что ему дозволено управлять Вечностью,
его Судьба, по воле Рока, превратится в Трагедию.
А Великое искусство — Архитектура,
переводящая представления о Мироустройстве в образ,
не сможет Трагедией не зазвучать.
Храмик Ники Аптерос («Бескрылой победы») — Пролог
к Трагедии, запечатленной в храмах Афинского акрополя.
Этот скрытый в архитектурных декорациях
к «Панафинейским торжествам» трагизм нам предстоит
постичь, осознать, хотя бы разглядеть, потому что…
ТРАГЕДИЯ, ЧТО В ЭПИЦЕНТРЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАПЕЧАТЛЕНА, БЫТИЙНО-СОБЫТИЙНОЙ СПИРАЛЬЮ
ПО ВСЕМ ПРОСТРАНСТВАМ-ВРЕМЕНАМ РАЗНОСИТСЯ
И ОПРЕДЕЛЯЕТ ВСЕ И ВСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
И НАШУ СОБСТВЕННУЮ СУДЬБУ, КУЛЬТУРУ, АРХИТЕКТУРУ…
Храм стоит на трехступенчатом постаменте. Это, по типу своему, — амфипростиль с четырехколонными портиками ионического ордера по торцевым фасадам. Благодаря двухсторонней ориентации — туда-сюда, храмик Ники-Аптерос смотрит и на город, и на Парфенон, связывая их существование воедино. По особому связывая: вводя себя (собственную судьбу и художественный образ) в качестве центральной — главной — точки отсчета взаимоотношений.
Афины возрождаются благодаря Победе!
Парфенон, благодаря Победе, утверждается
в своей власти над Аттикой.
Ликуйте, афиняне… Как можно ликовать, если за все расплатилась Ника, которой крылья лебединые оборвали, лишив возможности в Небо взлететь? Заставив постоянно сидеть здесь —
на уступе — в храмике, ставшем для нее тюрьмой!
Афиняне верили, что их Боги во всем с ними согласны.
Афиняне Богам поклонялись, как же иначе, но…
Афиняне Богам не подчинялись в полном смирении-послушании. Они, как с друзьями,
с Богами (Высшими принципами бытия) братались. А это опасно, как по лезвию бритвы
ходьба.
Трагедии положено начало.
Ждем, каким будет Первый акт.
Греки хотели восстановить портик ионического ордера,
что так красиво играл тенями на фоне мраморной стены…
Ионический ордер – один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Он имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками-каннелюрами. Его капитель состоит из двух крупных разнонаправленных завитков – волют. От дорического ордера его отличает изящество пропорций и более богатый декор.
О, волюта — спиралевидный завиток с кружком (глазком) в центре. О, абака — прямоугольная плита или с криволинейными сопряжениями, орнаментрованная или гладкая. О, ионики — ряд овоидов или яйцеообразных деталей, чередующихся с листьями или стрелками — астрагалами. О, бусы на шее из шариков, удвоенных тарелочек или округлых вытянутых элементов.
Римский историк и теоретик архитектуры Витрувий уподобляет Дорическую колонну фигуре мужчины, более стройную Ионическую колонну – фигуре женщины, отличающейся «девичьей грациозностью». Витрувий приводит и цифровые соотношения (пропорции), свойственные каждому из ордеров: в высоте Дорической колонны ее ширина укладывается 7 раз, в Ионической – 9 (Витрувий, книга 4, глава 1).
Подождите, пока восторгалась поэтикой Ионического ордера мысль пришла — резко, неожиданно,как удар, что повергает ниц и не дает подняться, пока мысль не будет сформулирована и высказана во всеуслышание…
Замечено, древние эллины всё драматизировали. Так они не делали различий между памятниками культового назначения и гражданскими зданиями, настолько религия проникала во все детали их жизни. У них не было праздников бытовых — все праздники были религиозными. Архитектура театров была столь же торжественна, как архитектура храмов. Места народных собраний — столь же священны.
Драматизация в архитектуре выражала себя и в том, что перед каждым местом народных сборищ воздвигались Пропилеи — «Ворота», открытые для всех. Так и здесь — на Акрополе — Храм, как жилище Бога, пространственно расширен: включает в себя подъем на Священную скалу, подготавливающий восходящих к значительности главного — самого Храма.
Заговорив о Пропилеях, сразу же попадаем в Мир Дорики. Уточняю наиболее красноречивые понятия…
АКРОТЕРИЙ — скульптурное украшение на углах фронтона в виде символической фигуры, в данном случае, ГРИФОНА — фантастического существа с телом льва, головой и крыльями орла. То — символ могущества, власти, бдительности, быстроты и силы. То — поэтизация чисто мужских качеств.
АНТАБЛЕМЕНТ — несомая часть в стоечно-балочной системе, состоящая из карниза, фриза, архитрава. ФРИЗ — средняя часть (полоса) антаблемента, представляющий собой чередование триглифов и метоп. Триглифы — вертикально стоящие каменные плиты с треугольными в плане продольными желобками. Метопы — те же плиты, нередко украшенные рельефами.
ЭХИН — средняя часть капители колонны дорического ордера: круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем, строющаяся как многоцентровая кривая.
И главное: любой Ордер есть Правило, Порядок, что проявляет себя в Законе модульного исчисления пропорций.
Согласно этому Закону, за основу берется определенная мера (модуль), например — ширина колонны у её основания. Далее устанавливается, сколько раз этот модуль должен уложиться в высоте колонны и как этот модуль должен соотноситься с мерностью каждой, самой малой, детали Ордера.
Витрувий – римский архитектор I века до н.э., автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве — подробно изложил правила построения храмов различных ордеров, ссылаясь при этом на греческих авторов — своих предшественников. В рассуждениях Витрувий называет математический закон свойством, присущим человеку, и открывает в этом законе его человеческий смысл. Так по его расчетам Дорический ордер становится мужским, Ионический — женским.
О, Дорическая колонна —
освященный красотой архитектурный образ воины-мужчины.
О, Дорическая колонна —
ключ к рассмотрению сути и содержания Дорических храмов.
Привожу вид на боковое здание перед видом на центральный портик Пропилей,
чтобы вы убедились в наличии Главной оси симметрии и ощутили бы силу ее
воздействия на восходящих.
Внимание: смотрим налево…
В графических реконструкциях здания, стоящие на уступах, имеют треугольные фронтоны, что превращает их фасады в боковые портики по отношению к центральному. Что-то в этом решении вызывает сомнения. В Высокой классике, уж точно, число колонн в портике должно быть четным, потому что вход устраивается по оси фасада, значит, в центре должен находиться интерколюмний — расстояние между колоннами, а не сама колонна, зрительно бьющая выходящего прямо в лоб.
Здесь в боковых зданиях установлено по три колонны (нечетное число). Значит, одно из двух: либо на их фасадах устраивались простые колоннады, либо число Три было необходимо вопреки всему.
Внешнее убранство Пропилей строго соответствует назначению здания, которому надлежит уступать первенство храмам, о предстоящей встрече с коими они возвещают. Искусством придавать каждому произведению свойственный ему характер греки владели в совершенстве.
Здесь строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, лишь по углам главного фронтона (если мы правильно понимаем описание Павсания) – два акротерия с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.
Картина меняется…
Нужно не пропустить то, что сейчас — при разрушенных Пропилеях — увидеть трудно. Кажется, что пространство перетекает, проходя через ряды просветных колонн. Ничего подобного! Водрузите на колонны балки перекрытия с двумя треугольными фронтонами, воздвигните мраморную крышу и вы увидите: картина меняется принципиально…
И ПРОСТРАНСТВО, И ПРОЦЕССИЯ ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ
ЧЕРЕЗ ГЛУБОКУЮ, ЧЕРНУЮ ПОД СОЛНЦЕМ ЭЛЛАДЫ,
ТЕНЬ, РАЗДЕЛЯЮЩУЮ МЕЖДУ СОБОЙ ДВА МИРА —
БЫТА (МИРА ЛЮДЕЙ, ЧТО ОСТАЛСЯ ТАМ — В ГОРОДЕ)
И БЫТИЯ (МИРА БОГОВ ЧТО ЖДЕТ ТАМ — НА АКРОПОЛЕ).
И СДЕЛАТЬ ЭТО УЧАСТНИКИ ВОСХОЖДЕНИЯ
ДОЛЖНЫ ОСОЗНАННО, НЕ ПОЖАЛЕВ ЧУВСТВ
НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ.
ИНАЧЕ — ВСТРЕЧА С БОГАМИ НЕ СОСТОИТСЯ.
ИНАЧЕ — ВСТРЕЧА ПРЕВРАТИТСЯ В ПУСТОЙ ФАРС.
Зачем нагружать восхождение трагичными образами? Я не нагружаю, я былое осознаю, не упуская из виду, что древнегреческая архитектура — подобие древнегреческой трагедии. Значит…
ЗДЕСЬ — НА АКРОПОЛЬСКОЙ СЦЕНЕ — ДОЛЖНА РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ
БОРЬБА ЧЕЛОВЕКА И НЕПОДКУПНОГО РОКА.
СЛЕПАЯ, ГЛУХАЯ, НЕМАЯ СИЛА ПО ИМЕНИ РОК МОЛЧИТ.
СВОИМИ СИЛАМИ ЧЕЛОВЕК НЕ В СОСТОЯНИИ ПОСТИЧЬ ТОГО,
ЧТО ЕМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНО НЕОТВРАТИМЫМ РОКОМ.
ТРАГЕДИЯ ТВОРИТСЯ В БЕЗМОЛВНОМ НЕВЕДЕНИИ.
Должен быть все объясняющий хор?
Вот я его партию и исполняю…
<— Афины — Агора…
Разглядываем «Портреты» участников «Панафинейских торжеств» —>