Кот колумбийского скульптора Фернандо Ботеро был куплен Городским Советом Барселоны в 1987 году. С тех пор и до 2003 года Кот Ботеро бродил по улицам города в поисках своего постоянного места. Его первая остановка была в Парке Цитадели, возле его товарищей в Зоопарке Барселоны. Затем он переехал на территорию Олимпийского Стадиона, и, несколько лет спустя, он был перемещен на маленькую площадь средневековой верфи в Барселоне. Наконец, в 2003 году было принято решение перевести его на постоянное местонахождение в конце воссозданного бульвара Рамбла-дель-Раваль.
Бронзовая статуя кота весом 2 тонны имеет гигантские размеры: ее длина — целых 7 метров, а высота — два с половиной метра. Кот сделан в характерном для Ботеро стиле — большие бока и тяжелые лапы, но, несмотря на свои размеры, он весьма обаятелен и привлекает к себе не только детей, но и взрослых.
Елена Николаевна Грицак в своей книге «Барселона и Монсеррат» пишет… «С давних пор поэты воспевают красоту Испании, но их восторги можно отнести лишь к прибрежным районам, где и вправду «все объято прозрачной, чистейшей атмосферой». В целом страна выглядит огромной пустыней, каменистой, пыльной, засыпанной камнями, позволяющей солнцу и сухим ветрам истреблять на себе любую растительность. Трудно представить более унылую картину, иногда только оживленную пригнутым к земле деревом или низким кустарником, который при близком знакомстве чаще оказывается перекати-полем.
Тем не менее мертвая с виду почва на самом деле плодородна и при должном уходе могла бы давать хорошие урожаи. Видимо, правы были те, кто утверждает, что богатство лежит под ногами испанцев, стоит только наклониться, но гордый нрав не позволяет им сгибать спину, зато разрешает оставаться «хозяином своего голода», как раньше отзывались о себе жители бедных предместий Барселоны».
В каждой современной культуре существует доисторический период. Обычно он охватывает время от первых стоянок доисторических людей до появления первых письменных памятников.
На Иберийском полуострове многое решали колонисты — финикийцы, греки, карфагеняне, римляне. Они были технологически и культурно более развиты по сравнению с местными жителями, сохранявшими многие пережитки позднего Бронзового века. Поэтому, считают историки, вместо культурного взаимопроникновения последовал упадок местных культур и последующее уподобление иберов римлянам, что произошло к началу Новой эры.
Простите, Прекрасная дама с утонченными чертами,
нам остается только согласиться с подобным выводом…
Барселона расположена на северо-востоке Иберийского полуострова на побережье Средиземного моря на плато шириной в 5 км, границы которого с юга составляют горная гряда Кольсерола…
Местоположение Барселоны утверждает: греки на ее территории были, потому что должны были исполнить свою миссию: «расселиться вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота». Определение Сократа, неоспоримое..
Однако греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями.
Вдруг, в XX веке историковеды Барселоны переписали героическую мифологию Древней Эллады, создав несколько версий основания Барселоны!
Первая версия такова… Поймав в XII веке до н.э. Керинейскую лань, Геракл отправился основывать Барселону. Вряд ли эта версия хотя бы чуть-чуть достоверна, уже потому что миф не имеет точной временной привязки. Миф рассказывает о вечном, в данном случае, — о СИЛЕ, НИЧЕМ НЕ СДЕРЖИВАЕМОЙ, ЧТО СТАНОВИТСЯ БЕЗУМИЕМ, СПОСОБНЫМ УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР.
Есть вторая — более развернутая — версия об основании Барселоны. Связана эта версия с древнегреческим мифом об Аргонавтах, отправившихся на поиски Золотого руна и нашедших его (точнее — выкравших).
Барселонские исследователи дописывают и этот миф, а главное — и они сами, и многие просвещенные каталонцы XIX — XX веков верят в него, как в реально происходившее событие. Будем последовательны…
Согласно новейшей вставке в древнегреческий миф, на поиски Золотого руна отправились также Гермес и Геракл. От родных берегов отплыли 9 суден, одно из них сбилось с пути и оказалось у берегов Средиземного моря в том месте, где сейчас находится гора Монжуик.
Экипажу судна, на котором плыли Гермес и Геракл, так понравилось это место, что они решили основать город и назвать его «Барка нона» (Barca nona) в честь девятого по счету судна, которое и сбилось с курса.
В подлинном мифе имя бога Гермеса не упоминается, а Геракл уже в начале пути был отозван богами из состава экспедиции. Привожу свидетельства…
Зачем все это выдумано? Чтобы поддержать СВОЕ — КАТАЛОНСКОЕ. И национальный дух, и национальные традиции, и национальное самосознание..
Сама идея «национальных государств» в Европе зародилась и обрела контуры лишь в начале XX века, по итогам Первой мировой войны, когда рухнули европейские монархические империи. Решила ли идея эта назревшие противоречия? Отчасти, да. Но оказалось, что «наций» в Европе — больше, чем образовавшихся государств. Многие из них по-прежнему считают себя ущемлёнными. По большому счёту, делиться можно до бесконечности, поскольку даже внутри единых на первый взгляд народностей можно всегда найти отличающиеся друг от друга группы.
И никакие боги в этом делении не помогут,
ведь им всегда на радость земные неурядицы.
Хорошо еще, что каталонцы протестуют,
танцуя сардану, а не берут в руки оружия…
Вот он — Гермес — во всем своем божественном великолепии. Ведет под уздцы коня, мощного, как морская стихия. На коне восседает морская нимфа, возносящая ввысь трехмачтовый парусник — «Барка нона». Какое великолепие, подтверждающее исключительное право Барселоны на процветание.
Во время правления Римской империи Гермес был богом торговли, путешественников и воров.
В Барселоне с середины XIX до середины XX века каталонская буржуазия использовала его образ как символ торговли и промышленного прогресса.
Жасинт Вердагер-и-Сантало (1845—1902, Барселона) — каталонский поэт, одна из центральных фигур каталонского Возрождения ХІХ — ХХ веков. Много путешествовал, в частности, был корабельным священником. Главное произведение — европейски известная эпическая поэма «Атлантида». Поэма компенсировала недостаток эпоса в каталонской литературе, и была горячо принята публикой
Согласно другим версиям, Барселону основали римляне. Скептики насмехаются… В Барселоне много руин, собранных из всего, что валяется под ногами. Кусок римской стены довольно трудно разглядеть среди надстроек и заплаток. Так, что наиболее верный способ — выбрать камень, выглядящий подревней, и сказать себе, что видел, как на совесть строили римляне.
Некоторые историки утверждают, что Барселону основал Цезарь Август в 15 году до н. э.. В этих краях он оказался, чтобы подавить восстание племен на севере полуострова, сопротивлявшихся власти Рима.
Как блистателен выбор Основателя Барселоны:
кого хочешь вдохновит на заботу о таком Отечестве!
Главный храм римского поселения Барсино, посвященный императору Цезарю Августу, был построен предположительно во время правления его преемника, императора Тиберия, в I веке нашей эры. Он находился в центре Форума на самой высокой точке поселения, холме Табер. Внушительное здание с тремя десятками 9-метровых колонн по периметру и трехметровым подиумом доминировало над площадью.
Потеряв свое религиозное значение, бывший храм в Средние века постепенно разрушился, а на его месте появились новые здания. Из некоторых фрагментов, обнаруженных в XIX веке, было собрано то, что выставлено в Туристическом центре.
Есть версия основания Барселоны карфагенянами, более вероятная и, кроме того. отодвинувшая историю града на два века в глубину времен. Версия гласит, что небольшой посёлок Барсино основал Гамилькар Барка — отец Ганнибала. И произошло это в III веке до н.э.
В 237 году до н. э. Гамилькар Барка расположил свое войско у холма Монжуик, на узкой береговой полосе между морем и горной грядой Сьерра-де-Кольсерола. Полководец не стал возражать, когда соратники предложили назвать лагерь Барцино, в честь основателя. По прошествии веков трудно сказать, чем руководствовался легендарный воин, избрав для резиденции столь неприметное место, к тому же не обладавшее ни стратегическими, ни какими-либо иными достоинствами. И однако, версия остается неопровержимой.
Позвольте представить портрет Гамилькара Барки — великого основателя Барселоны… Барка — прозвище, обозначающее «Молниеносный».
Гамилька́р Ба́рка (ок. 270—228 гг. до н. э.) — карфагенский военачальник и государственный деятель, отец Ганнибала, участник Первой Пунической войны на стороне Карфагена. Вернувшись на родину, он ещё раз подтвердил славу отличного полководца при подавлении мощного восстания наемников и рабов, которое поставило карфагенское государство на край гибели. Гамилькар считал, что будущая война с Римом станет схваткой не на жизнь, а насмерть, и требует самой тщательной заблаговременной подготовки. Готовиться к этому этапу борьбы он начал с покорения Испании. Её богатства должны были возместить Карфагену потерю Сицилии, а её территория стать плацдармом для нападения на Рим
Примерно около 238 года до н. э. с небольшим войском Гамилькар Барка отплыл в Испанию. В течение 9 лет, несмотря на упорное сопротивление иберов, он завоевал половину Испании до реки Ибер.
Опираясь на своё войско, Гамилькар подчинил Карфагену воинственные племена Южной Испании по реке Бетис, а также основал на юго-восточном побережье город Акра Левка — «Белая Крепость» — главный опорный пункт его господства в Южной Испании. Зимой 229 г. до н. э. Гамилькар погиб в одном из сражений с иберами города Сигуэнса.
Гамилькару Барке (не источники — историки) приписывают основание городов Барселона и Кордова. Не знаю, как Кордова, но Барселона, повторяю, — место неприметное, к тому же не обладавшее ни стратегическими, ни какими-либо иными достоинствами.
Версия качается, как корабль в бурю,
лишь древнеримские руины неколебимо
в Барселоне стоят тысячелетиями — не веками…
Побывав на Новой, Соборной площадях, мы повернули за угол и… увидели арку совершенных — сферических — очертаний. «Ах, как строили древние римляне», — не то подумала, не то закричала я.
В пасмурный день стена с аркой и квадратными башнями казалась похожей на приведение или серо-синего, осклизлого мертвеца, сохранившего, вот чудо, свою красоту в минувшей давным-давно жизни. Мы какое-то время зачарованно разглядывали привидение, потом заметили таблицу с планом…
Потом меня стала изводить мысль, суровая, как правда жизни. Зачем просвещенные барселонцы XIX — XX веков стали искать именитых основателей их Града? Геракл — сын Зевса, Гермес — Бог торговли, римский император Август, Галькимар Барка — гроза Рима? Вот у нас, действительно, был основатель — Петр Первый Великий., что «Топь костями забутил Назло надменному соседу». А здесь: детская игра — СВОЕ, значит, САМОЕ ЛУЧШЕЕ?
Нет, здесь — та же самая ситуация. Испанская пословица гласит: «Хороша была бы земля Каталония, если бы не лежала так близко к Кастилии».
Вглядываюсь в очертания арок, в мощь римских стен и возникает в моем сознании своя версия становления Барселоны. Не интересная — без парадных имен, зато естественная, как бег волн…
Выходит в Средиземное море Пиренейский полуостров, с запада омываемый Атлантическим океаном. На его восточной части живут ИБЕРЫ. Чтобы не утонуть в версиях, не будем узнавать, каково их происхождение.
Иберы Бронзового века имели укреплённые поселения различного размера, вели земледельческий и скотоводческий образ жизни, торговали ремесленными изделиями и минералами с, так называемыми, «колонистами». Сначала это были финикийцы, потом их вытеснили греки. Ни те, ни другие не оставили крепостей — отмечены лишь культурные влияния на ибер.
В V—III веках. до н. э. основная часть иберской территории управлялась аристократией при помощи собственной военной силы. В ряде поселений имелись вожди или «короли». Помните прекрасных дам?
В III веке до н. э на месте будущей Барселоны находилось иберийское поселение, носившее название Лайя, по греческому обозначению исконных жителей лайэтан.
В этом же веке в северо-восточную часть Иберии (будущую Каталонию) проникают карфагеняне. Во время первой Пунической войны происходит столкновение между ними и римлянами. В 197 году до н. э. карфагеняне вынуждены отказаться от испанских владений. Римляне основывают здесь провинцию Ближняя Испания с административным центром Таррако (Таррагона). Поселение Лайя римляне превращают в город, именуемый «Юлия Августа Фавенция Патерна Барцино».
Основным родом деятельности в «Барсино» было виноделие, вино получалось хорошего качества и шло в основном на экспорт – в Галлию, Италию, северную Африку и даже в Германию. Судя по результатам раскопок, население вело весьма богатую, но абсолютно провинциальную жизнь. В «Барсино» не было ни Театра, ни Амфитеатра, ни на худой конец Цирка. В общем один сплошной хлеб, и никаких зрелищ, потому что зрелища положены столицам, коей при римлянах была Таррагона.
Однако ничто не постоянно в жизни земной.
В Испанию приходят вестготы, королям которых необходимо «ногою твердой стать при море» —
Средиземном, а Барселону сделать столицей
своих притязаний на владычество над Европой…
Переход от римлян к вестготам и обратно проходил практически незаметно для населения. Все основные споры за территории велись в Риме и, несмотря на весьма серьезные укрепления, никаких значительных битв на территории Каталонии не велось, разве что мелкие потасовки между претендентами на местную власть. Жители Барсино продолжали сохранять вполне римский образ жизни, заодно «оброманивая» и диких готов.
В 711 году мощная волна мусульман хлынула на Иберийский полуостров, сметая все на своем пути. Уже через шесть лет — к 717 году — завоевание Испании было завершено. Таррагона пала в бою и была опустошена. Барселонцы в очередной раз проявили чудеса дипломатии, и город плавно перешел под власть арабского султана. Остается только удивляться каталонскому умению договариваться. Главный христианский храм города был преобразован в мечеть и на этом отрицательные моменты завоевания практически закончились.
Работа над альбомом была столь долгой, потому что в моем мозгу не задерживаются сведения с множеством неизвестных. Ну, кто такие иберы, дамы которых столь прекрасны, а воины всегда имели при себе яд, чтобы не попасть в плен? И кому нужен этот «сыр-бор» с Великими основателями Барселоны — Гераклом, Гермесом, Августом, Гамилькаром Баркой, когда без них в истории Каталонии появляется хоть какая-то логика? Зачем по сю пору размахивать флагами и кричать — «Каталония — не Испания»? Где тот камень на дороге, что развел их в разные стороны? СВОЕ — САМОЕ ЛУЧШЕЕ? ДА ЗДРАВСТВУЕТ СТОЛИЦА МИРА БАРСЕЛОНА?!
Вот в нашей жизни, действительно, был Основатель Петербурга — Петр Первый Великий, что «ПАРАДИЗ НА НЕВЕ» строил! Россияне не возражали, монатки собрали и отправились осваивать болото… Стоп, кажется, кое- что увидела от обратного…
РУССКИМ СВОЙСТВЕННО ПОДЧИНЯТЬСЯ СУДЬБЕ.
КАТАЛОНЦЫ СТРОЯТ СВОЮ СУДЬБУ САМИ, ВЕРЯ,
ЧТО БЫТЬ ОНА ДОЛЖНА ТАКОЙ, КАК ОНИ ЗАХОТЯТ…
Знаешь, Барсик, не могу не признаться тебе, нужно ехать в Мадрид и посмотреть на ту же историю с другой стороны — испанской. Лишь разностороннее видение открывает Правду. Вы слышали? Котяра сказал «Мяу»…