Смотрите… Немаловажную роль в эффектном облике королевского дворца играет ГРАНИТ. Эскориал заключает в себе множество образов этого камня: твердость, непоколебимую мощь, БЕССМЕРТИЕ, ВЕЧНОСТЬ и вместе с тем он же — преграда, подавление, МОГИЛЬНЫЙ ЗНАК, СИМВОЛ СМЕРТИ.
Изображено грандиозное мистическое действо, все участники которого — среди них император Карл V и король Филипп II — поклоняются имени Христа, возникающему в небе в сиянии облаков и в окружении парящих ангелов.
В иррациональном пространстве совмещаются образы рая, земли и ада. Отзвук «Страшного суда» Микеланджело виден в изображении нескончаемого потока грешников, поглощаемого огромной пастью чудища, символизирующего ад. Подобно тревожному напоминанию о Грядущем Дне Возмездия, предстает призрачный дальний план картины.
Художник исполнял пожелание короля Филиппа, надеющегося УСТАНОВИТЬ ПРЯМУЮ СВЯЗЬ С БОГОМ: ОН И ОН, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ИДУТ СВОИМ ПУТЕМ. Сейчас, когда упования монарха имеют побочный интерес, видно: Эль Греко постигла творческая неудача. Картина перегружена деталями, суховато выписана, в ней присутствует странная, неоправданная здесь, занимательность.
Знаменитый своими противоречиями Филипп II строил «Эль Эскориал», готовясь к БЕССМЕРТИЮ. Эту цель можно понимать в двух планах…
БЕССМЕРТИЕ ДУШИ — жизнь вечная в небесах —
после СМЕРТИ ПЛОТИ, когда земное шествие
будет окончено, причем, в СТРАДАНИЯХ…
БЕССМЕРТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ — память в истории,
покуда останки королей и их родственников
сохраняются в Пантеоне королей..
Останки монархов прибывали в новую резиденцию со всех концов Испании и несколько лет теснились в старой церкви, поскольку Пантеон при жизни Филиппа II не был завершен. Его заселение состоялось почти столетие спустя, в пору правления Филиппа IV, внука основателя Эскориала.
Пантеон королей располагался точно под алтарем главной капеллы собора св. Лаврентия. При такой организации пространств срабатывала вертикальная связь, ибо, когда священник поднимал гостию, он стоял над Пантеоном, и усопшие короли становились причастными к благодати.
Го́стия ( происходит от лат. hostia — «жертва»). Это — евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда (в православии — облатка).
Филипп II хотел придать совмещению алтаря главной капеллы собора и Пантеона в крипте глубинный смысл, заключить в нем главную мысль, ведь Эскориалу надлежало стать оплотом католицизма. В связи с этим сакральное место храма не только олицетворяло христианское таинство, но и позволяющего осуществить ВЕРТИКАЛЬНУЮ СВЯЗЬ С БОГОМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ДУХОВНОГО ЦЕНТРА ЭСКОРИАЛА.
Мне кажется, король был не в себе…
Рядом с заполненными гробами дожидаются владельцев пустые, предназначенные для здравствующего короля и его супруги. Можно представить, какие ощущения испытывает человек, видя собственный гроб. Однако этикет требует от монарха находиться в склепе не менее 5 минут, и предписание всегда исполняется.
Мне, конечно, в голову мысль пришла… Если бы работы в Пантеоне были завершены при Филиппе II, стены были бы выполнены из гранита — МОГИЛЬНОГО ЗНАКА, СИМВОЛА СМЕРТИ. Находиться здесь живому человеку было бы невыносимо. А так — веселенькая декорировка.
Пришедшая мысль продолжилась…
Во-первых… В Эскориале особую важность имеет решетчатое, матричное начало. Оно представлено в объемно-планировочном решении комплекса, сведенного к строгой форме линейного космоса и закрепленного в материи камня. Эта горизонтальная составляющая — ЯВЛЕНИЕ ПЛОТИ.
Пантеон расположен в самом центре комплекса Эскориал, под главным алтарем церкви (такова была воля Филиппа II). Король хотел придать совмещению алтаря главной капеллы собора с геометрией Пантеона в крипте глубинный смысл, позволяющий осуществить ВЕРТИКАЛЬНУЮ СВЯЗЬ С БОГОМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ДУХОВНОГО ЦЕНТРА КАТОЛИЦИЗМА, РАЗМЕЩЕННОГО В ЭСКОРИАЛЕ.
Установление правильных ГОРИЗОНТАЛЬНО-ВЕРТИКАЛЬНЫХ отношений между ПЛОТЬЮ И ДУХОМ есть образно-аллегорическая программа комплекса, глубоко своеобразное его решение.
Во-вторых… Пантеон расположен в самом центре комплекса, под главным алтарем церкви (такова была воля Филиппа II). Король хотел придать совмещению алтаря главной капеллы собора с геометрией Пантеона в крипте глубинный смысл, позволяющий осуществить ВЕРТИКАЛЬНУЮ СВЯЗЬ С БОГОМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ДУХОВНОГО ЦЕНТРА КАТОЛИЦИЗМА, РАЗМЕЩЕННОГО В ЭСКОРИАЛЕ.
Установление правильных ГОРИЗОНТАЛЬНО-ВЕРТИКАЛЬНЫХ отношений между ПЛОТЬЮ И ДУХОМ есть образно-аллегорическая программа комплекса, действительно, превращающая его в объект мирового значения.
Образно-аллегорическую программу комплекса нужно изучать, постигать, как общечеловеческий опыт УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНЫХ ГОРИЗОНТАЛЬНО-ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПЛОТЬЮ И ДУХОМ.
Пусть этот опыт повязан монархическим сознанием, обуздан извращенным воображением короля — авторитарного заказчика, связан по рукам и ногам вкусами его потомков, не желающих поддаваться зрелому размышлению, но в архитектурном отношении этот опыт — МОЩНЫЙ ПРОРЫВ В СФЕРУ ВСЕЛЕНСКИХ ТАИНСТВ.
Устали? Прекращаем разговор о Высоком,
еще и потому что он не исчерпаем…
Особой красотой здесь выделяется мраморная гробница Хуана Австрийского — победителя турков в исторической битве при Лепанто в 1571 году. Он — незаконнорожденный сын императора Карла V. Его все знают под именем Дон Жуана, да, да, того самого, кто разбивал сердца легкомысленным дамам своего времени. Наверное, поэтому на его пальцах 14 (!) обручальных колец.
Придворный церемониал требовал, чтобы королевский двор пребывал в Эскориале ежегодно в течение 63 дней. Этого все старались избежать. Сооружение громоздкое, мрачное, не подходящее для обитания человека, угнетало своим суровым величием всех, кто вынужден был проводить в его стенах даже недолгий срок. Лишь навечно запечатлена в Эскориале тень несчастного Карла II — последнего из Габсбургской семьи правителей Испании, олицетворявшего унизительную слабость, в которую перешло некогда устрашающее могущество.
В ИСТОРИЧЕСКОМ БЕССМЕРТИИ он — не святой,
он — объект жалости, в котором сосредоточилось
все дурное в династическом мракобесии.
Согласно строжайше исполняемому ритуалу при дворе испанских королей, монарх на все должен высказывать свою волю. Филипп умирал в течение 51 дня, не позволяя никому притронуться к своему телу. Он лежал в «Архитектурной жаровне» в бесконечно длящемся приступе подагры, что изнутри грызла его пылающее тело. О других последствиях лежания я не говорю — воспоминания о них унизительны для всех. Держа в руке Крест, МОНАРХ НАПРАВЛЯЛ СВОИ МЫСЛИ ПРЯМО К БОГУ. Нет, не прося избавить его от мучений, напротив — ПРИЗНАТЬ ЗА МУЧЕНИЯ СВЯТЫМ. Что решил Бог — неведомо.
ИСТОРИЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ Филипп II получил,
но остался в нем деспотом, тираном, монстром…