Геракл — из античности в современность

Геракл вечен — сообщил мне Кот, —
и никто не может лишить его высокого положения.
Не знаю, во всяком случае, я очень хочу понять,
в чем суть этого эллинского Героя…

Барсик
Кот Барсик — символ Барселоны — намурлыкал мне тему.
О Геракле, конечно, — Великом основателе его города.

Геракл Геракл

Геракл
Геракл на троне со своими главными атрибутами :
Дубиной, устали не знающей,
и шкурой побежденного им Немейского льва.

Геракл на троне

Это — художественная поэтизация силы?
Ведь греки верили, что Красота, Добро и Правда едины?
Если красив Геракл, то с помощью своей Силы
он творит Добро — мир от зла защищает?

Геракл
Фарнезийский Геракл. Римская копия работы Гликона с греческого
оригинала работы Лисиппа, ок. 320 в. до н.э. Из бань Каракалла в Риме. Неаполь, Национальный археологический музей

Фарнезийский Геракл

Перед нами — «нагой мужчина, одетый только в свою силу, красоту или божественность» (Энн Холландер).

Среднестатистические древнегреческие мужчины не были похожи на дошедшие до нас прекрасные статуи. Судя по ископаемым остаткам костей, обитатели древнего Пелопоннеса были в большинстве своем приземистыми, плотными и коротконогими. Античные скульптуры, хотя и делались с конкретной натуры, были не столько портретами реальных мужчин, сколько образцами идеальной и потому недостижимой («божественной») или трудно достижимой красоты.

Геракл размышляет. Он красив. Великолепно сложен пропорционально. Восхитителен изгиб его тела по вертикальной оси. При этом, как положено, его физическая, телесная красота («калос») неотделима от нравственного благородства души («агатос»).

Геракл

Геркулес и Кентавр
Скульптурная группа «Геркулес и Кентавр», созданная Джамболоньи в середине XVI века. Флоренция. Площадь Синьории. Лоджия Ланци

Миф о Геркулесе

В античном мире Геркулесу поклонялись как защитнику людей и храните­лю городов, и его культ был широко распространен и имел важное значение для римлян. Согласно мифу, он был сыном смертной женщины — Алкмены — и Юпитера, принявшего облик ее мужа Амфитриона, пока тот отсутствовал, что вызва­ло ревность жены Юпитера Юноны. Помимо своих двенадца­ти подвигов, Геркулес совершил еще много других поступков и после смерти был вознагражден Юпитером — отец богов обессмертил его: он был взят на Олимп в колеснице Минервы, богини, которая была его защитницей при жизни.

Геркулес

Геркулес

Геракл

Аполлон Бельведерский
Аполлон Бельведерский. Голова статуи работы Леохара. 330 до н.э..
Эмиль Антуан Бурдель. «Голова Аполлона». 1900 год.
Леохара и Бурделя разделяют 2,2 тысячелетия, принципиально изменивших представление об единстве Правды, Добра, Красоты.

Аполлон Бельведерский

Аполло́н, по прозвищу Феб («лучезарный», «сияющий») — в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света с золотыми стрелами, покровитель искусств, предводитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, очищавший людей, совершавших убийство. Судя по лицу, Бог надменный, капризный, женственный…

В «Голове Аполлона», считают исследователи современного искусства, «Бурдель воплотил идеал человека с могучим интеллектом, олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком».

Я вижу во втором Аполлоне воплощение первобытной красоты и трагичной правды XX века: Мир рушится, потому что Боги не спускаются с Небес, а человек по-своему расправляется с Землей, перестав быть Человеком.

Геракл
Бурдель Антуан (1861 — 1929). «Геракл, стреляющий из лука». 1909.
Бронза с позолотой. Музей Орсе, Париж. Герой стреляет в Стимфальских птиц в медных перьях, которые они мечут, словно стрелы, и, убивая ими людей, питаются человечьим мясом

Антуан Бурдель

В начале XX века, наряду с экономической, политической, общественной жизнью, менялась и художественная жизнь. Так называемый критический реализм XIX века, нацеленный на социальность, становился достоянием истории.

На этом фоне французские скульпторы вновь обратились к идеям и идеалам античности, и среди них — Антуан Бурдель «Мы ничтожно малы перед силами мира, — говорил Бурдель, — и все же… Да, мы сознаем необъятное величие неба, символа порядка и гармонии. Но над нами высится особое небо. Оно не синее, не серое, не черное. Наше небо — это наш внутренний мир, и все же нам не дано постигнуть его до конца».

Геракл
Бурдель Антуан. «Геракл, стреляющий из лука». 1909.
Скульптура принесла Бурделю первое признание публики
и была высоко оценена его наставником Огюстом Роденом.
«Геракла» Бурделя сравнивают с «Дискоболом» Мирона…

Геракл Бурделя

Геракл Бурделя запечатлен в момент охоты. Он — воплощение силы, мощи, как будто собранной в клубок энергии, готовой прорваться наружу. Чтобы создать ощущение жизненной силы, скульптор изображает игру мускулов. Напряжение ясно видно в том, как огромная могучая рука оттягивает тетиву лука, как упирается в скалу нога лучника со вздутыми на ней сухожилиями. Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой. Динамичность композиции, развернутой в пространстве, не нарушает цельности пластического решения. Бурдель следовал своей собственной установке: «Уравновешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь».

Бурдель Антуан (1861 - 1929). "Геракл, стреляющий из лука". 1909. Фигура Геракла совершенно реалистична (десять часов позировал скульптору друг, командир кирасиров Дуайен Париго).
Бурдель Антуан (1861 — 1929). «Геракл, стреляющий из лука». 1909.
Фигура Геракла совершенно реалистична (десять часов позировал скульптору друг, командир кирасиров Дуайен Париго).

Язык пластики Бурделя чрезвычайно экспрессивен.

Резкий поворот головы, ее профильное положение, хищная устремленность глаз, следящих за добычей, вытянутость вперед лица по направлению стрелы — все это усиливает динамику натягивания лука. И нам совсем не важно, в кого и зачем целится герой, потому что автору удалось передать движение и остановить его в окаменевшей страсти.

«Стреляющий Геракл» Бурделя — олицетворение стихийной, пер­вобытной, еще дикой, но уже целеустремленной силы. Он поражает глубиной замысла. И сейчас это — символ нашей эпохи, времени величайших открытий в борьбе человека с Природой и одновременно горьких утрат, трагедий.

Геракл
Бурдель Антуан (1861 — 1929). «Геракл, стреляющий из лука». 1909
Фрагмент, позволяющий посмотреть герою в лицо…

Выставленный в Салоне «Геракл» произвел настоящий фурор

Некоторые члены жюри были настроены настолько воинственно, что Бурдель был вынужден сторожить свою работу, так как ее гро­зились выдворить из зала. Публика толпилась у необычной скульпту­ры — в ней была какая-то неудержимая сила, возмущавшая одних, привлекавшая других. Но для всех было понятно, что это — произведе­ние гениального художника.

Сняв с человека защитную маску внешней красоты,
якобы неотделимой от благородства души, «Геракл» поставил перед обществом нравственную проблему: ФИЗИЧЕСКАЯ МОЩЬ — БЛАГО ИЛИ ЗЛО ДЛЯ МИРА?
Если зло, АНТИЧНЫЙ ГЕРАКЛ — АНТИГЕРОЙ,
безумием своим подаривший Миру бесчеловечность.

Геракл
Бурдель Антуан. «Геракл, поймавший Керинейскую лань».

Геракл, поймавший Керинейскую лань

Все в Элладе говорили о прекрасной золоторогой лани Злобный царь Эврисфей повелел Гераклу поймать ее. Погоня продолжалась целый год. Геракл гнал лань из Эллады в Гиперборею, из Гипербореи снова в Элладу. Отчаявшись поймать лань, Геракл вытащил лук и направил свою не знающую промаха стрелу в ногу животного. Затем Великий герой принес Керинейскую лань живой в Микены и отдал ее злобному царю…

И это подвиг — доблестное, важное по своему значению деяние?! В этом «подвиге» высокого смысла нет. Есть подчинение приказам полного ничтожества…

Геракл
«Геракл, бегущий за ланью». Андрей Балашов.

Андрей Балашов

Эти слова о скульпторе Андрее Балашове принадлежат Зурабу Церетели. Он считает дарование Андрея Балашова  незаурядным: «Его художественные достижения основаны на блестящем владении художественным ремеслом и умении поставить на службу своему творчеству все богатство европейской культуры». Нельзя не согласиться с тем, что в наше безыдейное время обращение к богатству предшествующей культуры — опора, держащая нас в равновесии.

Геракл Геракл

Геракл

Геракл

Кентавресса
Огюст Роден. «Душа и тело» или Кентавресса». 1888 год.
Композиция для «Врат ада», существующая и самостоятельно
со своей трагичной темой, вызывающей ужас и сочувствие.

Кентаврида

«Тело моё могут взять, но дух мой свободен
и ему никто ни в чём не может помешать!»
Эпиктет

Со времен греческой античности кентавры являются символом двойственности. Они представляют собой олицетворение низшей природы человека — его животной натуры, соединенной с высокой природой — человеческими достоинствами и способностью суждения. Это комбинация слепой силы инстинктов и направляющего духа.

«Мне кажется, что тут воплотилась страшная и постыдная для людей жизненная правда… Кентаврида – затравлена и приневолена быть рабыней двуногих. В мраморном варианте она привязана к стволу или колонне; в бронзовом – стоит на краю пропасти и собирается броситься вниз, чтоб не достаться насильникам. Конечно, душа её мысленно воспаряет к праотцу Хирону, ставшему после ухода с Земли звездой, — почему бы не сделаться такой звездой и ей, которой на Земле больше нет места?»..

Умирающий кентавр
Антуан Бурдель. «Умирающий кентавр». 1914 год.
Искусствоведы считают: это — метафора образа художника.
Но здесь может быть заключено и другое послание.
Роден и Бурдель приносят от лица людей покаяние…

Умирающий кентавр

Геракл пировал с другом — мудрым кентавром Фолом. Другие кентавры страшно рассердились на Фола за то, что вино, которое они пили, было достоянием всех кентавров. Геракл не испугался кентавров. Он быстро вскочил с ложа и стал бросать в нападавших громадные дымящиеся головни. Кентавры укрылись у друга Геракла, Хирона — мудрейшего из кентавров. Следом за ними в пещеру ворвался и Геракл. В гневе натянул он свой лук, сверкнула в воздухе стрела и вонзилась в колено… Хирона. Великая скорбь охватила героя, когда он увидел, кого ранил. Знал Геракл, что рана от стрелы, отравленной желчью гидры, неизлечима. Знал и Хирон, что грозит ему мучительная смерть. Чтобы не страдать от раны, он добровольно сошел в мрачное царство Аида.

Умирающий кентавр
Антуан Бурдель. «Умирающий кентавр». 1914 год.
Вариант, установленный под открытым небом в Буэнос-Айресе.

Бурдель подхватил Роденовскую тему затравленного людьми и безвинно погибающего мученической смертью кентавра.

Кифара, на которую силится опереться его кентавр, отчетливо намекает на Хирона — великого страдальца. Но дело не в том, Хирон это или нет. Музыкальный инструмент, присутствующий в скульптуре, ясно говорит о том, что, как и роденовская кентаврида, этот мученик – безвинная жертва. И что смерть настигла его, когда он пел свою последнюю песню. Мы не знаем, кто убил его и как — медленным ядом Геракловой стрелы, или внезапным выстрелом в сердце. Но кентавр не участвовал в битве: он пел. Кифара могла сопровождать только самые высокие роды кентаврической музыки — гимны праотцу Кроносу, хвалы Космосу, воззвания к божественным сёстрам — Музам…

Если так, Геракл совершил не подвиг,
даже не просто преступление, а святотатство.

Геракл

Геракл

 

Кентавр с камнем
«Кентавр с камнем»(фрагмент). Выставлялся в 2010 году
в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Автор — Дашиним Бальжанович Намдаков.

Рождение мифического Кентавра

Когда греческий путешественник и ученый Геродот посетил причерноморские степи Древней Скифии, он увидел людей, которые вели кочевой образ жизни. Они показались эллину существами, слившимися со своими верными спутниками-конями. Так родился мифический Кентавр с головой и торсом человека варварского обличья и телом дикого коня.

Истинные творцы, Роден и Бурдель, принесли от лица людей покаяние, признав, что человечество, расправившись с двусущностными, лишило себя и величественной красоты, и мощного духа, и особого взгляда на мир. Мы могли бы стать братьями, однако предки теперешних двуногих сделали иной выбор, оказавшийся необратимым.

Кентавр с камнем
«Кентавр с камнем». 2009.
Автор — Дашиним Бальжанович Намдаков.
«Скульптор с душою кочевника»:
«Судьбу свою к седлу я приторочил» (Арсений Тарковский)…

Дашиним Бальжанович Намдаков

«Кентавр» Даши Намдакова, при всей фантастичности его образа, доходящей до гротесковости, — бунтарь, главным оружием которого являются справедливая ярость, сила сопротивления посягательствам на его независимость и чувство собственного достоинства.

Пегас
«Пегас». Литая бронза.
Автор — Дашиним Бальжанович Намдаков:
скульптор, художник, ювелир, гений…
Похищение
«Похищение».
Автор — Дашиним Бальжанович Намдаков
(1967, село Укурик Читинской области).

«Кентавр с камнем» — не единственный выход за границы тематике, родственной природе Даши Намдакова. Напротив, казалось бы, местный сюжет естественно перерастает во всеобщий. Так появляются «Пегас» и «Похищение» (Авроры?)….

Летящий конь
«Летящий конь». 2010.
Автор — Дашиним Бальжанович Намдаков.

Летящий конь

Важное место в искусстве Даши Намдакова занимает анималистический жанр. Именно здесь художник обнаруживает свое умение видеть характерное и особенное в живой природе. Однако, стремясь передать пластику животного, экспрессивную красоту его движений, мастер намеренно абстрагируется от натуры и создает авторский образ этого мира.

Барселонский кот
Барселонский кот уходит: что-то ему не понравилось.
Может быть, мое восхищение другими?
Чтобы не сердить хозяина, завершаем альбом-размышление…

Античность, уповающая на способность Красоты
объединиться с Добром и Правдой.
Современность, поставившая во главу угла
нравственные проблемы.

Вот так, художественная жизнь развивается,
оставляя ответы на потом…

<— АНТИЧНАЯ ВАЗОПИСЬ О 12 ПОДВИГАХ ГЕРАКЛА (ФОТОАЛЬБОМ)

АНТИЧНЫЕ ГОРГОРИОНЫ —>

Оставить комментарий: