Наши апартаменты, действительно, находились в двух шагах от Музея Королевы Софии и в пешеходной доступности от музея Прадо. Утром в воскресенье — в первый день после прилета в Мадрид — мы, погрузившись в состояние предвкушения чуда, торжественно шествовали в Прадо. Шли, не реагируя на дождь и холод, на еще не раскрывшуюся зелень. Ни на бесконечную шеренгу людей под зонтами, желающих попасть туда же.
Вдруг кто-то из нас вскричал: «Главный портик затянут — идет реставрация!». Мы вернулись в реальность, в которой лишь монумент Веласкеса неколебимо стоял на посту.
Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599 год Севилья — 1660 год Мадрид) по праву считается в Испании художником «номер один». Такой славы как у Веласкеса нет, и наверное не будет ни у кого. В Мадриде именем Веласкеса названа одна из центральных улиц, есть музей Веласкеса, Дворец Веласкеса в Парке Ретиро , есть монумент на месте церкви, где был похоронен Веласкес.
Теперь Диего Веласкес — «художник Истины» — в виде великолепного памятника восседает перед музеем Прадо с палитрой, муштабелем и кистью в руках.
Муштабель — приспособление, которое используют живописцы, чтобы поддерживать правую руку при работе над мелкими деталями картины.
Памятник был открыт 14 июня в 1899 Альфонсо XIII (ему на тот момент было 13 лет) и его матерью-регентшей Марией Кристиной Габсбург. В церемонии открытия, отдавая дань уважения творчеству Веласкеса и всей испанской живописи, приняли участи видные деятели: от Франции – художники Жан-Поль Лоран и Crolus Durand (они возложили венок из цветов с лентами, надпись на которых гласила: Великому Веласкесу, от художников Франции) ; послы Германии и Австрии; г-н Poyter, директор Королевской академии и Королевской галереи в Лондоне; скульптор Mariano Benlliure, от имени художников Рима; представители Академии изящных искусств и Городского совета Севильи, Школ изящных искусств Мадрида, Барселоны и Вальядолида, архитектурного общества и Общества изящных искусств Мадрида.
Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Осенью 1623 года Веласкес приезжает в Мадрид. Здесь ему оказывает покровительство премьер‑министр Оливарес. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший большой успех, и вскоре получает звание придворного живописца. Ему отводят парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту, всеми обожаемую…
Эффект размещения картины потрясающий. Выходишь из замкнутого пространства и попадаешь в толпу королевских придворных XVII века.
Я закричала: «Снимайте частями — потом совмещу!!!». Это было мое последнее высказывание подобного рода. В ПРАДО ВСЕ ВОЗМОЖНО, ЛИШЬ ФОТОГРАФИРОВАТЬ В ПРАДО НЕЛЬЗЯ. При выходе из лифта, ведущего в бельэтаж, мы должны с вами расстаться
Я не я, но свое намерение осуществлю: представлю полотно в виде фрагментов, правда, идущих справа налево. Причина — таков порядок двух сцен из Нового Завета. Трактовку сцен привожу в соответствии с изложением в Православном Календаре…
«После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа…
Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери.
Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние».
Драматизм евангельского сюжета не помешал Стробелю изобразить роскошь царского дворца, перенеся действие в начало XVIIв. Вымышленная обстановка населена реальными историческими деятелями, среди которых полководец Валленштейн и король Франции Генрих IV. В облике некоторых из них проглядывает легкая карикатурность. Присутствие множества иностранных послов и военных чинов интерпретировалось в политическом ключе, заставляя видеть в картине намек на сложную ситуацию в Европе того времени.