Нужно было увидеть достопримечательности Толедо за один день, холодный, ветреный. Невозможно!!! Выбора не было. Церковь не признали: какое-то небольшое зданьице, незаметное, очень простое — в три витражных арки… Люди выходили — решили войти.
Вошли — повернули голову направо — увидели ЭЛЬ ГРЕКО, не поверив своему счастью. Достали фотоаппараты — набросились охранники. Но, наших так просто не возьмешь: Алла Юрьевна смогла сделать снимок «из под полы»..
Прошли в церковь, чтобы успокоиться. И это было сделано правильно. Казалось бы, сплошное разностилье, но какое-то особое — напряжение снимающее…
Собираем необходимые сведения… В часовне при церкви погребён дон Гонсало Руис де Толедо или граф Оргас, который скончался в 1312 году. Он был мэром Толедо, добропорядочным и благочестивым. Во всяком случае, на нужды этого храма граф Оргас жертвовал крупные суммы, взамен желая быть погребенным именно в этой церкви.
Возможно, и в те времена добропорядочность лиц государственного ранга не была распространенной, потому что возникла легенда о чуде, которое произошло на похоронах кастильского вельможи. О содержании легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, во время похорон с небес снизошли два Святых — юный, прекрасный Святой Стефан и убеленный сединами Блаженный Августин — снизошли и собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.
Алена подняла вверх объектив фотоаппарата и сделала кадр, за который я ей чрезвычайно благодарна. Перед вами — сводчатое перекрытие, образующее в средокрестии восьмиконечную звезду, Это — главное конструктивное отличие стиля «мудехар», что хранит память об арабском периоде в истории Испании.
Есть в церкви есть и другие древние раритеты, остаться к которым равнодушными не смогли мои подруги…
Отдохнув, возвращаемся к картине или к «роману в красках», написанному Эль Греко. Заказывая картину, священники церкви Санто Томе дали описание того, что должно быть изображено на полотне. Документ сохранился и свидетельствует, насколько точно художник следовал указаниям. Тем не менее, заказчики не стесняли творческую свободу Эль Греко, и, похоже, он сделал два собственных временных уточнения… Перенес событие старинной легенды в современную жизнь, текущую в Толедо. Земную сцену (положение во гроб умершего) неразрывно связал с небесным видением.
Стефан — первомученик и архидиакон . После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы, апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, то есть. первым диаконом.
Блаженный Августин — создатель Учения, одна из составляющих которого — трактат О ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ… Время — мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Выделяю эту часть Учения, так как чувствую: положения Св. Августина — философская основа картины Эль Греко (да и остальных его произведений тоже).
Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительно только настоящее. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспоминать о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, ПРОШЛОЕ — ЭТО ВОСПОМИНАНИЕ, НАСТОЯЩЕЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, БУДУЩЕЕ — ОЖИДАНИЕ ИЛИ НАДЕЖДА.
Присутствие монахов на картине вполне правомочно. Св. Стефан — архидиакон: помощник церкви, заботящийся о нуждах новообращенной паствы. Блаженный Августин, помимо писания трактатов, занимался тем же делом. В 388 году он основал духовную общину, что позднее разрослась, превратившись в нищенствующий орден братьев августинцев.
В начале XVI века, августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, был объединен с орденами доминиканцев, францисканцев, кармелитов. Повторяю, присутствие представителей названных орденов на происходящем действии не только правомочно, но и обязательно.
На 3-й день после смерти усопшего отпевают и погребают. Отпевание — это специальное Богослужение, оно бывает только заупокойным и совершается лишь единожды. Значение отпевания велико. Во время отпевания священник читает особую разрешительную молитву. В этой молитве у Господа испрашивается отпущение грехов, клятв, которые были на покойном, грехов забытых и не исповеданных. Молитва читается только священником, не прочитанная молитва силы не имеет.
На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, символ жизни, победы над мраком, выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него.
Пишут… Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей, изображенных портретно. Друзья покойного — это в большинстве своем гордые, полные собственного достоинства испанские идальго. Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио Каваррубиаса, Педро Бонавенте — эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других.
Все хорошо, если не видеть, что между «друзьями покойного» (1312 год) и «современниками Эль Греко» (1588 год) лежит около трехсот лет. Значит, верна иная формулировка: пришли на отпевание те, «КТО ПОМНИТ ПРОШЛОЕ» (определение Блаженного Августина).
Отошли в прошлое взгляды, трактовавших творчество Эль Греко как некое визионерство (склонность к фантастическим видениям), как самовыражение мистического духа, обретшего себя на испанской почве. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что Эль Греко был художником-эрудитом, ибо знание вменялось в обязанность ренессансному художнику, а философия, наука и искусство были неразрывны. Из этого следует, что такими же эрудитами были и его друзья.
В ряду пришедших на погребение, изображен друг Эль Греко — Антонио Каваррубиас. Позвольте, я покажу другой его портрет…
В земной сцене можно выделить два времени: НАСТОЯЩЕЕ — СОЗЕРЦАНИЕ и ПРОШЛОЕ — ВОСПОМИНАНИЕ… Настоящее представлено пришедшими на погребение друзьями-единомышленниками. Это — круг лиц, ищущих истины, или кружок при церкви Святого Фомы — «Неверующего и уверовавшего». В силу своих интересов, они — те, «кто помнит прошлое».
Прошлое представлено усопшим графом Оргасом — благороднейшим из рыцарей, что, по-видимому, принадлежал к тому же кружку, иначе не объяснить, почему он хотел быть погребенным не в Кафедральном соборе Толедо, а в церковке ничем особо не примечательной.
Августин и Стефан вызваны из вечности тоже их воспоминанием, ибо в русле Учений этих Святых ведутся нынешние поиски истины..
Блаженный Августин утверждает… Все люди помнят прошлое, а некоторые из них могут «ПОМНИТЬ» БУДУЩЕЕ, чем и объясняется способность ЯСНОВИДЕНИЯ — различения того, что произойдет в дальнейшем. Будущее, как и прошлое, не имеет реального существования, БУДУЩЕЕ — ОЖИДАНИЕ ИЛИ НАДЕЖДА.
Над земной сценой, в верхней части картины, замкнутой полукружием, изображена другая сцена — происходящая в то же самое время на небесах. Опекаемая ангелом-хранителем душа умершего приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском троне — наивысшей точке всей композиции. Рука Спасителя обращена к Марии, как бы призывая ее в свидетели. Иоанн Предтеча — заступник. Остальное пространство заполняют порхающие ангелы, святые и праведники.
Каким станет будущее возносимой души?
Сбудутся ли ее ожидания и надежды,
там — на земле — никому из оставшихся неведомо:
лишь небо свободно, земля повязана цепями.
Исследователи творчества художника пишут… По Эль Греко верхний мир — нечто принципиально иное в сравнении с нижним — земным. Верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно; фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие. Холодный жемчужный колорит сочетается с локальным (символическим). Удлинённые фигуры, разлетающиеся одежды, многоплановость композиции и приём соположения фигур – а иногда это одна фигура – увиденных с разных точек, — вот что такое мир верхний, мир святых и праведников.
Прощальный снимок Аллы Генриховны, сделанный тоже «из под полы». Какие счастливцы: они остаются, а мы должны уйти! Правда, «роман» берем с собой: мысленно укладываем в рюкзаки, чтобы дома снова и снова читать и перечитывать.
Ах, Эль Греко, Ваши произведения
непостижимо глубоки и столь же прекрасны…
Да, забыла рассказать, когда «Похороны графа Оргаса» впервые увидел Сальвадор Дали, от обилия переживаний он упал в обморок.
У Греко были ученики в Толедо, но ни один из них не пошел по его стопам. Ближе всех подражал ему его сын Хорхе Теотокопули (1578—1631), но далеко не достигал совершенства отца.
В начале XVII века.одним из лучших архитекторов в Толедо считался сын Эль Греко Хорхе Мануэль Теотокопули. Ему пришлось заканчивать ратушу (1575—1618) в Толедо, спланированную Хуаном де Эррера в присущем ему строго классическом стиле.
Пусть будет удачным дальнейшее путешествие по Толедо!