Венеция: Гондолы и гондольеры

«Любуясь из вод встающим городом, он думал, что приезжать в Венецию сухим путем, с вокзала, все равно, что с черного хода входить во дворец, и что только так, как сейчас, на корабле, из далей открытого моря, и должно прибывать в этот город, самый диковинный из всех городов на земле». Томас Манн — новелла «Смерть в Венеции».

Константин Бучельников:
«…эта панорама открывается при входе на лайнере (или сербском пароме) в бухту Венеции … фотоаппарат не перестает щелкать — сил нет оторваться от видоискателя, а указательный палец тарабанит по кнопке не подчиняясь голосу разума …, да и тот не сильно разумен.
во времена ФОТОаппаратов удержаться в 36 кадрах здесь было не возможно …
и еще забавно звонить с колокольни св Марка коллегам на работе, давая им послушать удары колокола и одновременно пересылая панораму сказочного города …»

«Кто не испытывал мгновенного трепета, тайной робости и душевного стеснения, впервые или после долгого перерыва садясь в венецианскую гондолу? Удивительное суденышко, без малейших изменений перешедшее к нам из баснословных времен, и такое черное, каким из всех вещей на свете бывают только гробы, — оно напоминает нам о неслышных и преступных «похождениях в тихо плещущей ночи, но еще больше о смерти, о дрогах, заупокойной службе и последнем безмолвном странствии». Томас Манн — новелла «Смерть в Венеции».

«Тихо, все тише становилось вокруг него. Уже слышны только всплески весла, глухие удары волны о нос гондолы, который словно парит над водою, — острый, черный, на самом конце вооруженный подобием алебарды». Томас Манн — новелла «Смерть в Венеции».

«И кто мысленно не отмечал, что сиденье этой лодки, гробово-черное, лакированное и черным же обитое кресло, — самое мягкое, самое роскошное и нежащее сиденье на свете?» Томас Манн — новелла «Смерть в Венеции».

Венецианские гондолы — точное отображение самой Венеции: нечто фантастическое — то, чего не может быть, но есть…

Гондо́ла (итал. Góndola, Венецианская гондола) —
традиционная гребная лодка. Символ Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол. Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.

Размеры и конструкция лодки установлены законом, начиная с XVIII века.Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет примерно 400 килограмм. Гондола имеет асимметричную форму, длина обвода её левого борта на 24 сантиметра больше, чем правого. Корпус лодки закруглён, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и задать гребцу ориентиры направления движения.

При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. Готовый корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.

У гондолы всего одно весло. Исторически это вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом «форкола». Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад.

На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — «ферро». Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним. В форме ферро присутствуют шесть выступов, соответствующих шести районам города.

Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек. Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя. Фактически, из-за конструкции лодки, при гребле гондольер применяет одно и то же усилие, как в случае пустой, так и в случае полностью загруженной гондолы.

Асимметричная форма лодки позволяет гребцу-гондольеру управлять лодкой одним веслом, находясь сбоку от линии, разделяющей лодку вдоль пополам. Гондольер стоит на лодке и управляет ею, глядя вперёд по направлению движения. Весло является как веслом, так и рулём.

Техника движения на гондоле не гребковая, а скорее толчковая. Гондольер раскачивает лодку и совершает движения веслом по специальной траектории.

Гондольер — мужская профессия, которая требует большого мастерства. Обычно передается по наследству от отца к сыну. Этой профессии не занимать романтизма, недаром у гондольеров есть даже особый вид песен, называемых баркарола (от итал. barca — «лодка»). В 2009 году в Венеции появилась первая женщина — лицензированный гондольер. В Шанхае — управление гондолами — женская профессия.

Есть версия, согласно которой черными венецианские гондолы стали в 1562 году, когда во время чумы тела умерших перевозили по городу на гондолах. Нарядность лодок выглядела тогда просто нелепо, и правительство издало указ перекрасить гондолы в черный цвет, как гробы. Так печальные события средних веков навсегда изменили лицо города.

Сохраняя черный цвет остова лодок, гондольеры украшают их весьма искусно, например, изделиями из позолоченного металла. Выбор сюжетов большой, лучше всего смотрятся морские кони — гиппокампы.

Гондольеров всегда легко узнать: они носят соломенное канотье с красной или синей лентой и красную или синию полосатую футболку — традиционный костюм XVIII века. Нарушителей, не соблюдающих правил дресс-кода, власти могут лишать лицензии. И все равно, нередко гондольеры одеваются, кто во что горазд.

Гондольеры — особая каста красавцев…

Гондольеры пользуются в последнее время все большим вниманием женщин. Мальчик с десяти лет учится владеть коварным веслом и с лихостью водить гондолы по узким венецианским каналам. Кроме того, он впитывает сложную науку общения с богатыми туристами, приобретает аристократические манеры и овладевает искусством произносить такие комплименты, которые буквально сводят с ума скандинавок, англичанок и прочих представительниц прекрасного пола. В «своде правил» прописаны некоторые табу, которые уважающие себя «дамские угодники» не имеют право переступать. Так, оказывать особое внимание разрешается только женщинам, которые приехали без мужского сопровождения, разбивать пары строго запрещено. Кроме запретов, в кодексе содержатся рекомендации по поводу способов соблазнения женщин в зависимости от их национальной принадлежности.

Приговор Венеции XVIII века таков…

Экипажи — точно гробы,
Кучера — одни гребцы.
Рядом — грязные трущобы
И роскошные дворцы.
Нищеты, великолепья
Изумительная смесь;
Злато, мрамор и отрепья:
Падшей славы скорбь и спесь!

Петр Вяземский.

 

 

<—Венеция: Санта-Мария-Глориозо-Деи-Фрари

Leave a Reply