![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/01-17.jpg)
Архитектор — Бальдассар Лонгена (1598, Венеция — 1682, Венеция),
работавший главным образом в Венеции, где создавал великолепные образцы венецианской архитектуры эпохи Барокко
Если вы живете в гостиничке у Моста вздохов, нужно сесть на пристани Сан-Марко на речной трамвайчик — вапоретго. Он вас тут же привезет к беломраморному собору, что расположен почти на самом мысу противоположного берега Большого канала. Это — Санта Мария делла Салюте…
На вас глянет с неким вызовом восьмигранный двухуровневый объем с мощным портиком, шестью капеллами, шестнадцатью диковинными валютами, огромным куполом и бельведером на самом верху под маленьким куполком.
Вы не увидите и ни за что не догадаетесь, что сзади к главному восьмигранному объему пристроен пресбитерий с полукруглыми стенами, средним куполом на барабане и тоже с бельведером. Нагромождение завершается двумя звонницами, прижатыми ко второму объему. Пресбитерий — «место для избранных», или «собрание священников».
Я никогда не видела собор с противоположной стороны. Думаю, вид его мне не понравился бы, потому что я — воспитанный Петербургом классицист, а это — Венеция, в которой все делается по-венециански.
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/02-17.jpg)
Главный фасад со стороны Большого канала
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/03-17.jpg)
Фрагмент портика главного фасада
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/04-17.jpg)
Главный фасад со стороны Большого канала, показанный в ракурсе,
выявляющем все особенности архитектуры эпохи Барокко.
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/05-17.jpg)
Фрагмент портика главного фасада со скульптурой
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/06-17.jpg)
Боковой и дворовый фасады с пресбитерием, кампаниллами
и служебными помещениями. Средний купол на барабане,
судя по интерьерам, — глухой: чистая декорация…
Можете убедиться воочию, что сзади к главному восьмигранному объему пристроен пресбитерий с полукруглыми стенами, средним куполом на барабане и тоже с бельведером. Нагромождение завершается двумя звонницами, прижатыми ко второму объему. Пресбитерий — «место для избранных», или «собрание священников».
Зато какая мощная декорация выставлена
со стороны Главного канала!
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/07-17.jpg)
Виды, открывающиеся на капеллы из подкупольного пространсва
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/08-17.jpg)
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/09-17.jpg)
Главный алтарь, за ним — трансепт (поперечный неф).
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/10-18.jpg)
Главный алтарь создан по проекту Лонгены, а его скульптурное убранство выполнено Джусто Ле Корте.
Храм был воздвигнут по поручению Республики и посвящен Богоматери в благодарность за прекращение чумы, унесшей жизни многих венецианцев. Так в главном алтаре церкви Санта-Мария делла Салюте появилась мраморная скульптурная группа, выполненная Джусто Ла Корте в 1674 году и изображающая «Чуму, бегущую от мадонны».
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/11-18.jpg)
В центре — Мадонна с младенцем. Слева — умоляющая помочь Венеция.
Справа — убегающая прочь чума…
Джусто Ле Корте (1627, Антверпен — 1678, Венеция) — скульптор фламандского происхождения. Сформировался в среде мастеров барокко во Флоренции. Во время пребывания в Риме испытал влияние Лоренцо Бернини. Привнес традицию пластики Бернини в Венецию, где работал с 1659 года. Имел много последователей.
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/12-18.jpg)
Один из алтарей с картиной Пьетро Либери «Св. Антоний в Венеции»
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/13-18.jpg)
Один из алтарей. За скульптурой картина Луки Джордано «Вознесение»
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/14-17.jpg)
«Введение девы Марии во храм». Лука Джордано
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/15-17.jpg)
Алтарный образ кисти Луки Джордано — «Рождество»
Для этого храма Тицианом в 1551 году была написана картина «Сошествие святого Духа», находящаяся ныне в первом алтаре церкви Санта Мария делла Салюте. Во втором алтаре находится образ «Св. Антоний в Венеции» кисти Пьетро Либери, а в третьем алтаре — «Благовещение» того же автора.
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/16-17.jpg)
Алтарный образ кисти Луки Джордано — «Рождество» (фрагмент)
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/17-16.jpg)
Алтарный образ кисти Луки Джордано — «Рождество» (фрагмент)
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/18-15.jpg)
Тициан, «Сошествие Св. Духа» («Праздник Троицы»). 1555–1558.
Для церкви Санто-Спирито, ныне — в церкви Санта-Мария делла Салюте
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/19-15.jpg)
Тициан, «Сошествие Св. Духа» (фрагмент). 1555–1558.
Для церкви Санто-Спирито, ныне — в церкви Санта-Мария делла Салюте
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/20-15.jpg)
«Жертвоприношение Авраама». Тициан Вечеллио. 1540 — 1549
Тициан за девять лет, с 1540 года начиная, создал для собора восемь тондо (круглых по форме картин) с изображениями евангелистов и отцов церкви и тремя сюжетами — «Жертвоприношение Авраама», «Давид, убивающий Голиафа», «Каин и Авель».
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/21-14.jpg)
«Давид, убивающий Голиафа». Тициан Вечеллио. 1540 — 1549
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/22-14.jpg)
«Каин и Авель». Тициан Вечеллио. 1540 — 1549
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/23-14.jpg)
![](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2017/01/24-14.jpg)