
Архитектор — Бальдассар Лонгена (1598, Венеция — 1682, Венеция),
работавший главным образом в Венеции, где создавал великолепные образцы венецианской архитектуры эпохи Барокко
Если вы живете в гостиничке у Моста вздохов, нужно сесть на пристани Сан-Марко на речной трамвайчик — вапоретго. Он вас тут же привезет к беломраморному собору, что расположен почти на самом мысу противоположного берега Большого канала. Это — Санта Мария делла Салюте…
На вас глянет с неким вызовом восьмигранный двухуровневый объем с мощным портиком, шестью капеллами, шестнадцатью диковинными валютами, огромным куполом и бельведером на самом верху под маленьким куполком.
Вы не увидите и ни за что не догадаетесь, что сзади к главному восьмигранному объему пристроен пресбитерий с полукруглыми стенами, средним куполом на барабане и тоже с бельведером. Нагромождение завершается двумя звонницами, прижатыми ко второму объему. Пресбитерий — «место для избранных», или «собрание священников».
Я никогда не видела собор с противоположной стороны. Думаю, вид его мне не понравился бы, потому что я — воспитанный Петербургом классицист, а это — Венеция, в которой все делается по-венециански.

Главный фасад со стороны Большого канала

Фрагмент портика главного фасада

Главный фасад со стороны Большого канала, показанный в ракурсе,
выявляющем все особенности архитектуры эпохи Барокко.

Фрагмент портика главного фасада со скульптурой

Боковой и дворовый фасады с пресбитерием, кампаниллами
и служебными помещениями. Средний купол на барабане,
судя по интерьерам, — глухой: чистая декорация…
Можете убедиться воочию, что сзади к главному восьмигранному объему пристроен пресбитерий с полукруглыми стенами, средним куполом на барабане и тоже с бельведером. Нагромождение завершается двумя звонницами, прижатыми ко второму объему. Пресбитерий — «место для избранных», или «собрание священников».
Зато какая мощная декорация выставлена
со стороны Главного канала!

Виды, открывающиеся на капеллы из подкупольного пространсва


Главный алтарь, за ним — трансепт (поперечный неф).

Главный алтарь создан по проекту Лонгены, а его скульптурное убранство выполнено Джусто Ле Корте.
Храм был воздвигнут по поручению Республики и посвящен Богоматери в благодарность за прекращение чумы, унесшей жизни многих венецианцев. Так в главном алтаре церкви Санта-Мария делла Салюте появилась мраморная скульптурная группа, выполненная Джусто Ла Корте в 1674 году и изображающая «Чуму, бегущую от мадонны».

В центре — Мадонна с младенцем. Слева — умоляющая помочь Венеция.
Справа — убегающая прочь чума…
Джусто Ле Корте (1627, Антверпен — 1678, Венеция) — скульптор фламандского происхождения. Сформировался в среде мастеров барокко во Флоренции. Во время пребывания в Риме испытал влияние Лоренцо Бернини. Привнес традицию пластики Бернини в Венецию, где работал с 1659 года. Имел много последователей.

Один из алтарей с картиной Пьетро Либери «Св. Антоний в Венеции»

Один из алтарей. За скульптурой картина Луки Джордано «Вознесение»

«Введение девы Марии во храм». Лука Джордано

Алтарный образ кисти Луки Джордано — «Рождество»
Для этого храма Тицианом в 1551 году была написана картина «Сошествие святого Духа», находящаяся ныне в первом алтаре церкви Санта Мария делла Салюте. Во втором алтаре находится образ «Св. Антоний в Венеции» кисти Пьетро Либери, а в третьем алтаре — «Благовещение» того же автора.

Алтарный образ кисти Луки Джордано — «Рождество» (фрагмент)

Алтарный образ кисти Луки Джордано — «Рождество» (фрагмент)

Тициан, «Сошествие Св. Духа» («Праздник Троицы»). 1555–1558.
Для церкви Санто-Спирито, ныне — в церкви Санта-Мария делла Салюте

Тициан, «Сошествие Св. Духа» (фрагмент). 1555–1558.
Для церкви Санто-Спирито, ныне — в церкви Санта-Мария делла Салюте

«Жертвоприношение Авраама». Тициан Вечеллио. 1540 — 1549
Тициан за девять лет, с 1540 года начиная, создал для собора восемь тондо (круглых по форме картин) с изображениями евангелистов и отцов церкви и тремя сюжетами — «Жертвоприношение Авраама», «Давид, убивающий Голиафа», «Каин и Авель».

«Давид, убивающий Голиафа». Тициан Вечеллио. 1540 — 1549

«Каин и Авель». Тициан Вечеллио. 1540 — 1549

