АНДРЕАС ШЛЮТЕР: ФОРМУЛА СОВЕРШЕНСТВА…

01

Лестница — несущая конструкция, что позволяет
подняться вверх или спуститься вниз.
Типов лестниц очень много — не буду перечислять.
Особые лестницы — избранные: винтовые,
требующие соблюдения математических расчетов.

Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди.
Барселона. Саграда Фамилиа. Арх. Антонио Гауди.

Есть лестницы без внутреннего несущего столба —
с тетивой вместо него, что создают оптический эффект,
потрясающий воображение, останавливающий дыхание,
заставляющий кричать: «Как такое возможно?!!»

Простояв наверху длительное время, можно понять:
все дело в глубинной вертикальной перспективе.
Уменьшая размеры кружащихся элементов по высоте
она создает образ ЗОЛОТОЙ СПИРАЛИ,
что рассказывает об УСТРОЙСТВЕ МИРОЗДАНИЯ.

Винтовая лестница без центрального столба.  Замок Тевтонского ордена. Бад Мергентхайм
Винтовая лестница без центрального столба.
Замок Тевтонского ордена. Бад Мергентхайм

Оптический эффект прежде всего позволяет использовать Лестницу как символ и часть религиозного ритуала, что подчёркивают важность ВОСХОЖДЕНИЯ.

Эквивалентами лестницы являются золотая нить, ось мира, мировое дерево, мировая гора, радуга и др. Лестница пересекает три космические зоны, связывая мир богов, людей и подземный мир. Зачастую ступени лестницы задают иерархию божеств.

04

Лестница символизирует:
переход от одного плана бытия к другому,
прорыв на другой онтологический уровень,
сообщение Земли с Небесами в обоих направлениях: восхождение человека и нисхождение божества.
олицетворяет доступ к реальности, абсолюту,
переходя от нереального к реальному,
от Тьмы к Свету, от Смерти к Бессмертию.
Этот переход есть путь в другой мир через смерть.
Первоначально лестница существовала в Раю,
и между богом и человеком была непрерывная связь,
но с грехопадением она была утеряна…

05

Лестница, ведущая вверх, — символизирует храбрость и смелость; лестница, ведущая вниз — трусость и подлость. По первой лестнице восходят. По другой — крадутся.

Ступени олицетворяют: прибывающую силу человеческого сознания, проходящую через все ступени бытия. Они же — ступени инициации. Их число колеблется от семи до двенадцати. В ходе инициации человек восходит в знании и доблести.

Лестница в Ватиканском музее
Лестница в Ватиканском музее

Лестниц так много создано на Земле… Одни — чисто символические. Другие сопрягают деловое назначение с бытийным. Третьи — самые красивые согласно вере определенного времени.

Часто лестницы — самое сильное проявление
сути архитектурного замысла, ибо есть в них вызов
всему конкретному, реальному, бытовому…

Андреас Шлютер. Двор Берлинского арсенала с масками титанов, решающими проблемы Хаоса и Порядка, Низкого и Высокого,  Бессмертия мира смертных людей и их каждодневной жизни.
Андреас Шлютер. Двор Берлинского арсенала с масками титанов,
решающими проблемы Хаоса и Порядка, Низкого и Высокого,
Бессмертия мира смертных людей и их каждодневной жизни.

Нам все обо всем уже рассказали маски? Если дверь открыта, значит, нас еще куда-то приглашают,
и мы непременно входим…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

В полукруглой башне — лестница, деревянная, красиво прорисованная, по-видимому, хозяйственная — для загрузки экспонатов, и эвакуационная — на случай пожара.

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Лестница без внутреннего столпа, на тетиве — несущей опорной конструкции в виде балки с вырезами изнутри, в которые вкладываются ступени. Таким образом с боку лестницы торец ступени не виден. Такие прорезы называют пазами или гнездами.

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Повторяю, все детали очень красиво прорисованы в соответствии с тектоникой этой конструкции. Балясины плоские, фигурные. Столб, с которого начинается винтообразное движение, увенчан шишкой. Он — начало начал.

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Тетива, балясины и перила включены в общее движение. Они — одновременно конструктивное и защитное ограждение.

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

На уровне первого этажа лестница делает круговой поворот и расходится ритмом забежных ступеней…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Подступенки ступеней невелики, подниматься легко,
можно восходить наверх в ритме балясин…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

И я восхожу, упиваясь движением,
что ведет меня куда-то туда… К свету?

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…
С пристенной стороны ступени вставляются тоже в тетиву с пазами, но она не выявлена. Внутренняя тетива действует одна будто нить золотая…
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Какие изгибы тетивы! Не циркульные — параболические, принадлежащие высшей математике…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Вид снизу вверх на лестничную параболу, что включает в свое движение две промежуточные площадки на консолях…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Вид снизу вверх на лестничную параболу, что включает в свое движение две промежуточные площадки на консолях…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…

Вид снизу вверх на лестничную параболу, что включает в свое движение две промежуточные площадки на консолях…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Лестница в полукруглой башне...
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал.
Лестница в полукруглой башне…
Все — мы приблизились к верху.
Что там? Крест в тени от света…

Мы совершили восхождение под воздействием движения математического совершенства,
в архитектуре воплощенного.

Нам помогли, нас вели, с нами шли вместе…
Сейчас мы останемся одни там — на высоте:
будем сами решать вопросы борьбы
Света и Тени, чьи силы равны.

Борьба идет вовне? И в нашей душе,
ибо в Жизни и Смерти все едино…

Оставить комментарий: