АНДРЕАС ШЛЮТЕР: ПРОРОЧЕСТВО О ВСЕОБЩЕЙ ГАРМОНИИ…

Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Вид с реки Шпрея, что пересекает бульвар Унтер-ден-Линден.
Андреас Шлютер. Берлинский арсенал. Вид с реки Шпрея,
что пересекает бульвар Унтер-ден-Линден.

По всему периметру квадрата выстроены рядами СТРАЖИ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, В РЫЦАРСКОМ ОРДЕНСКОМ ПОНИМАНИИ, в римском воинском обмундировании…

Арсенал — не складское помещение военных орудий и амуниции. По всеобщему признанию, этот Арсенал — сокровищница, состоящая из 22 масок, Шлютером исполненных, что сосредоточены во внутреннем дворе.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Стеклянный купол над ним, похожий на облако. Современная реконструкция.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Стеклянный купол над ним, похожий на облако.
Современная реконструкция.
Марина Бреслав снимала двор в 2012 году, когда она поехала в Берлин без меня с наказом привести Шлютеровы знаменитые маски. Она провела во дворе два часа, в упоении снимая лики умирающих воинов. Потом говорила, что двор в Берлинском арсенале — самое гармоничное, светом и теплом наполненное место из всех, которые она видела в Берлине. Мы не поверили…
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. На переднем плане - пушки: памятники первого века артиллерии в Европе, включая Пруссию. К тому же, это - свидетельство назначения здания, представляющего собой военный склад.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
На переднем плане — пушки: памятники первого века артиллерии
в Европе, включая Пруссию. К тому же, это — свидетельство
назначения здания, представляющего собой военный склад.

Какие свет и тепло могут быть подобном складе?! Уберите пушки — и почувствуете непременно, что вы в каком-то особом мире. Тогда холод и ветер пронизывали Берлин, а здесь царило преддверие лета, вещающее о мире без войн.

Некоторые считают, что я все время фантазирую.
Только не в этом случае, уверяю вас…

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Одна из осей, образующих Прямоугольный крест.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Одна из осей, образующих Прямоугольный крест.

Здание проектирует архитектор, не задумывающийся о своей принадлежности к определенному стилю . Барокко или Классицизму. Он — повелитель осей, свободный от любого диктата, в том числе и ордерного.

Продольная ось проходит через двор, пересекается с поперечной осью, образуя прямоугольный крест. На оси расположены центральные порталы, ведущие во двор. Порталы выделены креповками стены, балконом, колоннами, большим лучковым фронтоном — не ошибешься. До, еще в портале — по особому пророисован замковый камень — потом рассмотрим.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Одна из осей, образующих Диагональный крест.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Одна из осей, образующих Диагональный крест.

Четыре угла планировочного квадрата закруглены. Благодаря этому, возникают еще две оси, что образуют второй крест — диагональный. Двор — восьмигранный. Восемь — число, исчерпывающее планиметрию Пространства. При нем ничего нельзя ни прибавить, на убавить. Можно лишь дорабатывать до деталей форму, обязанную быть совершенной.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Метро-ритмы, масштаб и пропорции в решении архитектуры стены.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Метро-ритмы, масштаб и пропорции в решении архитектуры стены.

Архитектор дорабатывает форму до Совершенства, пользуясь метром-ритмами, масштабом и пропорциями… Тосканские полуколонны с достоинством держат на своих плечах антаблемент, выстраиваются по второму этажу, опираясь на крепованный и рустованный подиум первого этажа. Масштаб двора таков, чтобы у человека, оказавшегося в нем, не возникло ощущения, что он пойман. Нет, вера в доброту архитектурного замысла неукоснительна.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Округлое сопряжение четырех прямоугольных стен.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Округлое сопряжение четырех прямоугольных стен.
Обратите внимание на картуш. Он будет повторяться. Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. В данном случае — маска.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

Округлое сопряжение стен, на которых весит-парит картуш с маской, — чисто экспрессивный барочный прием. Здесь экспрессия не снимает общей гармонии. Почему? Неужели выражение лика маски с закрытыми глазами позволяет продолжить разговор с Вечностью, присущий архитектурной планиметрии и форме?..

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Креповка порталов на прямоугольных стенах - типично барочный прием...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Креповка порталов на прямоугольных стенах —
типично барочный прием…

Более экспрессивного ракурса наш фотограф — Марина Бреслав — не нашла. Все остальное выдержано в границах некой сдержанности эмоций. Почему? Потому что главное — порталы здания — имеют право на исключительность.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Продольная ось, отмеченная на фасадах не ликами - двумя ветвями с особым символическим значением...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Продольная ось, отмеченная на фасадах не ликами —
двумя ветвями с особым символическим значением…

Тот же портал не в ракурсе, а во фронтальной проекции. Мне очень хотелось понять смысл, заключенный в переплетении двух ветвей в главных по геометрии своей точках ограждающих двор фасадов. Что-то заставляло вспоминать «цветок Ринальди». Расхождение во времени между двумя архитекторами значительное, прием очень близок.

Две ветви тесно сплетены. Та, что наверху, — дубовая. Это несомненно. Та ветвь, что под ней — стебли лилии, так трактуются удлиненные листья в «автографе Ринальди»…

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Продольная ось, отмеченная на фасадах не ликами - двумя ветвями с особым символическим значением...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Продольная ось, отмеченная на фасадах не ликами —
двумя ветвями с особым символическим значением…

В Древней Греции дуб был посвящён Зевсу и Гераклу. Он является символом душевной и физической силы, а также долголетия. Дубовая ветвь символизировала силу, мощь и знатность рода, дубовыми венками награждали самых храбрых воинов. В Древнем Риме дуб был посвящён Юпитеру. Человека, спасшего жизнь римскому гражданину, принято было награждать дубовым венком, называвшимся corona civica.

В христианстве лилия стала символом чистой, девической любви. В древнем Риме, на Крите изображения лилии использовали представители благородных сословий, во Франции лилия стала эмблемой королевской власти. В народной символике лилия является не только символом чистоты, но и «бледной смерти». В народных сказаниях таинственное появление лилии предвещает смерть…

Значит, здесь воедино сплетены жизненная сила, преодолевающая смерть…

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Поперечная ось, отмеченная на фасадах изображением "Юпитерова орла"...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Поперечная ось, отмеченная на фасадах
изображением «Юпитерова орла»…

Орел – король птиц, самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью. Подобно льву среди зверей, орел воспринимается как царственная птица.

Данте не случайно назвал орла птицей Бога: орел в античности олицетворялся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Обряд апофеоза (от греч. «обожествление») римских императоров, начиная с Юлия Цезаря, включал процедуру отпускания на волю орла, который, как считалось, уносит на небо душу умершего.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Поперечная ось, отмеченная на фасадах изображением "Юпитерова орла". Фрагмент с огненными стрелами...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Поперечная ось, отмеченная на фасадах изображением «Юпитерова орла». Фрагмент с огненными стрелами…

Орел широко используется в системе символов в связи с Солнцем и Небом. Благодаря быстроте и стремительности полета орел ассоциируется с молнией и громом и относится к стихиям воздуха и огня.

В древности орел был символом силы и победы и как следствие часто изображался на штандартах римских легионов. То же значение он имел на оружии многих армий. На римских монетах орел символизировал императорскую власть, а в римском искусстве он изображался возносящим душу императора на небо.

В Библии орел означает величие и всемогущество Бога. Орел, несущий жертву, рассматривался как знак победы высокого над низким. Аристотель утверждал, что орел может прямо смотреть на восходящее солнце, поэтому он стал символом Вознесения. Со змеей в клюве орел обозначает триумф Христа над Сатаной.

Здесь «Юпитеров орел» — тоже «знак победы
высокого над низким»?

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

Так чьи же лики изображены на месте замковых камней? Воинов? В каком звании? Солдат? Офицеров?
Я задала эти вопросы специально, чтобы показать
абсурдность подобной конкретизации, а возможно,
и любой. Хотя…

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа. При малом изменении ракурса видно: лики живые...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.
При малом изменении ракурса видно: лики живые…

Очень уважаемые источники утверждают… «Талант этого художника гораздо ярче, чем в архитектуре, выказался в его скульптурных работах, из которых наиболее замечательны пластические украшения берлинского арсенала, в особенности маски умирающих воинов, красующиеся над окнами — произведения, поразительные по естественности, силе и разнообразию приданного им выражения», Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

Чтобы вы убедились в разнообразии изображенного страдания, я покажу маскароны поочередно. Не все 20 ликов, только 7, ибо этого достаточно, для того, чтобы доказать главное: «мрачного трагизма замысла» мы не увидели. Напротив, маски молча кричат, но общей гармоничности двора не сбивают, каким-то образом ее поддерживая и окрашивая…

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа. При малом изменении ракурса видно: лики живые...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.
При малом изменении ракурса видно: лики живые…

Говорят… «В 1698 году Шлютеру поручили завершить начатую Нэрингом постройку и произвести отделку здания берлинского арсенала. Главный фасад арсенала оформлен пышной лепной орнаментикой, в которой основным декоративным мотивом являются военные трофеи, свидетельствующие о воинской славе победителя. Фасад, выходящий во двор, своим убранством – масками умирающих воинов – резко контрастирует мрачным трагизмом замысла с триумфальной торжественностью главного фасада. На лицах раненых воинов написано выражение отчаяния, ненависти, страдания; полные патетики и напряженности, они напоминают об ужасах войны».

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

Говорят… «Фасад, выходящий во двор, своим убранством — масками умирающих воинов — резко контрастирует мрачным трагизмом замысла с триумфальной торжественностью главного фасада. Скульптура барокко охотно обращалась к передаче всевозможных аффектов, и Шлютер вносит большое разнообразие в изображение страдания. Среди воинов есть молодые и старые, кричащие от боли и сдерживающие стон, упорно борющиеся со смертью и покорно испускающие последний вздох. Однако при этом скульптор проявляет сдержанность: суровые, энергично вылепленные головы героев заставляют зрителя думать не только об их страданиях и смерти, но и о силе и мужественности».

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа. При малом изменении ракурса видно: лики живые...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.
При малом изменении ракурса видно: лики живые…

Есть еще одно мнение — самое новое, приведенное в последнем роскошном буклете по Берлинскому арсеналу (Цойгхаузу по-немецки)… То — не умирающие или раненые воины, то — титаны: олицетворения Хаоса, проигрывающие в битве с Олимпийскими богами, старающимися установить Порядок. Аналог тоже приведен — Пергамский алтарь, до открытия которого со времени Шлютера должно пройти еще 100 лет.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

Все, больше не буду приводить ничьих суждений,
потому что мы уже сделали свое открытие, что требует развивать сюжет в русле ПРАВИЛ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО. Судя по восьмиконечному белому кресту каждый член Мальтийского Ордена должен быть носителем восьми добродетелей: Веры, Милосердия, Правды, Справедливости, Безгрешности,Смирения, Искренности, Терпения.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа. При малом изменении ракурса видно: маски живые...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.
При малом изменении ракурса видно: маски живые…

Эти добродетели имеют вневременное существование:
ибо в них сосредоточено то, что характеризует
СИЛУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА — ЕГО ВЫСОКУЮ,
НАСТОЯЩИМ РЫЦАРЯМ СВОЙСТВЕННУЮ,
МУЖЕСТВЕННОСТЬ…

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

В Шлютеровых масках изображено страдание человеческого духа, пытающегося преодолеть в себе все низкие побуждения, стремления, страсти.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа. При малом изменении ракурса видно: маски живые...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.
При малом изменении ракурса видно: маски живые…

Попытка «достичь Небесного совершенства в терзаниях камня сердца своего» необычайно трудна. Дух мало подвластен человеческой Воле. Он может превращаться в свою противоположность — Стихию зла, что повяжет Добродетель путами.

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

Планиметрия двора, подчиненная пространственной гармонии (2 — 4 — 8), позволяет верить, что титанические усилия приведут к Победе Должного. Лики титанов преобразятся. Они перестанут стенать. Они откроют глаза. И наступит Мир Всеобщей Добродетели.

Вас напугало подобное Пророчество?
Вы боитесь Должного, установленного свыше?
Если так, вы не верите в собственные силы…

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа. При малом изменении ракурса видно: маски живые...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.
При малом изменении ракурса видно: маски живые…

Историки масонства пишут… «В настоящее время Орден представляет собой международный союз, наследующий священные традиции Суверенного Ордена Иоанна Иерусалимского. Этот союз и в наше время способствует развитию медицины, наук и искусств. Он содействует развитию экономики, государственному менеджменту. В наши дни рыцари не сражаются мечами, не носят железных доспехов. Но, как и прежде, стараются жить по законам христианской любви, добра и помощи ближним, всем нуждающимся, неся братство и мир всем людям».

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа.
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.

«Рыцари верят, что христианство – это не прошлое, с его ошибками, а что оно необходимо сегодня и позволит реализовать самые светлые надежды на будущее. Орден и сегодня верен своим духовно-нравственным истокам и решает на новом уровне и в новой обстановке те же задачи, для решения которых он и был создан.

Возможно, именно бережному сохранению своих традиций, основанных на высокой христианской морали, Орден и его дочерние организации обязаны тому, что их история продолжается. Как знать, возможно благородные традиции и богатый исторический опыт Ордена еще ни раз окажутся востребованными человеческой цивилизацией».

Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале. Маскароны на месте замковых камней  над арочными окнами первого этажа. При малом изменении ракурса видно: маски живые...
Андреас Шлютер. Двор в Берлинском арсенале.
Маскароны на месте замковых камней
над арочными окнами первого этажа.
При малом изменении ракурса видно: маски живые…

Повторяю достаточно известные факты… Счастливыми обладателями Рыцарского креста в современной России являтся: С.К. Шойгу, Б.А.Березовский, П.П.Бородин, Г.Э.Бурбулис, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Илюшин, В.В.Костиков, М.Ю.Лесин, С.Ф.Лисовский, Е.М.Примаков, А.В.Руцкой, С.А.Филатов, М.Ш.Шаймиев, С.М.Шахрай, В.Б.Юмашев, С.В.Ястржембский…

В. И. Баженов. Санкт-Петербург. Двор Михайловского замка.
В. И. Баженов. Санкт-Петербург. Двор Михайловского замка.

Император Павел I, Empereur Paul I-er de Russie (1798—1801), был Великим магистром Мальтийского ордена
(de facto).
Император Александр I, Empereur Alexandre I-er de Russie (1801—1803), был протектором Ордена.
Николай Иванович Салтыков, Nicolas Saltikoff (1801—1803), был поручиком Великого магистра.

О чем это говорит?
Применительно к Шлютерову пророчеству
это не говорит ни о чем…

В. И. Баженов. Михайловский замко. Входной портал Перед ним - "Великий конь": памятник Петру I, выполненнй К. Б. Растрелли - отцом. То и другое отчетливо связано со Шлютеровыми композициями...
В. И. Баженов. Михайловский замко. Входной портал
Перед ним — «Великий конь»: памятник Петру I,
выполненнй К. Б. Растрелли — отцом. То и другое
отчетливо связано со Шлютеровыми композициями…

Оставить комментарий: