
Тишина, Холод, Сон… Очнитесь — в сон не погружайтесь:
Зима заберет к себе…
Кто же ездит зимой в царство фонтанов — Петергоф?!
Мои друзья — москвичи из «Нового Акрополя» — любители неожиданных впечатлений. Действительно, состояние «Золотого царства» оказалось столь неожиданным, что сам собою возник альбом в подарок тем, кто не подозревает, что чудо может затаиться, исчезнуть чудо не способно никогда.

Слышите, снег скрипит под ногами?
Сейчас он заговорит?
О чем? Только о своем…

Фотографии с 3 по 18 выполнены Мариной Бреслав.
Зима… Все спит в ожидании нового пробуждения.
Небо в снегу отражается.
Снег, став голубым, с Небом сливается.

Наездники на гиппокампах — морских конях — молча кричат.
Детишки, как им положено, с дельфинами играют.
Нептун свою гордыню тешит: думает, что именно он —
Бог морей — Временем управляет.

«Павильон под орлом» и «Нептун».
Нептун ошибается…
В Верхнем саду Временем управляет не он,
а граф Растрелли…

На дальнем плане — «Павильон под орлом»…
соотнесенности, уравновешенности, соподчиненности.
Благодаря уравновешенности Неба и Земли,
соразмеренности частиц и частей
само собой возникает переживание Тишины,
в бело-голубых снегах становящейся очистительной.

На дальнем плане — Церковный павильон…
Под воздействием Тишины из Сада уходит все суетное,
мучительное. Душа оживает и в себя вбирает
музыку Растреллиевой архитектуры,
что обычно звучит в храме…
Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Вот он — «Павильон под орлом» — во всей своей праздничной яви. «Юпка», украшенная гирляндами. Просветный барабан — «талия» танцующей на балу прекрасной дамы. Пышный «бюст» и маленькая «головка» на длинной «шейке», украшенная только гербом-орлом и императорской короной.
О, императрица Елисавет!
О, архитектор-фантаст — Растрелли…

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Вы замечали, что у орла — три головы, три пары крыльев? Это сделано затем,чтобы с четырех сторон обзора был виден Российский герб. То — внимание к оптическим иллюзиям, очень многое обещающим.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Павильон — не простое архитектурное сооружение: то — написанный на архитектурном языке философский трактат о взаимоотношении Вечности и мгновения.
Обыденный опыт людей утверждает: мгновение преходяще. Нет-нет — возражает Растеллиев «трактат»: сейчас текущее мгновение имеет бесконечную длительность. Золотой орел с трепещущими от напряжения крыльями взлетел над земной сферой или приземлился? Ни то — ни другое: он уже приземлился и еще не взлетел. Разрыв между тем, что уже началось и еще не закончилось, — остановка в течении Времени, впускающая в Верхний сад Вечность.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Напоминает золотая главка цветочный бутон, что вот-вот и раскроется? Не волнуйтесь, ничего подобного не произойдет, потому что порыв лепестков главки-бутона уравновешен напряжением валика с листьями. Уравновешенность сил утверждает: и в жизни не
может быть никаких трагедий, горя, слез… Только счастье нас ждет впереди, господа! Улыбайтесь…
Золотой орнамент на барабане застыл или течет? Закройте глаза — течет. Откройте — застыл. Навсегда? Нет, всего лишь на мгновение, чтобы снова течь и застывать, даря людям сказку о бесконечном Времени течении, что с собою несет букеты цветов золотых — не увядающих, не стареющих…

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
В гирлянде, украшающей «юпку»-кровлю, воплощен апофеоз Временной бесконечности -быстротечности. Мерный ход листьев вниз-вперед, затем легкий всплеск усилий под напором изогнутой кровли и снова вверх-назад к началу нового движения — нового скольжения.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Повтор одного и того же — иллюзия движения!
И философия эта — утопия, мечта, самообман!!
Не шумите… Не шумите… О, помолчите… Помолчите…
Вслушайтесь в ритм мерного движения,
что водных струй течения…

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Капля — мгновение, капля — мгновение, капля — мгновение…
Пдчиняясь «Колесу Времени» или «Солнечной круговерти»,
их движение становятся вечным — движением бесконечным.
Нет начала… Значит, нет и конца.
Есть лишь вечный праздник самодвижения.
Капля — мгновение, капля — мгновение, капля — мгновение…
Жизнь прекрасна здесь-сейчас. Не нужны изменения.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Мы здесь. Мы есть. И это — счастье…
Поверили фантасту Растрелли,
воплотившему в золотых дворцах
мечту о Счастье, что неизменно?
Золотое кружение… Золотые мгновения…
Мы — тени. Мы — дивные тени.

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Годы идут. Уходят поколения.
Их тени в Верхнем саду живут.
Танцуют под звуки Растреллиевых песнопений.
Будьте счастливы, господа. Всегда. Всегда. Всегда….

Арх. Франческо Бартоломео Растрелли. 1745-1755 годы
Золотая раковина (таких у нас еще не было)
каждому в подарок от Верхнего сада,
от Растреллиевых дивных творений…
На террасе, напоминающей о Литориновом море пытается успокоиться «Павильон под орлом». Не волнуйся, нет ничего тебя прекраснее…
для которой Петергоф — не все, но, думаю я, самое главное в жизни…
Петергофский садово-парковый ансамбль пребывает на грани возможного: еще чуть-чуть и он погрузится в полный ночной мрак и никто не будет знать, что Петергоф и зимой трудится — готовится к лету, когда «белые белые снеги» превратятся в хрустальные струи, что взметнутся в Небо, славя бесконечно текущие капли-мгновения…
Ждем? Ну, конечно…